Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Хадисы о воровстве и взяточничестве

Аудио версия настоящей статьи:

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Если человек берет в долг с решимостью не возвращать его [намерение таково], тогда [если так и не вернет, в Судный День] предстанет пред Богом вором [о чем будет не просто говорить, а кричать окружающим весь его ужасающий внешний вид]»[1].

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Аллах (Бог, Господь) проклял вора, который лишается кисти [руки] за то, что украл яйцо или веревку»[2].

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «В Судный День вы обязательно восстановите [нарушенные вами] права людей [вернете обратно то, что вам не принадлежало, но только уже расплачиваясь своими благодеяниями либо беря на себя чужие грехи]. [И не только вы] даже рогатому барану воздастся равным за [боль, нанесенную] безрогой [овце]»[3].

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «В День Воскрешения [в знак очевидности, тяжести и пагубности греха] вокруг шеи того, кто несправедливо присвоил [себе, живя в земной обители, даже] пядь[4] [чужой] земли, обовьют [объем почвы этого куска на глубину] семи земель[5] [то есть до самого центра Земли; и он, изнемогая, будет вынужден тащить это на себе на площадь Суда]»[6].

«Передается, что один человек по имени Киркира[7] переносил для пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) тяжелые вещи [когда в этом возникала необходимость]. После его смерти Пророк сказал: «Он [окажется] в Аду![8]«. Люди отправились посмотреть и обнаружили [среди его вещей] плащ[9], который он [когда-то] украл»[10].

«Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) проклял того, кто дает взятку и того, кто ее берет»[11].

Передается, что однажды пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) отправил одного из своих сподвижников в Хайбар собрать поземельный налог. Люди передали налог, но сборщику налогов лично преподнесли ценный подарок, предложив при этом уменьшить размер налога. Сподвижник на их просьбу ответил: «Предложенное вами — взятка, это незаконно, и мы не принимаем ее»[12].

Сподвижник Пророка ‘Абдулла ибн Мас‘уд передал в качестве взятки два золотых динара за свое освобождение после того, как был [несправедливо] схвачен [и заключен под стражу] в Эфиопии[13].

Большинство ученых не вменяет в вину дачу взятки только лишь в случае, когда человек оказался в ущемленном положении и вынужден защитить себя от несправедливости или же восстановить утраченные права. Есть богословское правило: «Все, что запрещено брать, запрещено и давать, кроме некоторых случаев, из них — взятка для защиты своих прав»[14].

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Если тот, кому мы поручили какое-либо дело и определили жалование, возьмет что-то сверх этого, то [данное действие] будет незаконным присвоением имущества»[15].

Поступая по совести, понимаешь, что является очевидно запретным, а что сложно отнести к запретному. Если вы, например, подкупаете должностное лицо, чтобы оно «законно» передало вам то, что вам не полагается, а принадлежит государству или другому человеку, — подобное запретно в Исламе (харам). Но если человека, который выполняет свою должностную обязанность и не ставит условием, что за его работу должны заплатить столько-то, отблагодарят в качестве вознаграждения чем-либо в виде подарка или милостыни, то он может принять, и это канонически не будет считаться взяткой.

Если же человека вынуждают дать взятку и иного способа доказать свою правоту или получить принадлежащее ему по праву просто нет, тогда грешен будет лишь тот, кто принуждает к такому противоправному действию, не оставляя никаких вариантов справедливого решения вопроса в рамках закона[16].

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 260, хадис № 2410, «хасан сахих».

[2] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-Бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1294, хадис № 6783; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 2117, хадис № 6783; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998.С. 700, хадис № 7–(1687).

[3] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998.С. 1040, хадис № 60–(2582).

[4] Пядь — мера длины, равная 22,5 см.

[5] В Коране говорится про семь земель, созданных наряду с семью небесами. Например: «Аллах (Бог, Господь) — Тот, Кто сотворил семь небес и землю по их подобию [то есть в ней также имеются семь слоев]. Между ними [через эти бескрайние для человека космические просторы] спускаются повеления [Божьи, низводимые ангелами]. [Из раза в раз напоминается вам об этом для того] чтобы знали вы [поняли, наконец], что Господь может абсолютно все [Его сила и мощь ничем не ограничены, и дабы поняли], что все [без исключения] охвачено Его знанием» (Св. Коран, 65:12).

В приведенном хадисе образно показана невыносимая тяжесть греха в результате присвоения себе даже пяди чужой земли и, как следствие, — неподъемность наказания в Судный День. Подробнее см.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 6. С. 130–132.

[6] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-Бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 614, хадис № 3198; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 735, хадис № 2452; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 656, хадис № 138–(1610).

[7] Есть несколько мнений относительно того, как читается это имя. См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 7. С. 231.

[8] Окажется в Аду в искупление столь серьезного проступка. И это в том случае, если он, этот большой грех, не будет прощен Богом. См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 7. С. 231.

[9] Если быть более точным, то в хадисе упоминается аба’, а это название шерстяной одежды в виде плаща.

[10] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-Бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 588, хадис № 3074; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 945, хадис № 3074.

[11] См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 396, хадис № 3580, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 234, хадис № 1337, «сахих»; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 249, хадис № 2313, «сахих».

[12] См.: Имам Малик. Аль-муватто [Общедоступный]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 2004. С. 421, хадис № 3030.

[13] См.: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 1983. Т. 22. С. 222.

[14] См.: ас-Суюты Дж. Ашбах ва назаир. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 150.

[15] См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов имама Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 333, хадис № 2943, «сахих».

[16] См.: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 1983. Т. 22. С. 222, 223.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1