Подробно о посте в Рамадан смотрите здесь.
Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Хадисы о пятничной молитве (джума-намаз)

Аудио версия настоящей статьи:

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Поистине, пятница — это госпожа [глава] дней! Из дней [недели] она наиболее величественна пред Богом. Она даже более величественна, чем день праздника разговения (Ураза-байрам) и день праздника жертвоприношения (Курбан-байрам). У нее пять особенностей: Бог сотворил Адама именно в этот день, в пятницу же спустил его [вместе с Евой] на землю и в пятницу же умертвил [Адама]; также в этот день [из недели в неделю] есть час [из 24 часов][1], когда молитва человека непременно принимается Богом, за исключением случая, когда он просит что-то запретное (харам). И именно в этот день [именно в пятницу] наступит Конец Света.

Ангелы, небеса, земля, ветры, горы и моря… Все они испытывают [уважительный] трепет пред пятницей. [Столь она величественна, столь значима пред Творцом]»[2].

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, в пятницу есть час [временной промежуток]. Если стоя молящийся мусульманин (мусульманка) [человек, в ком есть вера в Бога и чувство покорности Ему] попадет в этот промежуток времени и попросит Аллаха (Бога, Господа) о чем-либо [о чем угодно из благого, хорошего, созидательного][3], то Он [Господь миров] даст ему (ей) это»[4]. И жестом руки пророк Мухаммад показал, что этот временной промежуток невелик[5].

Относительно этого часа, а точнее — некоего временного промежутка, было более сорока авторитетных мнений[6], но самыми обоснованными Сунной являются два.

Первое. Этот благословенный период времени начинается с момента, когда имам-проповедник встает на минбар[7], приветствует людей и садится. А заканчивается, когда он завершает пятничную молитву-намаз[8]. В одном из хадисов по этой теме так и сказано: «Это время между тем [моментом], когда имам сядет [на минбар], и тем, когда завершится [пятничная] молитва-намаз»[9].

Второе. Этот благословенный период времени начинается по завершении послеполуденной молитвы ‘Аср и продолжается до захода солнца[10]. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, в пятницу есть час. Если мусульманин (мусульманка) попадет в этот промежуток времени и попросит Аллаха (Бога, Господа), то Он даст ему (ей) это. И этот час после молитвы ‘Аср»[11]. Учитывая смысл одного из достоверных хадисов по данной теме, этот час ближе к заходу солнца[12].

Что касается слов «стоя молящийся», то все авторитетные комментаторы говорят: «стоя» подразумевает постоянство в ожидании, пусть даже происходит оно сидя, «молящийся» же — это не совершающий молитву-намаз, а обращающийся к Богу с мольбой-ду‘а[13]. Такую трактовку ученые дали по той причине, что в описанные в хадисах периоды дополнительные молитвы-намазы не совершаются.

Человек в пятницу остается, например, после молитвы-намаза ‘Аср на месте совершения ее[14] и уделяет время чтению Корана, а также своей особой молитве-ду‘а, с которой он желает обратиться к Богу, находясь в полной уверенности[15] в ее реализации. Он остается на этом месте до четвертой молитвы Магриб, ведь именно ближе к ней находится этот благословенный промежуток. Также полезно вспомнить достоверный хадис: «Пока у человека сохраняется состояние ритуальной чистоты и он [продолжая сидеть] не сходит с того места, где только что совершил молитву[-намаз], ангелы молятся за него: «Господи, прости его! Господи, помилуй его!»[16].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Поистине, пятница является одним из лучших ваших дней. [Прародитель человечества] Адам был сотворен [Богом] в этот день и умер в этот день. Звук Горна [прозвучит] в этот день. И молния. [То есть Конец Света наступит в пятницу.] Больше проговаривайте салаваты за меня в этот день [то есть каждую пятницу]. Поистине, ваши салаваты показываемы (демонстрируемы) мне». Сподвижники спросили: «Как наши салаваты будут показываемы (демонстрируемы) тебе, когда ты умрешь (твое тело сгниет)?!». Он ответил: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) запретил земле тела пророков [их тела не гниют]»[17].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Пятница к пятнице [посещение пятничной проповеди и молитвы из неделю в неделю] — искупление грехов, но только в том случае, если человек не совершает больших грехов»[18].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Кто оставит пятничную молитву три раза [подряд], пренебрегая ею[19], сердце того будет запечатано Господом»[20].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Кто оставит пятничную молитву три раза [подряд], без вынуждающих его на то обстоятельств, сердце того будет запечатано Господом»[21].

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) предупреждал: «Или люди перестанут оставлять пятничные молитвы [посещение мечети по пятницам для прослушивания проповеди и совершения совместной молитвы-намаза], или Аллах (Бог, Господь) запечатает их сердца. И в итоге они станут беспечными (небрежными, невнимательными)»[22].

Замечу, что посещение пятничной молитвы является обязательным только для мужчин.

«Ибн ‘Аббас [считающийся наиболее грамотным в вопросах богословия сподвижником Пророка] в дождливый день сказал муаззину, намеревающемуся прочесть азан [на пятничную молитву]: «Когда скажешь «ашхаду анна мухаммадар-расуулюл-лаа», то не говори [обычное] «хайя ‘аляс-соляя» (спешите на [коллективную] молитву), а вместо этого скажи «соллю фи буютикум» (молитесь в своих домах)». Люди, услышавшие это повеление, выразили явное недоумение, недовольство, на что Ибн ‘Аббас ответил: «Так поступал тот, кто лучше меня [так поступал пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует)]. Пятничная молитва и проповедь обязательны, но я не хотел бы ввергать людей в затруднение идти в мечеть по грязи [появившейся от проливного дождя]»[23].

Имам аль-Бухари поместил этот достоверный хадис в главу под названием «Дозволенность не посещать пятничную молитву по причине дождя»[24]. И если сравнить дождь, переводящий ‘азиму (непоколебимо обязательное) в рохсу (желательное по мере возможности)[25], с тем, что человек может лишиться премии на год, может лишиться должности или работает в регионе, где заработки низки, а семьи — многодетны, то, наверное, это является значительно более весомой причиной, чем непогода.

«Большая часть (джумхур) мусульманских богословов говорили о том, что [проливной, сильный] дождь [размывающий дороги] является веской причиной, из-за которой допускается не посещать пятничную молитву. [Аналогично в северных регионах России подобной веской причиной может быть метель]»[26].

Важно также учитывать канонические правила, имеющие непоколебимую обоснованность в мусульманском богословии и применяющиеся в повседневной практике:

(1) «затруднительность ситуации влечет за собою соответствующие послабления»[27];

(2) «сложные или безвыходные ситуации делают запретное дозволенным»[28];

(3) «вынужденность (к примеру, непосещение мечети в пятницу, неприход на пятничную проповедь) определяется сложностью обстоятельств»[29], что анализируется и сопоставляется каждым индивидуально, принимая во внимание следующие аяты и вышеприведенные в данной теме хадисы:

«Верующие! Если призовут в пятницу к молитве, то устремитесь к поминанию Аллаха (Бога, Господа) и оставьте торговлю [суету, на этот короткий период слушания пятничной проповеди и совершения пятничной молитвы-намаза]. Это — наилучшее для вас. О, если бы вы только знали!» (см. Св. Коран, 62:9);

*

«Он [Господь миров] не сделал для вас затруднений (стесненности, не создал критического положения) в религии» (см. Св. Коран, 22:78).

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Приходите на пятничную молитву! Старайтесь быть ближе к имаму. Поистине, [примите к сведению] если человек будет все больше и больше удаляться от имама [не стремясь быть в первых рядах, постепенно переходя на другие этажи, а затем и вовсе молясь уже где-то на улице], то он, даже если окажется в Раю [после смерти, пребывания в загробном мире, после Конца Света и всеобщего Воскрешения, а также — Судного Дня], будет спущен на более низкие его уровни»[30].

Посещение пятничной проповеди и молитвы обязательно для мужчин-мусульман.

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если кто-либо из вас отправляется на пятничную молитву, то пусть непременно вымоется»[31].

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил:

– «Если кто-то из вас собирается пойти на пятничную проповедь, то пусть совершит полное омовение (гусль)»[32];

– «Полное омовение (гусль) в пятницу — это обязательное [на уровне следования сунне] действие для любого совершеннолетнего»[33];

– «Обязанность каждого мусульманина в пятницу — полное омовение (гусль). Он надевает хорошую одежду и, если у него есть возможность, душится благовонием»[34];

– «Если человек в пятницу отнесется со вниманием к совершению полного омовения (гусль), натрется душистыми маслами[35] или домашними благовониями, а после отправится в мечеть; займет место, не мешая и не причиняя неудобств другим, помолится[36], а затем молча будет слушать имама, то простятся ему прегрешения[37] одной недели, от пятницы до пятницы»[38];

– «Кто совершит полное омовение (гусль) в пятницу, воспользуется благовонием, если оно у него имеется, наденет лучшую одежду и отправится в мечеть размеренно (спокойно); зайдя в мечеть, совершит молитву, не создавая неудобств окружающим, и будет молчать, начиная с момента выхода имама и до молитвы [два ракяата фарда, что совершаются всеми вместе сообща], то это станет причиной искупления грехов[39] одной недели»[40];

– «Совершайте полное омовение (гусль) в пятницу! Воистину, полное омовение в пятницу является причиной прощения грехов десяти дней»[41];

– «Кто выстирает [одежду] (помоет голову[42]), совершит полное омовение (гусль), отправится в мечеть пораньше и сядет так, чтобы быть ближе к имаму; молча выслушает [имама] и не станет пустословить в этот день, тому Аллах (Бог, Господь) за каждый его шаг в направлении мечети воздаст так, как Он воздает за годовой пост и совершение ночной молитвы на протяжении года!»[43]

Исламские богословы говорили, что все вышеупомянутые хадисы указывают на желательность (сунна)[44] и значительную пользу, преимущество совершения полного омовения в пятницу, но никак не на обязательность (фард или ваджиб)[45].

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Кто совершит малое омовение (вуду’) в пятницу, то этого достаточно. А кто совершит полное омовение (гусль), то это лучше»[46].

Время совершения полного омовения, о котором говорится в хадисе, начинается с наступлением времени утренней молитвы в пятницу.

Если верующему необходимо совершить обязательное полное омовение (например, по причине поллюции) именно утром в пятницу, то, совершая омовение, он делает намерение и на желательное пятничное омовение. То есть полное омовение одно, но объединяет оно в себе как обязательность восстановления ритуальной чистоты, нарушенной в результате поллюции, например, так и желательность полного пятничного омовения со значительной вознаграждаемостью (аджр)[47].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «В пятницу [на пятничную молитву и проповедь] ангелы стоят на входах в каждую из мечетей и записывают входящих в нее один за другим [в списки благословленных]. Заблаговременно приходящие [к примеру, за час до начала самой пятничной проповеди] получают от Всевышнего больше благодатного воздаяния. Когда же имам выходит к людям и садится [для обращения к ним с назиданиями и проповедью], ангелы сворачивают свои списки и начинают внимательно слушать»[48].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если кто-либо из вас пришел [в мечеть] в пятницу, а имам в это время ведет проповедь, то пусть кратко совершит два ракяата молитвы[-намаза]»[49].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) говорил: «Перед каждой обязательной молитвой-намазом [совершаются] два ракяата [сунны]»[50].

Пятничная относится к категории обязательных (фард). Некоторые приводят в качестве аргумента хадис о том, что сподвижник пророка Мухаммада Ибн ‘Умар «до двух ракяатов фарда пятничной молитвы молился много»[51]. Отдельные богословы, учитывая другие разные по степени достоверности хадисы, а также проводя аналогию с полуденной молитвой Зухр, трактуют это как «четыре ракяата сунны». Другие высказывают мнение, что здесь говорится о дополнительной молитве, которую Ибн ‘Умар совершал до наступления пятничной[52].

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: «Если кто-либо из вас совершил [два ракяата фарда] пятничной молитвы-намаза, тогда пусть после этого совершит четыре [ракяата сунны]»[53].

В данном достоверном хадисе в повелительной форме говорится о четырех, и это — лучшее, наиболее полное соблюдение Сунны[54]. Можно совершить и два ракяата, что сам Пророк иногда делал[55]. Также желательно что-то сказать после ракяатов фарда (например, после приветствия по обе стороны прочитать краткую мольбу-ду‘а) либо хотя бы немного сместиться с того места, где были совершены фардовые ракяаты[56]. Можно и дома совершить эти ракяаты сунны, как иногда поступал Пророк[57], но следует учесть, что он жил в непосредственной близи к мечети.

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Кто совершит полное омовение (гусль) в пятницу, воспользуется благовонием, если оно у него имеется, наденет лучшую одежду и отправится в мечеть размеренно (спокойно); зайдя в мечеть, совершит молитву[58], не создавая неудобств окружающим, и будет молчать, начиная с момента выхода имама и до молитвы [два ракяата фарда, что совершаются всеми вместе сообща], то это станет причиной искупления грехов[59] одной недели»[60].

Пророк Мухаммад сказал: «Кто разговаривает во время пятничной проповеди, тот подобен мулу, несущему [на себе] священные книги [то есть тому, кто, имея возможность обогатиться атмосферой наставления, Божественным благословением и крупицами знаний, невежественно пренебрегает этим]. А у того, кто говорит ему «замолчи» («умолкни и слушай»)[61], – у него нет пятницы. [Вроде как последний делает хорошее, призывая к молчанию, но даже это недопустимо]»[62].

С момента восхождения имама на минбар и до призыва (икамата) на два ракяата фарда все прихожане должны строго сохранять молчание.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если во время пятничной проповеди ты скажешь своему соседу: «Замолчи» («умолкни и слушай»), то сделаешь то, чего не следовало бы делать (твой приход в мечеть на пятничную проповедь будет впустую)»[63].

Ученые-богословы, комментируя сказанное, уточнили: «Вознаграждение за участие в пятничной молитве, даже при незначительном разговоре во время проповеди, не будет полным». Но все они без исключения согласны во мнении относительно того, что обязательная молитва-намаз засчитывается данному человеку, то есть она канонически действительна, и перечитывать ее не надо. «Строгие слова Пророка не означают полную запретность (харам) произнесения каких-либо слов во время проповеди, так как был случай, когда неграмотный бедуин, сославшись на безвыходное положение, обратился к Пророку с прошением о молитве-ду‘а за него во время пятничной проповеди. Посланник Господа исполнил просьбу и не сделал ему замечания», — аргументируют свое мнение ученые.

Исключениями могут быть ответ на приветствие; прошение у Всевышнего благословения для Пророка (салават) при упоминании его имени; предупреждение об опасности и подобного рода крайне вынужденные случаи.

В соответствии с достоверными хадисами, во время пятничной проповеди необходимо сохранять строгое молчание. В противном случае мы уходим с пятничного назидания и молитвы-намаза без Божьего благословения и вознаграждения (саваб).

Как же исправить разговаривающего во время проповеди, спросите вы? Тем или иным знаком, например, движением руки, если это возможно и уместно. Главное – отсутствие слов[64].

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Отмечу, что пятница начинается с заходом солнца в четверг и заканчивается с заходом солнца в пятницу.

[2] Хадис от Абу Любаба ибн ‘Абдуль-мунзира; св. х. Ахмада, Ибн Маджа и аль-Байхакы. См.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 122, хадис № 1084, «хасан»; аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2 ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Ч. 2. С. 363, хадис № 3250; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 11. С. 447.

[3] В некоторых риваятах (вариантах) хадиса конкретизируется, что именно «из благого». См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 330, хадис № 14–(852).

[4] Хадис от Абу Хурайры. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 278, хадис № 935; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 330, хадис № 14–(852); Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 128, хадис № 1137, «сахих»; ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 168, хадис № 1432 «сахих»; Ибн Кайим аль-Джавзия. Задуль-ма‘ад фи хадьи хайр аль-‘ибад [Провизия вечности из наследия наилучшего из рабов (Бога)]. В 6 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2014. Т. 1. С. 375.

[5] См.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 128, хадис № 1137, «сахих».

[6] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 3. С. 528–536.

[7] Минбар — кафедра, с которой имам-проповедник обращается к присутствующим с проповедью.

[8] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 3. С. 528; Ибн Кайим аль-Джавзия. Задуль-ма‘ад фи хадьи хайр аль-‘ибад [Провизия вечности из наследия наилучшего из рабов (Бога)]. В 6 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2014. Т. 1. С. 377.

[9] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 331, хадис № 16–(853); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 3. Ч. 6. С. 140.

[10] См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 3. Ч. 6. С. 140; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 3. С. 528.

Имам Ибн Кайим, например, считал это мнение наиболее верным. Но на практике более предусмотрительным было бы учесть оба мнения и воспользоваться для молитвы-ду‘а обоими временными промежутками.

[11] См.: Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 2002. С. 550, хадис № 7674 (7688); Ибн Кайим аль-Джавзия. Задуль-ма‘ад фи хадьи хайр аль-‘ибад [Провизия вечности из наследия наилучшего из рабов (Бога)]. В 6 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2014. Т. 1. С. 378, 379.

[12] См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 130, хадис № 1048, «сахих».

Подробнее см.: Ибн Кайим аль-Джавзия. Задуль-ма‘ад фи хадьи хайр аль-‘ибад [Провизия вечности из наследия наилучшего из рабов (Бога)]. В 6 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2014. Т. 1. С. 379.

[13] См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 3. Ч. 6. С. 140, комментарий к хадису № 14–(852); аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 3. С. 528;

[14] В достоверном хадисе сказано: «Поистине, если верующий человек совершил молитву[-намаз] и после сел, и сидеть его заставляет лишь молитва[-намаз, то есть он не бездельничает и проводит время не бессмысленно и праздно, а — с пользой для души, интеллекта и в ожидании очередной обязательной молитвы-намаза], то он [даже не совершая молитвы, не проговаривая молитвенных формул и не выполняя поясных или земных поклонов] находится в состоянии молитвы [то есть время, проведенное в ожидании, зачтется ему так, словно он совершал молитву-намаз]». См.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 128, хадис № 1139, «хасан сахих».

Хадис немного отличающийся, но с таким же смыслом об «ожидании молитвы-намаза, которое засчитывается пред Богом как совершение ее» есть в других сводах хадисов. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 130, хадис № 1046, «сахих».

[15] Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Молите Аллаха (Бога, Господа) с уверенностью в [Его] ответе [вам]. Знайте, Он [Господь миров] не отвечает на мольбу беспечного [равнодушного] и невнимательного (небрежного) сердца». Хадис от Абу Хурайры; св. х. ат-Тирмизи и аль-Хакима. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 965, хадис № 3488; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 25, хадис № 316.

[16] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда, ан-Насаи и др. Св. х. аль-Бухари. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 157, хадис № 445; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 2. С. 708, хадис № 445; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991 (1997). Т. 5. С. 48, хадис № 1753, «сахих»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 38, хадис № 2/1062.

[17] См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 130, хадис № 1047, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 149, хадис № 2480, «хасан».

Также см.: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 200, хадис № 3/1400 и пояснение к нему.

[18] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ибн Маджа. См.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 122, хадис № 1086, «сахих».

[19] То есть не примет участия в пятничной молитве, (1) считая ее не столь важной или (2) не имея на то весомых причин.

[20] Св. х. Ахмада, Абу Дауда, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджа и др. См., например: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 126, хадис № 1125, «хасан сахих»; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 8. С. 180, 181; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 176, хадис № 499, «хасан»; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 3. С. 1024, хадисы № 1371–1373, «хасан», «сахих».

[21] Хадис от Джабира; св. х. Ибн Маджа. См., например: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 126, хадис № 1126, «хасан сахих».

[22] Хадис от Ибн ‘Умара и Абу Хурайры; св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 334, хадис № 40–(865); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 78, хадис № 4/1151.

[23] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 268, хадис № 901.

[24] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 268; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 3. С. 488.

[25] Великий мухаддис имам аль-‘Аскаляни, комментируя хадис, говорил о том, что дождь является одной из причин, посредством которых « ‘азима превращается в рохсу». То есть в основе своей посетить пятничную молитву является обязательным для мужчины, но категоричность этого требования снимается вследствие ухудшения климатических условий, затрудняющих сам приход в мечеть. См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 3. С. 488; Му‘джаму люгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 221, 311; Са‘ди А. Аль-камус аль-фикхи люгатэн ва истыляхан [Лингвистический и канонический словарь исламского права]. Дамаск: аль-Фикр, 1988. С. 146.

[26] См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 3. С. 488; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Т. 6. С. 281–283; Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1966. Т. 2. С. 154, 155.

[27] См., например: ас-Са‘ди А. Рисаля фи аль-кава‘ид аль-фикхия. Рияд: Адва’ ас-саляф, 2002. С. 71–73.

[28] См., например: ас-Са‘ди А. Рисаля фи аль-кава‘ид аль-фикхия. С. 74, 75.

[29] Подробнее см., например: ан-Надва А. Аль-кава‘ид аль-фикхийя [Канонические правила]. Дамаск: аль-Калям, 1991. С. 270, 271.

[30] Хадис от Самуры; св. х. Ахмада, Абу Дауда, аль-Хакима и аль-Байхакы. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 22, хадис № 261, «сахих».

[31] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари, Муслима и ан-Насаи. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 39, хадис № 542, «сахих».

[32] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 263, хадис № 877.

[33] Хадис от Абу Са‘ида; св. х. аль-Бухари. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 264, хадис 879.

[34] Хадис от Абу Са‘ида; св. х. Ахмада. См., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 3. С. 248, хадис № 1190.

Также см., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 338, хадис № 5463, «сахих»; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хиббан. Т. 4. С. 21, хадис № 1219.

[35] Использование спиртосодержащего парфюма, по мнению некоторых, нежелательно, однако основная часть современных богословов более толерантны в этом вопросе, ссылаясь на быстрое испарение спирта с тела или одежды.

[36] «Помолится», то есть совершит молитву приветствия мечети, а также — молитву-сунну в четыре ракяата, что совершается перед проповедью, или любую дополнительную, если позволяет время.

[37] В одном из хадисов уточняется — «за исключением больших грехов».

[38] Хадис от Салмана аль-Фариси; св. х. аль-Бухари и Ахмада. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 265, хадис № 883.

[39] Ученые-богословы говорили, что прощение прегрешений недели может быть только в результате совершения всех действий, упомянутых в хадисах по данной теме. См., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 3. С. 250.

[40] Хадис от Абу Айюба; св. х. Ахмада. См., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 3. С. 250, хадис № 1192.

[41] Хадис от Абу Умамы; св. х. ат-Табарани. См., например: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 2. С. 43; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 3. С. 251, в пояснение к хадису № 1192.

[42] Это предположительное пояснение с учетом других хадисов.

[43] Хадис от Абу Талха; св. х. ат-Табарани, а также Авса ибн Авса; св. х. Ахмада, Абу Дауда, Ибн Маджа и др. См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 3. С. 251, в пояснение к хадису № 1192.

Также см.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 63, хадис № 345, «сахих»; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хиббан. Т. 7. С. 19, хадис № 2781, «сахих».

[44] Среди ситуаций, когда желательно совершение полного омовения (гусль), пятничное полное омовение является первым по важности и вознаграждаемости.

[45] См., например: аль-Кясани. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘ [Редкостные искусства в упорядочении законодательства]. В 10 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1997. Т. 2. С. 215, 216.

[46] См.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 522, хадис № 8610, «хасан»; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 123, хадис № 1091, «сахих».

Также см.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 103, хадис № 498, «сахих»; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 332, хадис № 27–(857); Ибн Маджа М. Сунан. С. 123, хадис № 1090, «сахих; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хиббан. Т. 7. С. 18, хадис № 2779, «сахих».

[47] См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 541, 542.

[48] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 256, хадис № 929; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 332, хадис № 24–(850); аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 8. С. 374, хадис № 3211; там же т. 3. С. 465–470, хадис № 881 и пояснения к нему.

[49] Хадис от Джабира; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда, ан-Насаи и Ибн Маджа. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 39, хадис № 543, «сахих»; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 346, хадис № 1166; ан-Найсабури М. Сахих муслим. 1998. С. 337, хадис № 59–(875); Абу Дауд С. Сунан аби дауд. 1999. С. 137, хадис № 1117, «сахих».

[50] Хадис от ‘Абдуллы ибн Зубайра; св. х. ад-Дара Кутни, Ибн ‘Удийя, Ибн Хиббана и ат-Табарани. См., например: аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хиббан. Т. 6. С. 208, хадис № 2455, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 492, хадис № 8057, «сахих»; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. 2000. Т. 3. С. 542, в конце пояснения к хадису № 937.

[51] См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 138, хадис № 1128, «сахих».

[52] Подробнее см.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. 2000. Т. 3. С. 541.

[53] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, Муслима и ан-Насаи. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 339, хадис № 67–(881); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 3. Ч. 6. С. 168, хадис № 67–(881); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 50, хадис № 722, «сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 3. С. 296, хадис № 1262; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа) [Пути мира (издание перепроверенное, с уточнением достоверности хадисов)]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1998. Т. 2. С. 646, хадис № 16/427.

В другом достоверном хадисе сказано: «Если собираетесь молиться после [двух ракяатов фарда] пятничной молитвы-намаза, тогда совершите четыре [ракяата сунны]». См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 339, хадисы № 68–(881) и 69–(881); Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 138, хадис № 1131, «сахих».

[54] См., например: ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа). Т. 2. С. 647.

[55] См., например: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 6. С. 169, пояснение к хадисам № 67–69–(881) и 70–(882).

[56] См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 339, хадис № 73–(883); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 6. С. 170, 171, хадис № 73–(883) и пояснение к нему; Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 138, хадис № 1129, «сахих»; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа. Т. 2. С. 647, 648, хадис № 17/428 и пояснение к нему.

[57] См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 138, хадис № 1132, «сахих»; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 3. Ч. 6. С. 169, хадис № 71–(882); аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 3. С. 296, хадис № 1263.

[58] Здесь подразумеваются в том числе и четыре (два) ракяата сунны, совершаемые до ракяатов фарда пятничной молитвы. См., например: аль-Кари ‘А. (умер в 1014 году по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Бейрут: аль-Фикр, 2002. Т. 3. С. 1029, пояснение к хадису № 1381.

[59] Ученые-богословы говорили, что прощение прегрешений недели может быть только в результате совершения всех действий, упомянутых в хадисе. См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. 2000. Т. 3. С. 473; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 3. С. 250.

[60] Хадис от Абу Айюба; св. х. Ахмада. См., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 3. С. 250, хадис № 1192.

Также см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 265, хадис № 883.

[61] Глагол, приведенный в хадисе, переводится как «молчать; умолкать, чтобы слушать».

[62] Св. х. Ахмада. См.: Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 2002. С. 180, хадис № 2033; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 3. С. 287, хадис № 1250, а также с. 288; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа) [Пути мира (издание перепроверенное, с уточнением достоверности хадисов)]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1998. Т. 2. С. 639, хадис № 10/421, «хасан ли гайрихи».

[63] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда, ан-Насаи и Ибн Маджа. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 55, хадис № 801; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 277, хадис № 934; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хиббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хиббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1997. Т. 7. С. 32, 33, хадис № 2793, «сахих», а также с. 35, хадис № 2795, «сахих».

Подробнее см., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 3. С. 287–290; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа). Т. 2. С. 639–641.

[64] См., например: ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа). Т. 2. С. 641.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1