Подробно о посте в Рамадан смотрите здесь.
Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Хадисы о предопределении

Аудио версия настоящей статьи:

«Всевышний Творец первым создал калям (то, что могло бы фиксировать повеления Господа миров в Хранимой Скрижали). Аллах повелел каляму: «Пиши!» Калям вопросил: «Что мне следует писать?» — «Все, что будет происходить до Судного Дня!»[1]

Калям описал все, но Бог не вынес окончательного судебного решения об однозначности и бесповоротности той или иной ситуации.

Предопределение, а точнее аль-када’ ва аль-кадар, — один из столпов веры. Аль-када’ — это полная и изначальная осведомленность Творца обо всем, что происходило, происходит или произойдет в этом мире; полная и изначальная осведомленность обо всем, что будет совершено каждым в отдельности, как в тех случаях, когда право выбора у человека есть, так и в тех, когда его нет[2]. Аль-кадар — это абсолютное соответствие фактически происходящего в реальном времени изначальному знанию Творца[3].

Данное понятие переводят на русский язык обычно как «предопределение», что не раскрывает его смыслового значения. Поэтому многие мусульмане, да и немусульмане понимают это как: « Все предопределено, от нашей воли ничего не зависит». Вместо того чтобы делать все, что в их силах, и в ожидании результата полагаться на Всевышнего, люди живут, полагаясь «на авось», и плывут по течению жизни, не стараясь бороться за правильность курса[4]. Результат подобной логики — отставание в культурной, социальной и научной сфере на десятилетия. Многие давно сошли с дистанции в состязании, борьбе за интеллектуальное первенство.

Все определено в границах пространства и времени, но это никоим образом не говорит о безучастности человека. Принципиально важно уяснить для себя, что изначальная полная осведомленность Творца обо всем и вся не влияет на действия и поступки людей, не заставляет их делать так или иначе.

Человеку дано право выбора, за который он и будет отвечать в Судный День пред Творцом. У каждого из людей есть доля участия, постигая, понимая и реализуя которую, он раскрывает Божий замысел относительно своего появления на свет.

Такие известные сподвижники пророка Мухаммада, как ‘Умар ибн аль-Хаттаб, Ибн Мас‘уд и другие, часто молили Всевышнего исполненной глубокого трепета молитвой-ду‘а.

Например, ‘Умар, совершая обход вокруг Каабы, со слезами на глазах молил Бога: «О Господи! Если относительно меня записано (в Хранимой Скрижали) какое-то несчастье (беда) или грех, то [прошу Тебя] бесследно удали это! Ведь Ты «[бесследно] стираешь то, что пожелаешь, и укрепляешь. И у Тебя — Основа Книги [Хранимая Скрижаль]»[5]. Преврати это [заведомо плохое] в счастье (благополучие, успех) и прощение»[6].

Транскрипция: Аллаахумма, ин кунта кятабта ‘алейя шакватэн ав занбан, фа-мхуху, фа иннакя тамху маа ташаау ва тусбит, ва ‘индакя уммуль-китааб. Фа-дж‘альху са‘аадатэн ва магфира.

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Воистину, злодеяниями (грехами) человек лишает себя [благого] удела [мирского благополучия и достатка]! Ничто не может остановить уже определенное (предопределенное) Свыше [например, что-то плохое, находящееся по воле Творца рядом или идущее нам прямо навстречу; когда вроде как уже ничего не изменить], кроме мольбы-ду‘а. [Ничто не сможет столь эффективно поспособствовать удалению беды или резкому преображению ситуации, кроме как сердечная обращенность к Богу, мольба устами и делами.] Ничто не продлевает жизнь так [не делает ее настолько благодатной, счастливой], как любое проявление благородства [доброты, щедрости, праведности и великодушия]»[7].

«Мольба (молитва, мысленная или словесная обращенность к Богу) в состоянии предотвратить (отразить, удалить с жизненного пути) то, что уже вот-вот должно произойти (определено Свыше и вроде как неизбежно)», — говорил пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует)[8].

‘Абдулла ибн ‘Аббас передал, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб однажды отправился в Шам [с группой соратников][9]. В [поселении] Сарг[10] их встретили представители пяти областей[11], Абу ‘Убейда ибн аль-Джаррах и его товарищи[12]. Они сообщили ‘Умару о том, что в Шаме [стремительно распространяется эпидемия] чумы[13]. Ибн ‘Аббас продолжает: «‘Умар повелел мне привести первых из числа мухаджиров[14]. Я позвал их, и он посоветовался с ними, проинформировав об эпидемии чумы в Шаме. Они разделились [на два мнения]. Одни сказали, что, мол, ты вышел с определенной целью, а потому, считаем, не стоит возвращаться [не доведя до конца запланированное], другие сказали: «С тобою люди, среди которых есть также сподвижники пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Считаем, что не стоит подвергать их смертельной опасности». ‘Умар попросил их удалиться. Затем он сказал мне [продолжает Ибн ‘Аббас] привести ансаров[15]. Я пригласил их, и он [также] посоветовался с ними. Они, как и мухаджиры, разделились на те же два мнения. ‘Умар [после того как выслушал] попросил их удалиться. Далее он велел мне пригласить старейшин племени Курайш, тех из них, кто уверовал до возвращения [пророка Мухаммада и его сподвижников] в Мекку. Я пригласил их. Мнение их было едино: «Мы считаем, что тебе вместе со всеми людьми следует вернуться обратно и не подвергать никого смертельной опасности».

После [этих трех совещаний с уважаемыми и опытными людьми] ‘Умар объявил людям, что наутро он и все остальные возвращаются обратно.

Абу ‘Убейда ибн аль-Джаррах [при всех] воскликнул: «Ты хочешь убежать от того, что определил Аллах (Бог, Господь)?!» ‘Умар ответил: «Ох, Абу ‘Убейда! Вот если бы кто-то другой сказал это!»[16] ‘Умар с порицанием относился к тому, когда кто-то выступал против него. «Да, мы убегаем [уходим] от того, что определил Аллах (Бог, Господь), к тому, что Он же и определил. Представь, если бы у тебя [Абу ‘Убейда] были верблюды, с которыми бы ты спустился в долину, а у долины было бы две стороны: по одной пойдешь — там плодородная почва [все необходимое для тебя и для твоего стада верблюдов], а по другой пойдешь — там сухая [мертвая] земля. И ведь по какой бы из двух сторон ты ни пошел, это будет тем, что определил для тебя Аллах».

Вслед за этим пришел ‘Абдурахман ибн ‘Авф, отсутствовавший по каким-то своим делам. Он воскликнул: «Поистине, у меня есть знание [по обсуждаемому вами вопросу]. Я слышал, как пророк Мухаммад сказал: «Если вы услышите о чуме [о распространении заразной эпидемической болезни] на той или иной территории, то не идите туда. А если это произошло там, где вы находитесь, то не покидайте эту территорию». Ибн ‘Аббас завершает: «‘Умар возблагодарил Всевышнего и удалился»[17].

Однажды пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) процитировал своему сподвижнику Абу Зарру строки из Писания: «Кто набожен пред Аллахом (Богом, Господом), тому Он непременно предоставит спасение, выход и обязательно наделит его уделом оттуда, откуда он его и не ожидает. Кто полагается на Всевышнего, тому Его достаточно. Воистину, Он довершает и завершает желанное Им. Творец определил для каждой вещи кадр[18]«[19] и подчеркнул: «Если [даже] все люди возьмут эти строки [себе на вооружение, смогут фактически применить их в жизни, спроецировать на мирские реалии, прочувствовать их и, испытав метаморфозы души и духа, начнут относиться к отведенным им времени и силам соответствующим образом, позитивно анализируя и активно двигаясь вперед], то на всех хватит. [То есть всем людям будет достаточно этих строк как источника блага и благодати, богатств и благополучия в земной обители и в вечной]»[20].

Однажды некий бедуин спросил у пророка Мухаммада: «О посланник Божий! Мы (1) обращаемся к другим, чтобы они читали нам рукъя-заклинания, (2) лечимся лекарствами, (3) принимаем меры, предостерегаясь от чего-то опасного, но разве это может защитить нас от того, что уже определено Аллахом (Богом)?!» Он (да благословит его Всевышний и приветствует) ответил: «Это и является тем, что определено Им [Аллахом, Богом, Господом миров]»[21].

То есть действия людские изначально известны Творцу: если человек поступает так, это известно Ему, а потому определено так, а если — по-иному, то оно по-иному и определено. Выбор преодоления себя (внутренние торможения, сомнения, неуверенность, лень) и влияния на обстоятельства (мыслями, словами и конкретными делами) человек делает сам! Выбирает и действует! Во всем есть причинно-следственная связь. Исцеление дается в результате предпринятия мер по лечению. Если вы не следуете причинам, которые Им же, Богом, предоставлены, то нет повода исцелять вас, помогать вам и благословлять на исцеление.

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Поистине, каждый из вас формируется во чреве своей матери в течение сорока дней из капли, потом он столько же времени пребывает там в виде сгустка крови[22] и еще столько же — в виде кусочка плоти, а затем Аллах (Бог, Господь) направляет ангела, которому повелевается [записать] четыре вещи: удел его [то есть материальный достаток этого человека на протяжении всей последующей земной жизни], дела его, срок жизни и то, счастлив он будет или несчастлив. После чего ангел вдыхает в него душу[23].

Клянусь Богом, поистине, кто-либо из вас может [на протяжении долгого периода жизни] совершать поступки, свойственные обитателям Ада. И так до того момента, пока между ним и Адом не останется расстояние лишь в один локоть[24]. И [неожиданно] его опередит Книга [записанное в Хранимой Скрижали], и он совершит [по собственному желанию, намерению, используя предоставленный ему выбор и имеющиеся силы, энергию] поступок из тех, что совершают обитатели Рая [это может касаться убеждений, слов его или действий], и [умерев раскаявшимся, исправившимся верующим благодетелем] попадет [после пребывания в загробном мире, после Конца Света, всеобщего Воскрешения и Судного Дня] в Рай.

Другой же может [на протяжении долгого периода жизни] совершать поступки, свойственные обитателям Рая. И так до того момента, пока между ним и Раем не останется расстояние в один-два локтя. И [неожиданно] его опередит Книга [записанное в Хранимой Скрижали], и он совершит [возможно, соблазненный красотой очевидного греха, по собственному выбору и желанию] поступок из тех, что совершают обитатели Ада, и [умерев очевидным грешником, низко падшим] попадет [после пребывания в загробном мире, после Конца Света, всеобщего Воскрешения и Судного Дня] в Ад»[25].

Так, в хадисе сказано, что записываются четыре вещи относительно каждого появившегося на этот свет человека: удел, дела, срок жизни и счастлив он будет или несчастлив. Записывается эта информация на основе всезнания Творца. Ни Господь миров, ни Его знание не ограничены ни временем, ни местом. Это нам, людям, нужно прожить очередной день, чтобы узнать, что будет завтра. Для Него времени нет, оно сотворено Им лишь для земной жизни, временной, экзаменационной, переводящей людей в вечность.

Для нас все определено в границах пространства и времени, но это никоим образом не говорит о безучастности человека. У каждого из людей есть доля участия, постигая, понимая и реализуя которую, он раскрывает Божий замысел относительно своего появления на свет.

Возвращаясь к появившемуся на белый свет ребенку. Да, написано. Но после рождения навстречу человеку устремляются бесчисленные возможности, которыми он может воспользоваться, реализуя тем самым предоставленное ему Богом право выбора, либо отказаться от многих из них на любом из этапов жизни через лень, например, неорганизованность, отсутствие целей и самодисциплины.

Господу миров все известно изначально, но человек живет ограниченный временем и пространством, выбирая, соблюдая, действуя и совершая то или иное в реальном времени по собственному желанию и из предоставленного ему Богом огромного разнообразия в каждую единицу времени.

Конец жизни человека известен Богу, но человек идет к нему в соответствии с собственными желаниями, творит свою жизнь собственными мыслями, намерениями, хотениями, словами, делами и поступками. Он сам активизируется и растет либо расслабляется, впадает в депрессию и апатию, он сам берет себя в руки, доводит начатое до конца либо сваливает всю ответственность на других. Мы просим, трудимся, доказываем свою состоятельность — и Бог дает нам еще больше[26]. Либо плывем по течению, также используя блага, но не эффективно, а потому не поднимаемся выше, не становимся лучше, не добиваемся большего и все меньше надеемся на лучшее.

Да, Господу миров все изначально известно, но мы творим свою жизнь сами, своими мыслями, словами, делами, используя предоставленный нам Богом на время материал и возможности.

Осознанный выбор, многолетний кропотливый труд и старания могут внести коррективу в то, что написано в удел[27].

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См., например: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 4. С. 45, 46.

[2] Стихийное бедствие, например, может лишить человека права выбора на некоторое время. Человек никогда не контролирует ситуацию полностью, даже если у него все под рукой и спектр его возможностей максимально широк. У него не столько «власть», сколько «выбор» и «возможности».

Смерть — это один из наиболее ярких примеров отсутствия выбора в определенных жизненных ситуациях. Человеку не дано решать: умирать ему сегодня или нет, но у него есть право и даже обязанность лечиться и противостоять болезни, которая, к примеру, по констатации врачей, является смертельной. Проявляя силу воли и создавая должные предпосылки, человек может замедлить развитие недуга, но это не говорит о том, что он отсрочил смерть. Просто время умирать для него еще не наступило. Точно так же человек может заболеть пустяковой болезнью, но врача или иной помощи рядом не окажется, и он умрет. Срок наступил.

В Священном Коране сказано: «Если бы Аллах (Бог, Господь миров) [сразу] наказывал людей за их прегрешения, то ничего живого на земле не осталось бы! Однако же откладывает Он все на определенный срок. Когда тот срок наступает [уже нет возможности что-либо исправить; начались глобальные катаклизмы в экономике, политике или природе; ну а самый очевидный срок — смерть], то никто не в силах перенести его ни вперед, ни назад [ни ускорить, ни отсрочить]» (Св. Коран, 16:61).

[3] Подробнее см., например: аль-Буты Р. Аль-инсан мусайяр ам мухайяр? [Человек ведом или имеет право выбора?]. Дамаск: аль-Фикр, 1997. С. 37.

[4] Первое упомянутое качество (упование на Бога, умение снять с себя любую моральную и психологическую тяжесть после выполнения всего необходимого и возможного; проявление смирения, когда вверяешь себя воле Господа и полагаешься на Его всесилие и всезнание) приветствуется и называется «ат-таваккуль». Второе — крайне порицаемо и называется «ат-таваакуль» (вялость, расслабленность, апатичность, бездеятельность). Корень двух приведенных слов один, а значение и произношение отличаются. Так же и человек: в зависимости от акцентов исходить от него может как плохое, так и хорошее. Границы между этим плохим и хорошим порой едва заметны.

[5] См.: Св. Коран, 13:39.

[6] Об этой молитве-ду‘а упоминали многие великие ученые первых веков исламской цивилизации, среди которых Муджахид и Ибн Джарир. См., например: Ибн Кясир И. Тафсир аль-кур’ан аль-‘азым. Т. 2. С. 500; ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир [Сокращенный тафсир Ибн Кясира]. В 3 т. Бейрут: аль-Калям, [б. г.]. Т. 2. С. 286.

[7] Хадис от Савбана; св. х. Ахмада, ан-Насаи, Ибн Маджа, Ибн Хиббана и аль-Хакима. См, например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 122, хадис № 1975, «хасан»; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 27, хадис № 90, «хасан»; Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 1640, хадис № 22745 (22386), «сахих», «хасан».

[8] Хадисы от Савбана, Ибн ‘Умара и Абу Хурайры; св. х. аль-Хакима и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 259, хадисы № 4262, «сахих», 4264, «сахих» и 4265, «хасан».

[9] Это был 18-й год хиджры.

[10] Это деревня недалеко от Шама, за Хиджазом.

[11] Здесь имеются в виду пять населенных пунктов (областей) того времени: Палестина, Иордания, Дамаск, Химс и Кыннасрин.

[12] В комментариях к хадису говорится, что это были руководители данных населенных пунктов (областей).

[13] Слово, использованное в хадисе, также можно перевести как «заразная эпидемическая болезнь».

[14] Мухаджиры — это те, кто во времена пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) совершил хиджру (переселение) из Мекки в Медину.

[15] Ансары — это жители Медины, которые во времена пророка Мухаммада уверовали и великодушно приняли у себя вынужденных переселенцев из Мекки.

[16] Имам ан-Навави поясняет в комментарии к хадису, что под этими словами ‘Умар подразумевал либо «если бы кто-то другой сказал это, противореча мне в вопросе, где большинством голосов вынесено решение, то я воспитал бы его (строго поставил бы на место)» или «я удивлен твоим словам, ведь ты ученый и уважаемый человек».

[17] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 911, хадис № 98–(2219); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 7. Ч. 14. С. 208–211, хадис 98–(2219) и пояснение к нему.

Также см., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1830, 1831, хадисы 5728–5730; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 13. С. 220–228, хадисы № 5728–5730.

[18] Кадр — определенность, ограниченность каждой вещи (ситуации, трудности) местом, количеством, размером, временем и т. п.

[19] Св. Коран, 65:2, 3.

[20] Хадис от Абу Зарра; св. х. Ахмада и др. См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 14. С. 656.

[21] Св. х. ат-Тирмизи. См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 601, хадис № 2070, «хасан сахих».

Также см.: Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 2002. С. 1064, хадис № 15551 (15472); аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 17. С. 157, хадис № 49.

[22] Есть хадисы, указывающие на то, что во вторые сорок дней происходит активное формирование эмбриона, его внешнего облика и внутренних органов. См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 14. С. 593.

В любом случае в высказываниях пророка Мухаммада (да благословит его Творец и приветствует) периоды формирования эмбриона даны очень обобщенно. Все подробности и нюансы раскрывает уже современная медицина опытным путем и используя высокоточное оборудование. Информация, которую может дать посланник Божий, духовного характера: когда в человека вдувается невидимая нам душа, делающая его человеком в полном смысле.

[23] Есть два риваята (варианта) данного хадиса: в одном ангел сначала записывает, а после вдыхает душу, в другом — наоборот. Но в чем мнение ученых при комментировании риваятов хадиса едино, так это в том, что душа вдыхается ангелом в зародыша через 120 дней после нахождения в утробе матери. Подробнее см.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 14. С. 588, 593; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 8. Ч. 16. С. 191.

[24] Образное выражение, указывающее на очень короткий период, остающийся до момента наступления смерти.

[25] Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда, ан-Насаи, ат-Тирмизи и Ибн Маджа. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1060, хадис № 1–(2643); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 8. Ч. 16. С. 189–192, хадис № 2643 и пояснение к нему; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2063, хадис № 6594; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 14. С. 583, хадис № 6594, а также хадис № 6595; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 133, хадис № 2179, «сахих».

Также см., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2063, хадис № 6595.

[26] Например, в Коране сказано: «[Вспомни, как] оповестил вас Господь: «Если будете благодарны, то — нет сомнений — дам Я вам еще больше [новых возможностей, сил и энергии; мирских и вечных благ]. Но если вы будете неблагодарны [скупы, тщеславны, надменны, расточительны; станете постоянно жаловаться на нехватку того или иного и проявлять недовольство в самых разных его формах; будете во всем видеть лишь плохое и не замечать хорошего], знайте — Мое наказание [предупреждает Господь миров], воистину, сурово. [Вы узнаете, что бывает и хуже]» (Св. Коран, 14:7).

[27] «Аллах (Бог, Господь) [бесследно] стирает то, что пожелает [например, зло, которое неотвратимо шло нам навстречу по написанному в Хранимой Скрижали, но в последний момент, по милости Творца, было неожиданно удалено с нашего пути через благой поступок, молитву или любое добро, благо]» (см. Св. Коран, 13:39).

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1