Аудио версия настоящей статьи:
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Воистину, Дьявол потерял надежду на то, что молящиеся [Богу, совершающие обязательную молитву-намаз] станут поклоняться ему. Однако [он пошел в обход и преуспеет] в разжигании розни между ними»[1].
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Движение Сатаны по отношению к людям подобно движению крови по венам [естественно и незаметно]».
Другой возможный вариант перевода: «Дьявол [козни его и нашептывания] движется по путям тока крови сына человеческого [подобно крови повсюду проникая, со временем распространяется по телу, пронизывая, пропитывая и отравляя человека грехом до мозга костей]»[2].
Один из комментариев: «Пока бьется сердце человека, Сатана неравнодушен к нему, не оставит его в покое».
ﷺ
Сподвижник пророка Мухаммада Ибн ‘Аббас говорил: «Первыми (до появления рода человеческого) на земле были поселены джинны[3]. После того как в своей аморальности и вражде они перешли все возможные границы, Всевышний ниспослал к ним Иблиса (Сатану) [который на тот момент еще не был проклят] и ангелов, которые силой остановили бесчестие и войны. Затем был сотворен Адам (и Ева)»[4].
Один из праведников говорил: «Дьявол из числа людей хуже дьявола-джинна. Если от последнего можно удалиться, обратясь к Богу со словами о помощи (например, чтением одной из двух последних сур Корана), то первый долго может домогаться и не отставать, подталкивая к совершению греха или проступка»[5].
ﷺ
«Пророк приказал убивать собак [которые несут опасность для здоровья и жизни людей]»[6].
ﷺ
Посланник Всевышнего говорил: «Убивайте тех собак, что черны как смола»[7].
В некоторых хадисах оговорено, что «абсолютно черная, подобно смоле, собака — дьявол [одна из форм его появления в людской среде]»[8]. Имеются в виду те собаки, которые потенциально опасны для людей, черные из их числа стоят первыми по опасности.
ﷺ
Однажды посланник Господа вышел к сподвижникам и прочитал перед ними 55-ю суру «ар-Рахман» с самого начала ее и до конца. Те молча выслушали. После Пророк произнес: «Я зачитал ее перед джиннами, и ответ их был лучше, чем ваш [чем ваше молчание]. Каждый раз, когда я произносил слова: «Какие же из проявлений милости Господа вашего [о люди и джинны] вы считаете ложными?!», они говорили: «Ни одно из проявлений милости Твоей, о Господи! Мы Тебя восхваляем (благодарны Тебе за все)»[9].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Хадис от Джабира; св. х. Ахмада, Муслима и ат-Тирмизи. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 571, хадис № 1942, «хасан»; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1131, хадис № 65–(2812); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 125, хадис № 2034.
[2] Хадис от Анаса; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима и Абу Дауда; а также от Сафийи; св. х. аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда и Ибн Маджа. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 605, хадис № 2039; Т. 4. С. 1955, хадис № 6219; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 125, хадис № 2036, «сахих»; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 1. С. 139, хадис № 68; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хиббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хиббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991 (1997). Т. 8. С. 428, хадис № 3671, «сахих», а также т. 10. С. 348, хадис № 4497, «сахих».
[3] В соответствии с Исламом, джинны являются частью Вселенной, сотворенной Богом. Это незримые для людей разумные существа, созданные Богом наряду с людьми и ангелами, живущие в параллельном мире.
[4] См.: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 1. С. 139.
[5] См.: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 4. С. 358.
[6] См., например: Имам Малик. Аль-муватто [Общедоступный]. Бейрут: Ихья аль-‘улюм, 1990. С. 738, хадис № 1809 и пояснение к нему.
[7] См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 459, хадис № 1490, «хасан сахих».
[8] См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 459.
[9] См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 521, хадис № 3291, «хасан»; Ибн Кясир И. Тафсир аль-кур’ан аль-‘азым [Комментарии к Великому Корану]. Бейрут: аль-Хайр, 1991. Т. 4. С. 284; ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир. Т. 3. С. 415.