Хадисы о пятничной молитве (джума-намаз)

Аудио версия настоящей статьи:

 

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Поистине, пятница — это госпожа [глава] дней! Из дней [недели] она наиболее величественна пред Богом. Она даже более величественна, чем день праздника разговения (Ураза-байрам) и день праздника жертвоприношения (Курбан-байрам). У нее пять особенностей: Бог сотворил Адама именно в этот день, в пятницу же спустил его [вместе с Евой] на землю и в пятницу же умертвил [Адама]; также в этот день [из недели в неделю] есть час [из 24 часов][1], когда молитва человека непременно принимается Богом, за исключением случая, когда он просит что-то запретное (харам). И именно в этот день [именно в пятницу] наступит Конец Света.

Ангелы, небеса, земля, ветры, горы и моря… Все они испытывают [уважительный] трепет пред пятницей. [Столь она величественна, столь значима пред Творцом]»[2].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Пятница к пятнице [посещение пятничной проповеди и молитвы из неделю в неделю] — искупление грехов, но только в том случае, если человек не совершает больших грехов»[3].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Кто оставит пятничную молитву три раза [подряд], пренебрегая ею[4], сердце того будет запечатано Господом»[5].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Кто оставит пятничную молитву три раза [подряд], без вынуждающих его на то обстоятельств, сердце того будет запечатано Господом»[6].

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) предупреждал: «Или люди перестанут оставлять пятничные молитвы [посещение мечети по пятницам для прослушивания проповеди и совершения совместной молитвы-намаза], или Аллах (Бог, Господь) запечатает их сердца. И в итоге они станут беспечными (небрежными, невнимательными)»[7].

Замечу, что посещение пятничной молитвы является обязательным только для мужчин.

«Ибн ‘Аббас [считающийся наиболее грамотным в вопросах богословия сподвижником Пророка] в дождливый день сказал муаззину, намеревающемуся прочесть азан [на пятничную молитву]: «Когда скажешь «ашхаду анна мухаммадар-расуулюл-лаа», то не говори [обычное] «хайя ‘аляс-соляя» (спешите на [коллективную] молитву), а вместо этого скажи «соллю фи буютикум» (молитесь в своих домах)». Люди, услышавшие это повеление, выразили явное недоумение, недовольство, на что Ибн ‘Аббас ответил: «Так поступал тот, кто лучше меня [так поступал пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует)]. Пятничная молитва и проповедь обязательны, но я не хотел бы ввергать людей в затруднение идти в мечеть по грязи [появившейся от проливного дождя]»[8].

Имам аль-Бухари поместил этот достоверный хадис в главу под названием «Дозволенность не посещать пятничную молитву по причине дождя»[9]. И если сравнить дождь, переводящий ‘азиму (непоколебимо обязательное) в рохсу (желательное по мере возможности)[10], с тем, что человек может лишиться премии на год, может лишиться должности или работает в регионе, где заработки низки, а семьи — многодетны, то, наверное, это является значительно более весомой причиной, чем непогода.

«Большая часть (джумхур) мусульманских богословов говорили о том, что [проливной, сильный] дождь [размывающий дороги] является веской причиной, из-за которой допускается не посещать пятничную молитву. [Аналогично в северных регионах России подобной веской причиной может быть метель]»[11].

Важно также учитывать канонические правила, имеющие непоколебимую обоснованность в мусульманском богословии и применяющиеся в повседневной практике:

(1) «затруднительность ситуации влечет за собою соответствующие послабления»[12];

(2) «сложные или безвыходные ситуации делают запретное дозволенным»[13];

(3) «вынужденность (к примеру, непосещение мечети в пятницу, неприход на пятничную проповедь) определяется сложностью обстоятельств»[14], что анализируется и сопоставляется каждым индивидуально, принимая во внимание следующие аяты и вышеприведенные в данной теме хадисы:

«Верующие! Если призовут в пятницу к молитве, то устремитесь к поминанию Аллаха (Бога, Господа) и оставьте торговлю [суету, на этот короткий период слушания пятничной проповеди и совершения пятничной молитвы-намаза]. Это — наилучшее для вас. О, если бы вы только знали!» (см. Св. Коран, 62:9);

*

«Он [Господь миров] не сделал для вас затруднений (стесненности, не создал критического положения) в религии» (см. Св. Коран, 22:78).

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Приходите на пятничную молитву! Старайтесь быть ближе к имаму. Поистине, [примите к сведению] если человек будет все больше и больше удаляться от имама [не стремясь быть в первых рядах, постепенно переходя на другие этажи, а затем и вовсе молясь уже где-то на улице], то он, даже если окажется в Раю [после смерти, пребывания в загробном мире, после Конца Света и всеобщего Воскрешения, а также — Судного Дня], будет спущен на более низкие его уровни»[15].

Посещение пятничной проповеди и молитвы обязательно для мужчин-мусульман.

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если кто-либо из вас отправляется на пятничную молитву, то пусть непременно вымоется»[16].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «В пятницу [на пятничную молитву и проповедь] ангелы стоят на входах в каждую из мечетей и записывают входящих в нее один за другим [в списки благословленных]. Заблаговременно приходящие [к примеру, за час до начала самой пятничной проповеди] получают от Всевышнего больше благодатного воздаяния. Когда же имам выходит к людям и садится [для обращения к ним с назиданиями и проповедью], ангелы сворачивают свои списки и начинают внимательно слушать»[17].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если кто-либо из вас пришел [в мечеть] в пятницу, а имам в это время ведет проповедь, то пусть кратко совершит два ракяата молитвы[-намаза]»[18].

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Отмечу, что пятница начинается с заходом солнца в четверг и заканчивается с заходом солнца в пятницу.

[2] Хадис от Абу Любаба ибн ‘Абдуль-мунзира; св. х. Ахмада, Ибн Маджа и аль-Байхакы. См.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 122, хадис № 1084, «хасан»; аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2 ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Ч. 2. С. 363, хадис № 3250; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 11. С. 447.

[3] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ибн Маджа. См.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 122, хадис № 1086, «сахих».

[4] То есть не примет участия в пятничной молитве, (1) считая ее не столь важной или (2) не имея на то весомых причин.

[5] Св. х. Ахмада, Абу Дауда, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджа и др. См., например: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 126, хадис № 1125, «хасан сахих»; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 8. С. 180, 181; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 176, хадис № 499, «хасан»; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 3. С. 1024, хадисы № 1371–1373, «хасан», «сахих».

[6] Хадис от Джабира; св. х. Ибн Маджа. См., например: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 126, хадис № 1126, «хасан сахих».

[7] Хадис от Ибн ‘Умара и Абу Хурайры; св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 334, хадис № 40–(865); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 78, хадис № 4/1151.

[8] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 268, хадис № 901.

[9] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 268; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 3. С. 488.

[10] Великий мухаддис имам аль-‘Аскаляни, комментируя хадис, говорил о том, что дождь является одной из причин, посредством которых « ‘азима превращается в рохсу». То есть в основе своей посетить пятничную молитву является обязательным для мужчины, но категоричность этого требования снимается вследствие ухудшения климатических условий, затрудняющих сам приход в мечеть. См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 3. С. 488; Му‘джаму люгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 221, 311; Са‘ди А. Аль-камус аль-фикхи люгатэн ва истыляхан [Лингвистический и канонический словарь исламского права]. Дамаск: аль-Фикр, 1988. С. 146.

[11] См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 3. С. 488; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Т. 6. С. 281–283; Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1966. Т. 2. С. 154, 155.

[12] См., например: ас-Са‘ди А. Рисаля фи аль-кава‘ид аль-фикхия. Рияд: Адва’ ас-саляф, 2002. С. 71–73.

[13] См., например: ас-Са‘ди А. Рисаля фи аль-кава‘ид аль-фикхия. С. 74, 75.

[14] Подробнее см., например: ан-Надва А. Аль-кава‘ид аль-фикхийя [Канонические правила]. Дамаск: аль-Калям, 1991. С. 270, 271.

[15] Хадис от Самуры; св. х. Ахмада, Абу Дауда, аль-Хакима и аль-Байхакы. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 22, хадис № 261, «сахих».

[16] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари, Муслима и ан-Насаи. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 39, хадис № 542, «сахих».

[17] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 256, хадис № 929; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 332, хадис № 24–(850); аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 8. С. 374, хадис № 3211; там же т. 3. С. 465–470, хадис № 881 и пояснения к нему.

[18] Хадис от Джабира; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда, ан-Насаи и Ибн Маджа. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 39, хадис № 543, «сахих».

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1