Аудио версия настоящей статьи:
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Скромность и вера — чета (две неразрывные части; сопряжены друг с другом). Если удаляется одно, то за ним следует [удаляется из человеческой сути] и второе»[1].
ﷺ
Пророк Мухаммад сказал: «В скромности — только благо»[2].
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Скромность (стыд) [говорит о том, что человек духовно жив, и] приносит благо и только»[3].
ﷺ
Пророк Мухаммад сказал: «Скромность [проистекает] от веры[4], а вера [ведет человека] в Рай. Непристойность (бесстыдство) [проистекают] от черствости (грубости), а эти качества [ведут человека] в Ад»[5].
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Кто скромен пред Аллахом (Богом, Господом) [скромен из трепета пред Творцом, а не ради угодничества людям, комплимента или земного блага], того Господь поднимает [повышает в степени][6]; а кто кичится (важничает, много мнит о себе) [дает полную свободу своей самодовольной гордыне], того Господь [рано или поздно] ставит на место [понижает в степени пред Собой]»[7].
ﷺ
Пророк Мухаммад сказал: «Если человек [искренне] проявляет скромность пред Аллахом (Богом, Господом) [а не в угоду кому- или чему-то], тогда Господь непременно возносит его [на более высокие уровни набожности и благочестия; открывает перед ним новые возможности, земные и вечные]»[8].
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Вера [состоит из] семидесяти с лишним частей. И скромность — одна из них»[9].
ﷺ
Пророк Мухаммад говорил: «Проявляйте скромность пред Аллахом (Богом, Господом) (будьте очень скромны пред Ним)! Кто по-настоящему скромен пред Богом, тот пусть (1) бережет голову и все, что в ней [строго следит за тем, что читает, что смотрит, что слушает, а главное — о чем думает], (2) бережет живот (желудок) и будет внимателен относительно всего того, что в него опускается [строго следит за правильностью и умеренностью своего питания]; пусть (3) вспоминает об увядании и смерти [то есть не забывает о том, что все стареет, дряхлеет и выходит из моды; не забывает, что жизнь земная временна и в ней следует многое успеть, соревнуясь с другими в благом[10], сторонясь явно запретного и готовя себя через все это к вечному].
Кто стремится [не только к земному благополучию[11], но и] к вечному, тот оставляет красоту этой жизни [гонку за новым и модным; роскошь]. Кто сделает все это [то есть такой созидательный, конструктивный и скромный подход станет для него чем-то естественным, на самом деле комфортным, без пафоса, без желания выделиться из толпы, а лишь из скромности пред Богом и сосредоточенности на главном], тот по-настоящему проявит скромность пред Богом [Господом миров]»[12].
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Господь внушил мне Божественным Откровением: «Будьте скромны [пред Богом, пред учеными мужами и вообще перед людьми]! Пусть один не проявляет гордыню перед другим (не кичится). И пусть один не притесняет (не обижает и не покушается на) другого [какой бы национальности или вероисповедания тот ни был]»[13].
ﷺ
Пророк Мухаммад предостерег: «Все вы — дети Адама, а он сотворен был из земли. Пусть же прекратят люди бравировать[14] своими предками [пусть не возносятся над другими, перечисляя достижения или подвиги своих родов, племен, народов], иначе станут они пред Богом [потеряв человеческое лицо в результате своей гордыни и кичливости за чужие успехи и поступки] даже ниже по значению, чем [обычный] навозный жук»[15].
ﷺ
Заключительный Божий посланник сказал: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) внушил мне Божественным Откровением: «Будьте скромны! Пусть один не притесняет (не обижает) другого! Пусть один не проявляет гордыню перед другим (не превозноситесь друг перед другом)!»[16]
Скромность, о которой сказано в хадисе, — это когда человек внутренне искренне скромен пред Богом, что минимизирует проявление им гордыни, тщеславия, надменности. Он умеет быстро и мудро остудить чувствительное «я», не провоцировать конфликты, не влезать в них и не развивать[17].
Скромность и аскетизм не в том, чтобы не иметь сильных качеств, характеристик или, например, хорошего материального достатка, а в том, чтобы напоказ не афишировать это, не кичиться и не превозносить себя этим над другими.
ﷺ
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Четыре вещи относятся к сунне Божьих посланников[18]: (1) скромность, (2) использование благовоний [от посланников всегда исходил лишь приятный аромат], (3) женитьба и (4) сивак (чистка зубов) [они постоянно следили за чистотой полости рта]»[19].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Хакима, аль-Байхакы и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, 1990. С. 234, хадис № 3861, «сахих».
Подобный хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. ат-Табарани. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С 235, хадис № 3867, «хасан».
[2] Хадис от ‘Имрана ибн Хусойна; св. х. Муслима и Абу Дауда. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 48, хадис № 61–(37); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 234, хадис № 3863, «сахих».
[3] Хадис от ‘Имрана ибн Хусойна; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1928, хадис № 6117; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 48, хадис № 60–(37); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 234, хадис № 3864, «сахих».
[4] В сводах хадисов имама аль-Бухари и имама Муслима есть хадис: «Поистине, скромность [проистекает] от веры [то есть является составляющей веры]». См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1928, хадис № 6118; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 48, хадис № 59–(36).
Также см.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 425, хадис № 2615, «сахих».
[5] Хадис от ‘Имрана ибн Хусойн; св. х. ат-Табарани и аль-Байхакы; от Абу Хурайры; св. х. ат-Тирмизи, аль-Хакима и аль-Байхакы. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 334, хадис № 2009, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 234, хадис № 3865, «сахих».
[6] См., например: аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2-х ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмийа, 2001. Ч. 2. С. 216, хадис № 2443; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 522, хадис № 8605, «хасан».
[7] См., например: аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. Ч. 2. С. 216, пояснение к хадису № 2443. Подробнее см.: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 8. С. 203.
[8] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, Муслима и ат-Тирмизи. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 1042, хадис № 69–(2588); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 441, хадис № 2/603, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 496, хадис № 8120, «сахих».
[9] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 48, хадис № 57–(35).
[10] «Спешите (бегите наперегонки; опережайте других) в совершении благих дел! [Соревнуйтесь в качестве и количестве благих деяний, поступков. Изменяйте, украшайте сию мирскую обитель. Уясните для себя, что вы более не вернетесь на землю, так не упустите же этот единственный шанс под названием «жизнь», в ней каждому из вас предоставлено бессчетное количество возможностей! В своем созидании не бойтесь выглядеть в глазах других нестандартными, слишком яркими личностями. Важно быть, а не казаться.] Где бы вы ни находились, Аллах (Бог, Господь) соберет вас всех до единого [независимо от того, на суше вы умерли или на море, в первом веке или в двадцать первом; вне зависимости от чего-либо Он все расставит на свои места]. Нет границ Его мощи [Богу подвластно все, что Он пожелает]» (см. Св. Коран, 2:148).
[11] «Им [близким к Богу (авлия’)] — радостная весть в мирской жизни и в вечности [они будут счастливы в обоих мирах, но в мирской обители это потребует от них титанических усилий и работы над собою]. Неизменны слова [обещания] Всевышнего. Это [радостная весть в мирской жизни и в вечности] — великий триумф [ведь приобретенное ими — результат стойкой и непоколебимой веры, работы на протяжении десятилетий, искренности благородных дел и поступков]» (Св. Коран, 10:64).
[12] Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, аль-Хакима и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 65, хадис № 973, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 702, хадис № 2463.
[13] Св. х. Муслима. См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 440, хадис № 1/602, «сахих».
[14] Бравировать — хвастливо выставлять что-либо напоказ, рисоваться чем-либо.
[15] Хадис от Хузейфы; св. х. аль-Барраза. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 396, хадис № 6368, «хасан».
[16] См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 531, хадис № 4895, «сахих».
Также см.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 455, хадис № 4214, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 106, хадис № 1698, «сахих».
[17] См., например: аль-Му‘джам аль-‘араби аль-асаси [Фундаментальный толковый словарь арабского языка]. Министерство воспитания, культуры и наук: Ларус, [б. г.]. С. 1315.
[18] Пророк Мухаммад является заключительным Божьим посланником. После него до Конца Света ни пророков от Бога, ни посланников не будет (кроме второго пришествия Иисуса, вознесенного в период его миссии на небеса; на землю он придет дабы завершить свою миссию и умереть как человек).
В хадисе упомянуто, что всего за историю человечества из числа людей было избрано Господом для Божественной проповеди 124 000 пророков, среди которых 313 посланников. Первым из них явился прародитель человечества Адам, а последним и заключительным пророком и посланником был Мухаммад. См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 3. С. 382, 383.
[19] Хадис от Абу Айюба; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи и др. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 334, хадис № 1081, «хасан»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 62, хадис № 919, «хасан».