Хадисы про алкогольный бизнес

Аудио версия настоящей статьи:

Передается, что, когда были ниспосланы 90-й и 91-й аяты 5-й суры[1], пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах (Бог, Господь) запретил спиртное. Кто услышал этот аят [строку из Корана], и у него [есть] что-то из этого, то пусть не пьет и не продает его»[2].

«Запретно все то, что опьяняет рассудок», — говорил второй праведный халиф ‘Умар четырнадцать веков назад, подчеркивая, что запретны не только спиртные напитки, но и все то, что имеет схожее с ними воздействие на человеческий мозг[3].

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Что опьяняет в большом количестве, запретно и в малом»[4].

Во времена пророка Мухаммада был случай, когда один человек искренне и великодушно принес Пророку кувшин с прекрасным вином. Он преподнес его в качестве подарка, на что посланник Божий ответил: «Аллах (Бог) запретил употреблять спиртное». — «Тогда я его продам!», — нашел выход бедуин. «Продать не получится, так как запретивший употребление его, также запретил и его продажу». — «Тогда я подарю это вино какому-нибудь немусульманину». Пророк продолжил: «Дарить спиртное также запрещено». — «А что же мне тогда с ним делать», — спросил в недоумении тот человек. Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) посоветовал: «Вылей его в долине»[5].

«Сообщается, что Пророк проклял десять категорий людей, связанных со спиртным: (1) производителя, (2) заказчика, (3) пьющего, (4) разливающего, (5) несущего, (6) того, для кого несут, (7) продающего, (8) получающего прибыль, (9) покупающего, (10) того, для кого покупают»[6].

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) однажды спросил во время приема пищи, имеется ли приправа. Ему ответили, что есть только уксус. Тогда он попросил принести его и сказал: «Сколь прекрасен уксус в качестве приправы!»[7].

То есть уксус во всем его ассортименте дозволен[8] как для употребления, так и для купли-продажи[9].

Подписывайтесь на нашу страницу в Instagram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] В Коране Господь миров говорит: «О верующие! Воистину, спиртное [все, что опьяняет, одурманивает разум, рассудок], азартные игры, идолы [различные формы язычества, жертвоприношения идолам] и гадания — мерзость (грязь, скверна) из деяний Дьявола. Сторонитесь же этого! Возможно, вы преуспеете. Поистине, Дьявол желает посеять между вами вражду и ненависть через алкоголь и азартные игры и отвратить вас от упоминания Аллаха (Бога, Господа) и от молитвы. Не прекратить ли вам [заниматься этими скверными и гнусными делами? Перестаньте же заниматься этим!]» (Св. Коран, 5:90, 91).

[2] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 644 хадис № 67–(1578).

[3] См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 406, хадис № 3669, «сахих».

[4] Хадис от Джабира и Ибн ‘Амра; св. х. Ахмада, Абу Дауда, ат-Тирмизи, ан-Насаи и др. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 407, хадис № 3681, «хасан сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. С. 478, хадис № 7815, «хасан».

[5] См.: аль-Кардави Ю. Аль-халяль ва аль-харам фи аль-ислам [Разрешенное и запрещенное в Исламе]. Каир: аль-Маданий, 1997. С. 68; аль-Кардави Ю. Аль-халяль ва аль-харам фи аль-ислам [Разрешенное и запрещенное в Исламе]. Бейрут: аль-Мактаб аль-ислами, 1985. С. 73.

[6] См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 401, хадис № 1298; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 367 хадисы № 3380, «сахих» и № 3381, «сахих».

[7] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 849, хадисы № 164–(2051) и 168–(2052).

[8] В том числе полученный из винных напитков. Все ученые едины в том, что винный уксус, полученный путем естественного брожения, дозволен. Однако их мнение разделилось относительно винного уксуса, полученного иным способом (например, под воздействием каких-то внешних факторов или путем добавления дополнительных ингредиентов): ханафиты и маликиты считают его дозволенным (халяль), шафииты и ханбалиты — запрещенным (харам). См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 4. С. 2630.

Богослов Юсуф аль-Кардави дает следующее заключение по данному вопросу: «Наиболее верным я считаю мнение, что вино, превратившееся в уксус, становится чистым и канонически дозволенным [для употребления] (халяль), так как оно стало другим, изменились свойства и характеристики. И это не зависит от того, каким способом произошло данное преобразование. Если изменились основные качества и характеристики, то изменяется и правовое заключение (хукм). Таково положение дел в мусульманских канонах относительно всех видов нечистот (наджаса), изменивших свое свойство (свои качества и характеристики), независимо от того, произошло ли это само по себе или под воздействием чего-то, каких-либо внешних факторов». См., например: аль-Кардави Ю. Фи фикх аль-акалият аль-муслима [О религиозном праве мусульманских меньшинств]. Каир: Шурук, 2013. С. 137.

[9] См.: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 1983. Т. 19. С. 260–264.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
FacebookTwitterVKLinkedInGoogle+
Аят: 1:1