Аудио версия настоящей статьи:
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Угощайте других [будьте гостеприимны; всегда старайтесь сделать другому приятно, особенно когда это касается яств и угощений, и будьте при этом искренни и бескорыстны пред Богом] и пусть слова ваши будут прекрасны [в своей речи как можно чаще используйте позитивные, красивые и приятные на слух слова, причем неважно, говорите ли вы с собою, про себя или с кем-то]»[1].
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Кто уверовал в Аллаха (Бога, Господа) и [в очевидность] Судного Дня, тот пусть будет щедр к гостю своему. Дар его — первые сутки [посещения] (первые день и ночь). [В это время принимающие гостей должны быть по возможности щедры и великодушны.] Гостить же пришедший может [максимум] три дня [последние два из которых хозяева содержат гостя в обычных для них домашних условиях, без особых хлопот и забот]. То, что больше трех, — это милостыня [то есть хозяева не обязаны содержать гостя более трех суток]. И недопустимо для него пребывать (проживать) у другого столько, что тот начнет испытывать стесненность (окажется в затруднительном положении). [Например, если встречающие бедные и малоимущие, то лучше даже и на один день не задерживаться]»[2].
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Распространяйте мир [желайте другим мира, благоденствия, благополучия; излучайте миролюбие]; кормите (угощайте) [других, будьте гостеприимны], уничтожайте вредных (ядовитых) насекомых, и вы унаследуете райскую обитель [если оставались верующими до конца своих земных дней]»[3].
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «О люди! Приветствуйте друг друга миром, кормите и угощайте, молитесь ночью, когда другие спят, — и вы благополучно войдете в Рай»[4].
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Пусть разговляются у вас постящиеся, пусть вкушают ваши угощения благочестивые (благонравные, добрые, набожные) люди и пусть молятся за вас ангелы»[5].
Это хорошая молитва-ду‘а в адрес хозяев дома, пригласивших вас к себе и угостивших.
Транслитерация этой мольбы-ду‘а: «Афтора ‘индакумус-сааимуун, ва акяля та‘амакумуль-абраар, ва соллят ‘аляйкумуль-маляяикя».
ﷺ
«Кто уверовал в Аллаха (Бога, Господа) и [очевидность] Судного Дня, тот пусть будет щедр к гостю. Кто уверовал в Аллаха (Бога, Господа) и [очевидность] Судного Дня, тот пусть восстанавливает [нарушенные, прерванные] родственные связи (укрепляет их). Кто уверовал в Аллаха (Бога, Господа) и [очевидность] Судного Дня, тот пусть говорит благое или молчит [одно из двух]», — призывал пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует)[6].
ﷺ
«Бойтесь запретного [не совершайте греховного и будьте усердны в обязательном], тогда станете самыми набожными. Оставайтесь довольны тем, что дал вам Творец, и обретете значительные богатства (независимость). Хорошо относитесь к своим соседям [даже если они относятся к вам плохо], тем самым проявите истинность своей веры. Любите для людей то, что любимо вами (желайте другим то, что желаете самим себе), тем самым станете по-настоящему мусульманами (покорными Всевышнему). Много не смейтесь. Излишний смех умерщвляет сердце [то есть влияет на чувство набожности и трепета в нем. Шутящий к месту и не к месту человек теряет свою серьезность в глазах людей, с ним нельзя поговорить или посоветоваться по важным вопросам, то же самое касается и его личного отношения к вере, к Богу. Но важно отметить, что Пророк очень часто улыбался, лицо его практически всегда было лучезарным, ясным, добрым и открытым]»[7].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Хадис от аль-Хасана ибн ‘Али; св. х. ат-Табарани. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 72, хадис № 1099, «хасан».
[2] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1933, хадис № 6135; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 501, хадис № 2/707 и пояснение к нему.
Также см., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 719, хадис № 14–(48).
[3] Хадис от Абу Хурайры; св. х. ат-Тирмизи. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 553, хадис № 1859, «хасан сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 78, хадис № 1231, «сахих».
[4] Хадис от ‘Абдуллы ибн Саляма, а также ‘Абдуллы ибн ‘Амра; св. х. ат-Тирмизи, а также Ахмада и Ибн Маджа. См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 708, хадис № 2490, «сахих»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 87, хадис № 1167; Ахмад ибн Ханбаль. Муснад. С. 472, хадис № 6587, «сахих»; Ибн Маджа М. Сунан. С. 396, хадис № 3694, «сахих».
[5] Хадис от аз-Зубайра; св. х. Ибн Маджа и Ибн Хиббана. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 82, хадис № 1310, «сахих».
[6] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1933, хадис № 6138; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 501 хадис № 1/706.
[7] См.: аль-Бага М. Мухтасар сунан ат-тирмизи. С. 331, хадис № 2306; Джанан И. Хадис ансиклопедисы. Кутуб ситтэ. Т. 16. С. 251, хадис № 5837; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 9. С. 24-26, хадис № 5171.
По вопросу достоверности данного хадиса есть разные мнения, но в том, что он имеет подтверждения в аятах и достоверных хадисах, мнение ученых едино.