Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Меню

Аудио статья

Хадисы про изображение, фотографии, статуэтки (искусство)

00:00

00:00

Аудио версия настоящей статьи:

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил:

— «Ангелы [проявления милости Творца][1] не заходят в помещения, где находятся тамасиль[2], тасавир»[3];

— «Ангелы не заходят в помещения, где находится сура[4]»[5]»;

— «Ангелы не заходят в помещение, где находится собака или тасавир[6]»[7]»;

— «Ангелы не заходят в помещение, где находится собака или сура[8]»[9]».

При комментировании данных хадисов обычно приводится мнение имама аль-Хаттаби: «Ангелы (проявления милости Господа) не входят в те дома, где находятся изображения (или статуэтки), запретные с точки зрения религии. Но, например, те изображения (или статуэтки), которые не имеют четких контуров лица или используются без какого-либо особого к ним отношения[10], не препятствуют присутствию ангелов»[11].

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Ко мне пришел ангел Джабраил (Гавриил) и начал со слов: «Я приходил вчера к тебе туда, где ты был, но не смог зайти. В том помещении были статуэтка мужчины, занавеска с изображениями, а также щенок». Пророк попросил изменить контуры головы у идола так, чтобы он стал подобен дереву, из занавески сделали две подушки, на которые садились, а щенка вывели на улицу. За щенком присматривали внуки Пророка Хасан и Хусейн[12].

В своде хадисов имама Абу Дауда хадис звучит немного по-другому: «Ко мне пришел ангел Джабраил (Гавриил) и начал со слов: «Я приходил вчера к тебе, но не смог зайти. У входа стояла статуэтка идола, в помещении была занавеска с изображениями, а также щенок. Попроси, чтобы идола сделали подобным дереву, изменив контуры головы. Пусть из занавески сделают две подушки, на которых вы сможете сидеть, а собаку пусть выведут из дома». Все было сделано, как просил ангел. Щенка вывели на улицу. За ним стали присматривать внуки Пророка Хасан и Хусейн»[13].

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) передал слова Господа: «Может ли быть кто-то грешнее того, кто приписывает себе умение творить, подобно Моему творению?! Пусть [те, кто считает, что может творить] сотворят хотя бы пылинку (атом), хотя бы семечко, хотя бы одно ячменное зернышко»[14].

«Сотворят…» — не нарисовать, а именно из ничего сотворить атом, семя, зернышко подобно тому, как это творит Бог. Сотворить со всеми теми значительными качествами, что закладывает Творец в столь незначительных и на первый взгляд мертвых, но несущих в себе жизнь вещах.

«…Хотя бы пылинку (атом)» — в пояснениях к хадису говорится, что слово «частица» (зарра) обычно переводили как «муравей» (намля). То есть: «Попробуйте сотворить мелочь из мира насекомых (муравья), а если не сможете, то попытайтесь — семя ячменя или пшеницы, что проще, чем муравья»[15]. Если брать во внимание открывшиеся перед человеком границы микромира, мира молекул и атомов, то можно спокойно, не прибегая к примеру с муравьем, ограничиться «атомом», который и обозначаем в арабском языке именно словом «зарра», упомянутым в тексте хадиса.

Господь указывает такого рода предложениями-укорами на ничтожную слабость человека пред Богом, хотя он (человек) сотворен Создателем как самое совершенное и умное творение на земле. Смысл сотворенности человека в полной мере раскрывается через веру в Бога, создавшего все и вся, предписавшего для людей определенные правила и нормы и передавшего эти предписания через посланников Своих и пророков.

Пророк предупреждал: «Воистину, наихудшее наказание в Судный День ожидает художников [изображавших людей или животных]» [16].

«Воистину, наихудшее наказание» — исламские богословы подчеркивали, что понимать буквально эти слова будет неверным, так как в Священном Коране четко говорится о том, что наихудшее наказание ожидает фараонов и им подобных за упрямство — упорствование в неверии и жестокости[17].

Имам ат-Табари дал интересное пояснение по данному нюансу: «В хадисе имеются в виду те художники, которые преднамеренно изображали людей или животных, зная, что в последующем простой люд будет поклоняться этому помимо Бога, Единого и Вечного. Художник, зная о таком последующем применении своих работ, лишает себя веры в Господа. И не исключено, что такого рода художники заслужат столь же мучительное наказание, что и фараоны, возомнившие себя богами. Те же художники, которые не имеют подобных намерений и уверены, что их художественные изображения людей или животных не будут обожествлены и превращены людьми в предметы поклонения, не подпадают под упомянутое наказание, но все равно являются непокорными и грешниками (аль-‘асы, аль-‘уса)»[18].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Воистину, те, кто изображает, будут испытывать мучения в Судный День. Сказано будет им: «Оживите то, что вы творили»[19].

«Творили» («халяктум») — именно «то, что вы творили», сравнивая себя с Творцом. Вы думали, что столь совершенно изобразили человека или животное, что осталось только душу вдохнуть в изображенные вами тела?! «Вы слишком многое о себе возомнили в прежней жизни. Ну так попробуйте «вдохнуть» жизнь в них сегодня, в Судный День»[20].

Имам ан-Навави говорил: «Изображение животных (с целью достигнуть их реалистичности, посоперничав в этом с Богом) запретно, каковым бы ни было последующее применение и где бы ни помещалось это изображение: на одежде ли, на коврах, на денежных купюрах или стенах, на посуде и т. д. Что же касается иных изображений, где нет животных, то это не запретно».

Имам аль-Хаттаби, комментируя текст хадиса, сказал: «Велико наказание художника за то, что в былые времена люди поклонялись изображениям (живого в виде статуй или картин), забывая о Боге. И в первую очередь в этих хадисах подразумеваются скульптурные изображения идолов».

Абу ‘Али аль-Фариси, например, говорил о применительности данных хадисов к тем, кто приписывает Творцу облик, определенную форму[21].

Многие ученые замечали, что наказание, упоминаемое в хадисах, касается тех художников, которые мнят себя «творцами», а также тех, кто преднамеренно изображает людей или животных в качестве икон, на которые в последующем будут молиться простолюдины[22].

При отсутствии упомянутых настроений и намерений изображение живого из запретного переходит в разряд нежелательного (макрух), но и эта нежелательность отпадает, если имеется общественная, а также иная необходимость[23].

В сводах хадисов аль-Бухари и Муслима приведен хадис от ‘Аиши, четко поясняющий один из главных смыслов запрета и раскрывающий то, к чему люди могут подойти через безобидное, на первый взгляд, изображение великих личностей. В хадисе говорится об одной из эфиопских церквей, украшенной образами святых, и цитируется пояснение пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует): «Когда умирал среди них набожный и благочестивый человек, они строили на его могиле храм и изображали в нем его облик[24]. Те, кто делал это [изображал в храмах праведников], — наихудшие из творений пред Богом [так как напрямую содействовали многобожию и идолопоклонству, удаляя людей от поклонения своему Создателю]»[25].

‘Аиша передала: «Однажды посланник Божий вернулся после продолжительного отсутствия. За это время я накрыла в хижине каменный выступ (полку, карниз) покрывалом, на котором были картинки (изображения живого). Пророк, увидев это покрывало, снял его и сказал: «Самое наихудшее мучение в Судный День будут испытывать те, кто уподоблял себя Богу в умении творить». ‘Аиша завершает это повествование словами: «Мы сделали из этого покрывала одну или две подушки»[26].

«…Были картинки (изображения живого)» — в хадисе употреблено слово «тамасиль», которое обычно переводят как «идолы». В своде хадисов имама Муслима есть уточнение, что на покрывале был изображен «конь с крыльями»[27].

«…Одну или две подушки» — в своде хадисов имама Муслима добавляется «две подушки, которые в последующем мы использовали дома. Пророк Мухаммад опирался на них [когда сидел]»[28].

На основе данного хадиса, а также еще нескольких подобных этому по смыслу, в которых описываются аналогичные ситуации, произошедшие с пророком Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует), некоторые исламские богословы сделали заключение о возможности использования изображений живого, применяемых людьми как нечто второстепенное, непримечательное и при этом являющихся «изображениями, не дающими тени». Имам ан-Навави говорил: «Так считало подавляющее большинство (джумхур) ученых из числа сподвижников Пророка и богословов первого поколения (таби‘ун). С этим были согласны такие ученые, как ас-Саври, Малик, Абу Ханифа и аш-Шафи‘и. А некоторыми оговаривалось, что неважно даже, будет у данного изображения тень или ее не будет. Главное, чтобы к изображению не относились как к чему-то святому, почитаемому, превозносимому»[29].

Анас говорил: «У ‘Аиши было покрывало, которым она занавешивала часть жилища. Однажды Пророк сказал ей: «Убери это от меня [пусть оно не висит на столь видном месте]. Изображения, которые на этом покрывале, отвлекают меня во время молитвы»[30].

«У ‘Аиши (супруги Пророка) было платье с изображениями на нем, в направлении которого Пророк иногда молился»[31]. То есть направление, в котором молился Пророк, и расположение этой вещи порой совпадали, и она оказывалась перед ним. Посланник Всевышнего (да благословит его Аллах и приветствует) иногда просил переложить ее в другое место. А в итоге ‘Аиша сделала из нее подушки[32].

Некоторые ученые указывали на нежелательность совершения молитвы-намаза в направлении изображений[33], так как это отвлекает человека от молитвы. Но, например, богословы-ханафиты считали, что отсутствует даже нежелательность, если изображения эти малы или не имеют четко выраженных контуров[34].

От наличия изображения перед молящимся молитва-намаз не нарушается, так как из хадиса совершенно ясно, что пророк Мухаммад не прерывал молитву, останавливаясь на каком-то из движений и выходя из состояния молитвы, а также не перечитывал молитвы-намазы, совершенные в направлении, с которым совпадало расположение изображений, отвлекавших его[35].

Абу Талха Зейд ибн Сахль передал: «Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Ангелы не заходят в помещения, где находится сура»[36].

«Когда Зейд заболел, мы направились его проведать. И, придя, увидели рядом со входом занавеску с изображением (с сурой[37]) «, — рассказывает Буср ибн Са‘ид. Я удивленно спросил своего спутника ‘Убейдуллу аль-Хавляни: «А разве совсем недавно Зейд не цитировал нам слова Пророка?!» ‘Убейдулла ответил: «А ты разве не слышал слова «илля ракман фи савб» (кроме изображений на одежде, на ткани)?!»[38]

Этот хадис цитируется практически во всех сводах хадисов и богословских пояснениях по данной теме. Часто проводят параллель между этим хадисом и наиболее категоричным хадисом от ‘Аиши о том, как она купила подушку с изображениями (животных), а пророк Мухаммад некоторое время стоял в дверях, не заходя, выражая упрек за сделанную покупку, и проговорил: «Воистину, кто делает эти изображения, тот будет мучиться в Судный День. Скажут им: «Оживите то, что вы творили». Затем добавил: «Ангелы не заходят в дом, где есть изображение (сура)»[39].

Имам аль-Куртуби, поясняя эти хадисы, сказал: «Первый хадис говорит нам о том, что ангелы могут присутствовать в помещении, где есть «ракмун фи савб», а хадис от ‘Аиши указывал на полный запрет. Наиболее вероятно, что задержка пророка Мухаммада в дверях помещения явилась формой укора и свидетельством о нежелательности (макрух), а слова Пророка «илля ракман фи савб» говорят о допустимости (джаваз). Допустимость же (джаваз) никак не вступает в противоречие с нежелательностью (кярахэ)». Имам Ибн Хаджар аль-‘Аскаляни очень положительно отнесся к такому заключению[40].

Многие ученые первых поколений (саляф) заявляли, что запрет касается того, что отбрасывает тень (статуэтки-идолы, памятники, постаменты и т. п.). А то, что не имеет тени (изображения на бумаге, ткани, полотне и т. п.), допустимо и разрешено[41]. Ибн Абу Шейба достоверно передал, например, что имам аль-Касим ибн Мухаммад говорил о канонической разрешенности изображений, не имеющих тени. Дома у этого ученого, являвшегося одним из самых грамотных людей своего времени[42], был свод (купол, шатер) с изображением бобра и большой птицы феникс. И наиболее вероятно, что он, как и другие представители первых поколений, в домах которых были изображения, руководствовался именно словами «илля ракман фи савб»[43]. Также, например, в своде хадисов имама Ахмада приводятся слова Лейса, который передавал, что он однажды навестил Салима ибн ‘Абдуллу. Когда Лейс увидел Салима облокотившимся на подушку с изображением птиц и диких животных, он спросил: «А разве это не является нежелательным (макрух)?» Тот ответил: «Нет. Нежелательным является то, что ставится (устанавливается, водружается, вешается на стену, то есть то изображение живого, которое занимает почетное место)»[44].

‘Аиша передала, что в их жилище была занавеска с изображением птицы. Эта занавеска сразу бросалась в глаза входящему в дом. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал однажды: «Поверни эту занавеску другой стороной. Входя в дом, я всегда вижу ее, и она напоминает мне о мирском»[45].

К Ибн ‘Аббасу пришел человек и сказал: «Я — художник. Зарабатываю себе на жизнь тем, что рисую картины. Что ты мне посоветуешь?» Сподвижник Пророка произнес: «Я скажу тебе о том, что слышал от посланника Божьего: «Кто нарисует картину [с изображением живого], Господне наказание того [в вечности] будет продолжаться до тех пор, пока он не вселит в свои художества душу. Он же (художник) никогда не сможет этого сделать».

Ответ этот не понравился пришедшему за разъяснением. Недовольство явно отразилось на его лице. Ибн ‘Аббас, видя это, проговорил: «Горе тебе, если не прислушаешься к сказанному. Хочешь рисовать? Ну так рисуй дерево (природу) и то, во что нельзя вселить душу (рисуй то, что не имеет души) или абстрактно»[46].

На основе этого хадиса ученые-богословы сделали вывод о нежелательности (макрух) продажи картин с изображением живого (людей или животных)[47].

Тут следует заметить: если вы желаете понять хадис буквально, то каждый в полной мере свободен в выборе. Если же подходите к своей бытности мусульманином более практично, с учетом многих аспектов, прописанных в Священном Коране и Сунне, а также стараетесь принимать во внимание мнения и комментарии ученых, являющихся (согласно хадису) наследниками пророков, то вам полезно учесть те пояснения, что были упомянуты ранее.

‘Аиша, когда была еще маленькой, играла с куклами, называя их дочками. Однажды у нее появилась игрушка в форме коня с двумя крыльями. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует), указывая на кукол, спросил: «А что это?» ‘Аиша ответила: «Это мои дочки». — «А это что?» — спросил Пророк, указывая на коня. «Конь», — ответила ‘Аиша. «А почему у него два крыла?» — поинтересовался посланник Всевышнего. ‘Аиша в недоумении воскликнула: «А разве ты не знаешь о том, что у Сулеймана, сына Дауда (Соломона, сына Давида), был конь с крыльями?!» Пророк Мухаммад, услышав это, от души рассмеялся[48].

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Ангелы-хранители и ангелы-писари, фиксирующие все поступки людей, никогда не покидают человека. См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 11. С. 579.

Также для ангелов, забирающих души людей, художественные изображения живого или статуи, памятники не являются препятствием. См.: аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 8. С. 265.

[2] Слово «тамасиль» переводится с арабского языка как «статуи, статуэтки, памятники», то есть художественно-скульптурные изваяния животных или людей, которые способны отбрасывать тень. Но обычно оно переводится как «идолы». Слово «тасавир» употреблено в данном случае в качестве синонима. См.: Ибн Манзур. Лисан аль-‘араб [Язык арабов]. В 15 т. Бейрут: Садир, 1994. Т. 4. С. 473; Му‘джаму люгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 146.

[3] См.: аль-Мунзири З. Мухтасар сахих муслим. С. 408, хадис № 1364.

[4] Употребленное здесь слово «сура» (пишется через букву «сод») переводится с арабского языка как «образ, картина, изображение, фигура». См.: Арабско-русский словарь Х. Баранова. Также данное слово употребляется в значении «лицо». См.: Ибн Манзур. Лисан аль-‘араб. Т. 4. С. 473.

В богословских трудах данное слово чаще употребляется в значении «шакль» (форма, образ, фигура) и «ат-тимсаль аль-муджассам» (статуя, монумент, памятник). Раньше большая часть ученых называла статуэтки, памятники, монументы тем же словом, что и, например, изображение людей или животных на холсте, — словом «сура» (через «сод») См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 277, 278.

[5] См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 996, 997, хадисы № 3224 и 3226; аль-Мунзири З. Мухтасар сахих муслим. С. 408, 409, хадис № 1365.

[6] Объяснение данного слова см. в примечании выше.

[7] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1884, хадис № 5949; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 11. С. 578, хадис № 5949.

[8] Объяснение данного слова см. в примечании выше.

[9] Св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа. См.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 578, хадис № 9758, «сахих»; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 997, хадис № 3227; Т. 3. С. 1221, хадис № 4004; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хиббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хиббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991. Т. 13. С. 160, 161, хадисы № 5849, 5850. Также см.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 11. С. 581, хадисы № 5957, 5958, 5960, 5961; Ибн Абу Шейба А. Аль-мусаннаф фи аль-ахадис ва аль-асар [Свод хадисов и повествований]. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1989. Т. 6. С. 71, хадисы № 69/1, 2, 3, 4.

[10] К примеру, иллюстрации в газетах, журналах, книгах или на денежных банкнотах.

[11] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 11. С. 580, а также с. 593; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 8. С. 265.

[12] См.: аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хиббан. Т. 13. С. 165, хадис № 5854; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани [Господне открытие (помощь) для упорядочения свода хадисов Ахмада ибн Ханбаля аш-Шайбани]. В 12 т., 24 ч. Бейрут: Ихья ат-турас аль-‘араби, [б. г.]. Т. 9. Ч. 17. С. 280, 281.

[13] Также этот хадис приведен в св. х. ат-Тирмизи и ан-Насаи. Имам ат-Тирмизи говорил о его достоверности «хасан сахих». См.: Абу Дауд. Сунан аби дауд [Свод хадисов имама Абу Дауда]. В 4 т. Египет: ас-Са‘ада, 1950 (1369 г. по хиджре). Т. 4. С. 103, хадис № 4158; аль-Хаттаби Х. Ма‘алим ас-сунан. Шарх сунан аби дауд [Достопримечательности сунн. Комментарий к своду хадисов Абу Дауда]. В 2 т., 4 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 2. Ч. 4. С. 191, хадис № 1493; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Т. 8. С. 277, 278, хадис № 4501.

[14] См.: аль-Мунзири З. Мухтасар сахих муслим. С. 410, хадис № 1370; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 584, хадис № 5953; Ибн Абу Шейба А. Аль-мусаннаф фи аль-ахадис ва аль-асар. Т. 6. С. 73, 74, хадис № 71/4; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9. Ч. 17. С. 277, глава № 52, хадисы № 152, 153.

[15] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 585.

[16] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1885, хадис № 5950; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 581, хадис № 5950; Ибн Абу Шейба А. Аль-мусаннаф фи аль-ахадис ва аль-асар. Т. 6. С. 73, хадис № 71/2; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9. Ч. 17. С. 277, глава № 52, хадис № 148.

[17] «Заводите в Ад, на его наихудшие уровни, род фараонов [да и всех, подобных им, язычников и безбожников]» (см. Св. Коран, 40:46).

[18] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 582; С. 596.

[19] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1885, хадис № 5951, а также с. 1887, хадисы № 5961 и № 5963; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 581, хадис № 5951, а также хадисы № 5961 и № 5963; Ибн Абу Шейба А. Аль-мусаннаф фи аль-ахадис ва аль-асар. Т. 6. С. 73, хадисы № 71/3; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9. Ч. 17. С. 277, глава № 52, хадис № 149.

[20] См., например: аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хиббан. Т. 13. С. 158, хадис № 5847.

[21] Последние три цитаты см.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 583.

[22] Дополнительно хадис о проклятии заработка такого рода художников см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 4. С. 1887, хадис № 5962; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 594, хадис № 5962.

[23] См.: аль-Кардави Ю. Аль-халяль ва аль-харам фи аль-ислам [Разрешенное и запрещенное в Исламе]. Бейрут: аль-Мактаб аль-ислами, 1985. С. 97, 98.

[24] Тот набожный пред Богом человек, который уже ушел из этой жизни, совершенно не виноват в том, что люди постепенно вознесли его набожность на уровень святости и почти обожествили, начав молиться и просить у него, а не у Всевышнего Творца.

[25] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 581; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Т. 8. С. 282, хадис № 4508; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 г. по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Бейрут: аль-Фикр, 2002. Т. 7. С. 2857, хадис № 4508.

[26] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 4. С. 1885, хадис № 5954; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 586, хадис № 5954.

[27] См.: аль-Мунзири З. Мухтасар сахих муслим. С. 409, хадисы № 1366, 1367.

[28] См.: аль-Мунзири З. Мухтасар сахих муслим. С. 409, хадис № 1368; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. 1996. Т. 11. С. 590; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9. Ч. 17. С. 286, хадис № 182; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хиббан. Т. 13. С. 154, хадис № 5843.

[29] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 587, 588.

[30] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 1886, хадис № 5959; там же хадис № 374; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 13. С. 479, хадис № 5959; там же хадис № 374; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9. Ч. 17. С. 285, хадис № 178.

[31] См., например: Аль-кутуб ас-ситта [(Объединенные) шесть сводов хадисов]. В 23 т. Стамбул: Чагре, 1981. Т. 5. С. 1668, глава № 37, раздел № 26, хадис № 93.

Также см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 139, хадис № 374.

[32] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 874, хадис № 93–(2107).

[33] Об этом сказал и великий имам аль-Бухари. Смотрите название темы, в которую он поставил хадис № 5959.

[34] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. 2000. Т. 13. С. 479, пояснение к хадису № 5959.

[35] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. 2000. Т. 2. С. 639, пояснение к хадису № 374.

[36] См.: аль-Мунзири З. Мухтасар сахих муслим. С. 408, 409, хадис № 1365.

[37] См. подробное пояснение по этому слову ранее.

[38] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1886, хадис № 5958; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 589, хадис № 5958; Абу Дауд. Сунан аби дауд. 1950. Т. 4. С. 102, хадис № 4155; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9. Ч. 17. С. 286, 287, хадисы № 183, 184; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хиббан. Т. 13. С. 161, хадисы № 5850, 5851.

[39] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1886, хадис № 5957; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 589, хадис № 5957.

[40] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 593.

Безусловно, великий имам говорил это с учетом всех хадисов по данной теме и комментариев ученых.

[41] Конечно же, с учетом ранее упомянутых комментариев относительно того, что эти иллюстрации непримечательны и являются чем-то второстепенным, однако, присутствуя в человеческой жизни, украшают ее.

[42] Аль-Касим ибн Мухаммад был одним из семи самых грамотных богословов Медины. Именно он передал хадис от ‘Аиши о том, как она купила подушку с изображениями (животных), а пророк Мухаммад некоторое время стоял в дверях, не заходя, выражая упрек за сделанную покупку. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 1886, хадис № 5957; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 589, хадис № 5957.

[43] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 1996. Т. 11. С. 588, 589.

[44] См.: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9. Ч. 17. С. 277, хадис № 150.

[45] См.: Аль-кутуб ас-ситта. Т. 5. С. 1666, глава № 37, раздел № 26, хадис № 88; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9. Ч. 17. С. 285, хадис № 175.

[46] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 14 т., 1988. Т. 4. С. 485, 486, хадис № 2225; Ибн Абу Шейба А. Аль-мусаннаф фи аль-ахадис ва аль-асар. Т. 6. С. 74, хадис № 71/6; аль-Мунзири З. Мухтасар сахих муслим. С. 409, 410, хадис № 1369; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Т. 8. С. 281, 282, хадис № 4507; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9. Ч. 17. С. 277, глава № 52, хадисы № 146, 147; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хиббан. Т. 13. С. 157, хадисы № 5846, 5848.

[47] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 14 т., 1988. Т. 4. С. 486.

[48] См. в св. х. аль-Бухари, Муслима и Абу Дауда. См., например: аль-Кардави Ю. Аль-халяль ва аль-харам фи аль-ислам. С. 94, 95.

Хадисы

Изображение

Искусство

Рисование

Художник

Фотография

Статуэтки

Хадисы об изображении

Хадисы об искусстве

Хадисы про художников

Хадисы про фотографии

Хадисы про статуэтки

Смотрите также

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Культурная идентичность

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов цитирует Св. Коран, 49:13 и говорит о межкультурных отношениях. Слушать и скачать можно в статье

    09.12.24

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Ибн Таймия, Ибн Кайим

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов рассказывает о жизни и трудах двух великих богословов. Слушать и скачать можно в статье

    09.12.24

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Преврати медь в золото!

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов объясняет, как превратить каплю духовности в нескончаемый поток радости. Слушать и скачать можно в статье

    08.12.24

Аят дня

Хадис дня

55:9

Будьте [также] справедливы при взвешивании [в торговых операциях; не обвешивайте, не обманывайте покупателя], не портите весы (мерила) [дабы обманным путем извлечь выгоду] (Св. Коран, 55:9). [telegramline]

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
Семинар в Алматы

Новые материалы

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Культурная идентичность

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов цитирует Св. Коран, 49:13 и говорит о межкультурных отношениях. Слушать и скачать можно в статье

    09.12.24

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Ибн Таймия, Ибн Кайим

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов рассказывает о жизни и трудах двух великих богословов. Слушать и скачать можно в статье

    09.12.24

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Преврати медь в золото!

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов объясняет, как превратить каплю духовности в нескончаемый поток радости. Слушать и скачать можно в статье

    08.12.24

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic