Аудиоверсия настоящей статьи:
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Кто построит [красавицу-]мечеть [тем более если она станет архитектурным шедевром своего времени] и сделает это [не ради имиджа, не ради материальной выгоды, не ради политического веса, а лишь] ради Аллаха (Бога, Господа) [абсолютно бескорысто на благо людей], тот удостоится дворца в Раю, подобного построенному им [но лишь по отдельным характеристикам, ведь там — законы и архитектура вечности]»[1].
То есть в Судный День данное деяние будет весомым и, возможно, явится причиной попадания в Рай, где окажется у этого человека райский необычайный шедевр, который напомнит о затраченных мирских усилиях, благодатно перешедших в вечность.
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Кто выстраивает [духовную, морально-этическую] атмосферу в мечети, те — приближенные к Аллаху (Богу, Господу) люди»[2].
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Если вы увидите человека, который регулярно посещает мечеть (имеет обыкновение посещать мечеть) [на протяжении лет, десятилетий у него есть определенные дни или часы, которые он уделяет посещению Божьего храма и молитве в нем], то вы свидетели тому, что он является носителем веры [она не только на устах, но и в сердце]»[3].
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Если кто-либо из вас зашел в мечеть, то пусть проговорит салават[4], а после скажет: «Аллаахумма, ифтах ли абвааба рахматикь» (о Господи, распахни для меня врата Твоей безграничной милости!). А когда будет выходить [из мечети], то пусть также проговорит салават и скажет: «Аллаахумма, ас’алюкя мин фадликь» (о Господи, прошу Тебя [проявить ко мне даже то, чего я не заслуживаю] из милости Твоей)»[5].
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал:
— «Не запрещайте женщинам посещать дома Господни (мечети)»[6];
— «Не запрещайте женщинам отправляться в мечети, но их дома — это лучшее для них [место молитвы]»[7];
— «Разрешайте женщинам посещать мечеть [даже] ночью [для совершения ночной молитвы, например]»[8];
— «Если супруга (жена) кого-либо из вас попросит разрешения сходить в мечеть, то никоим образом не запрещайте ей!»[9].
Подчеркну, что основным местом совершения молитв-намазов для женщины как хранительницы домашнего очага является ее дом. Для мужчин — мечеть, хотя он может молиться и дома, и на работе.
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Не отправляйтесь [с намерением посетить святые места], кроме как к трем мечетям: мечети аль-Харам [в Мекке], моей мечети [в Медине] и мечети аль-Акса [в Иерусалиме]»[10].
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Молитва[-намаз], [совершенная] в моей мечети [в Медине], лучше [по Божественному воздаянию и вознаграждению], чем тысяча молитв[-намазов] в любой другой мечети. За исключением мечети аль-Харам [в Мекке][11]. Молитва[-намаз] в ней [в мечети аль-Харам, внутри которой находится Кааба] лучше [по Божественному воздаянию и вознаграждению], чем сто [молитв] здесь [в моей мечети в Медине]»[12].
ﷺ
«Му‘авия[13] подошел к группе людей, сидевших в кругу в мечети, и спросил: «Что вас побудило собраться?» Те ответили: «Мы сели здесь, чтобы вспомнить об Аллахе (о Боге)». — «Вы поклянетесь Богом, что вас побудило сесть здесь лишь это?!» Те ответили: «Клянемся Богом, только это побудило нас собраться здесь». — «Я попросил вас поклясться, но не сомневаясь в том, что вы говорите (не желая обвинить вас в чем-то). [Причина в другом.] Нет того, кто был бы настолько близок к Пророку[14] и при этом передал от него так мало хадисов, как я. [Но то, что я увидел сейчас и услышал, побудило меня передать достоверный хадис.]
Поистине, посланник Божий однажды вышел к кругу людей из числа его сподвижников и спросил: «Для чего вы сидите [здесь, что побудило вас собраться?]». Те ответили: «Мы собрались, чтобы вспомнить о Боге, поблагодарить Его за то, что наставил нас на верный путь, одарил нас этим». — «Вы поклянетесь Богом, что вас побудило сесть здесь лишь это [и никаких других целей у вас не было]?!» — удостоверился Пророк. Они ответили: «[Да] клянемся Богом, только это побудило нас собраться здесь». — «Я попросил вас поклясться, но не сомневаясь в том, что вы говорите (не желая обвинить вас в чем-то). [Причина в другом.] Ко мне пришел [ангел] Джабраил (Гавриил) и оповестил, что Аллах (Бог, Господь) хвалится вами (хвастается и гордится) перед ангелами [что говорит о величии вашего поступка и особом положении его пред Всевышним]»[15].
Люди приходят в мечеть помолиться. И только. Собираются вместе, чтобы почитать Коран, послушать назидание. И только. Люди приходят на разговение в мечеть либо в гости друг к другу, их цель — объединиться с другими верующими и совершить поклонение Творцу, они вспоминают о Нем и благодарят Его. И только. Они собираются на маджлисы, мавлиды, проводят духовные собрания, цель их встреч — духовное общение, укрепляющее веру и напоминающее о Боге.
ﷺ
Абу Хурайра и Абу Са‘ид аль-Худри засвидетельствовали, что посланник Божий сказал: «Если люди сели [собрались], чтобы вспомнить об Аллахе (о Боге), то ангелы непременно окружат их, этих собравшихся накроет Божья милость, и снизойдет на них [глубокое] спокойствие. И Аллах (Бог, Господь) упомянет о них в Своем [ангельском] окружении»[16].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Хадис от ‘Усмана; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, ат-Тирмизи и Ибн Маджа. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 520, хадис № 8564, «сахих»; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 158, хадис № 450; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 214, хадис № 24–(533).
[2] Хадис от Анаса; св. х. аль-Барраза. См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 5. С. 487; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 3. С. 539; ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир [Сокращенный тафсир Ибн Кясира]. В 3 т. Бейрут: аль-Калям, [б. г.]. Т. 2. С. 130.
[3] Хадис от Абу Са‘ида, а также от Ибн Хузеймы; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и др. См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 5. С. 487; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 45, хадис № 634, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 857, хадис № 3103, «хасан».
[4] Например, сказав: «Аллаахумма солли ‘аляя сайидинаа мухаммад».
[5] Хадис от Абу Хумейда; св. х. Абу Дауда, Ибн Маджа и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 41, хадис № 582, «сахих». Также см.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 93, хадисы № 772 и 773, оба «сахих».
[6] Хадис от Ибн ‘Умара. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 268, хадис № 900; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 187, хадис № 136–(442); Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 85, хадис № 566, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 583, хадис № 9869, «сахих».
[7] См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 85, хадис № 567, «сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 138, хадис № 1036.
[8] Хадис от Ибн ‘Умара. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 268, хадис № 899; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 187, хадис № 139–(442).
[9] Св. х. аль-Бухари, Муслима и др. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1683, хадис № 5238; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 187, хадис № 134–(442); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 32, хадис № 423, «сахих».
[10] См.: аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 гг. по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хиббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хиббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991 (1997). Т. 4. С. 498, хадис № 1619, «сахих».
Также см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 353, хадис № 1189; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 547, хадис № 511–(1397); ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 124, хадис № 326, «хасан сахих».
[11] Эту часть хадиса см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 353, хадис № 1190; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 546, хадисы № 505–(1394) и 509–(1395); ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 124, хадис № 325, «хасан сахих».
[12] См.: аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 гг. по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хиббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хиббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991 (1997). Т. 4. С. 499, хадис № 1620, «сахих»; Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 2002. С. 1125, хадис № 16216 (16117), «сахих».
[13] Му‘авия ибн Абу Суфьян (умер в 60 г. по хиджре; в 680 г. по григорианскому) — наместник (губернатор) Сирии в периоды правления праведных халифов ‘Умара и ‘Усмана. Он основатель и первый халиф династии Омейядов c 661 года, перенес столицу халифата в Дамаск. Сын Абу Суфьяна. Был известен своей проницательностью и умением править, был видным политическим деятелем и полководцем своего времени.
[14] Му‘авия был близким родственником пророка Мухаммада и одним из писарей Священного Писания при его жизни.
[15] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 1083, хадис № 40–(2701); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 226, хадис № 4/1451.
[16] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 1082, хадис № 39–(2700); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 225, хадис № 2/1449.