Хадисы про клятву и обет-назр

Аудио версия настоящей статьи:

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Кто поклялся что-то сделать, но потом увидел нечто лучшее, то пусть сделает то, что лучше, и искупит нарушенную клятву»[1].

Если вы серьезно поклялись Богом что-то сделать или чего-то не делать, а затем нарушили клятву, то вам необходимо искупить это одним из следующих действий:

— или «накормить десятерых нищих из среднего, чем вы кормите семью»;

— или «одеть десятерых нищих».

Если же вы не в состоянии этого сделать, тогда — «трехдневный пост».

Об этом сказано в Коране:  «Аллах (Бог,  Господь) не спросит с вас за пустословные клятвы [те, которые произносятся без осознания], однако спросит с вас за серьезные клятвы [которые вы принесли с соответствующим намерением в сердце]. Искуплением за нарушение подобной [серьезной] клятвы является кормление десятерых нищих из среднего, чем вы кормите семью, или одежда для них [то есть покупка одежды для десятерых], или освобождение раба [что для сегодняшнего дня неактуально и, даст Бог, никогда больше таковым не станет]. Кто не найдет [возможности выполнить одну из трех упомянутых форм искупления, тому следует] три дня поститься. Это — искупление ваших нарушенных клятв, если вы [серьезно] поклялись [Аллахом]. Будьте обязательны в [выполнении] клятв! Подобным образом Аллах (Бог, Господь) разъясняет вам знамения, возможно, вы будете благодарны [будьте же благодарны!]» (Св. Коран, 5:89).

Какой бы правильной или неправильной клятва ни была, нарушение ее требует искупления[2].

Некоторые пояснения по аяту:

(1) «Кто не найдет [возможности выполнить одну из трех упомянутых форм искупления]». Если у человека имеются средства на суточное проживание его и семьи и помимо этого остается то, чем можно накормить десятерых нищих, то он не прибегает к искуплению постом, а должен именно накормить десятерых бедных.

(2) «Из среднего, чем вы кормите семью» — суть в том, чтобы нарушивший клятву накормил тем, что обычно его семья употребляет в пищу ежедневно. По этому поводу оговаривались различного рода тонкости. Некоторые ученые говорили только об обеде, другие — об обеде и ужине. Нередко спрашивают: «Можно ли дать деньгами?» Большинство ученых утверждало, что нельзя, ссылаясь на текст аята, где сказано «накормить». Другая группа ученых, в том числе и богословы-ханафиты, говорили о том, что можно это перевести в деньги, а нищий уже купит те продукты, которые сам пожелает. Оба мнения достаточно аргументированы и соответствуют смыслу аята.

(3) «Накормить десятерых нищих». Богословы-шафииты считают, что должно быть именно десять человек. Другие ученые, в том числе и богословы-ханафиты, говорили о допустимости кормить одного нищего на протяжении десяти дней, так как результат тот же самый. Некоторые ученые делали акцент на том, что если есть десять бедных, тогда надо накормить именно десятерых, а если только один, то — одного десять раз. В общем-то, поступайте по обстоятельствам. Но замечу, что ученые солидарны в том, что недопустимо единовременное кормление одного нищего за десятерых. Допускается только — накормить один раз десятерых или одного в течение десяти дней.

Если нарушивший клятву не имеет материальных возможностей, чтобы накормить или одеть неимущих, тогда он постится три дня.

Нужно поститься три дня подряд или не обязательно? По данному вопросу два мнения:

Необходимо поститься три дня подряд, один за другим. Если один из трех будет нарушен, то придется начать заново. Так считают ученые ханафитского и ханбалитского мазхабов.

Не обязательно, а лишь желательно. Так говорят богословы шафиитского и маликитского мазхабов[3].

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Не давайте обет-назр [желая что-то кардинально изменить; думая, что он серьезно повлияет на предстоящие обстоятельства и результаты]! Поистине, назр даже в малом не меняет того, что уже утверждено Аллахом (Богом, Господом), но является помощником в преодолении скупости»[4].

Обет-назр — это когда человек словесно берет на себя обязательство совершить что-то канонически позволительное, допустимое (милостыня, молитва, благодеяние и т. п.), возвеличивая тем самым Господа миров. Например, говоря: «Пред Богом я обязуюсь поститься столько-то дней», и можно добавить «из благодарности Ему за то-то»[5].

Однажды Пророк, увидев человека, стоящего под лучами палящего солнца, поинтересовался, почему он это делает. Ему ответили, что этот человек дал Господу обет (назр) поститься, стоя под открытым небом, не укрываясь в тени. Узнав об этом, Божий посланник приказал мужчине присесть в тени и завершить обетованный пост[6].

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима, Ахмада, ат-Тирмизи и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 524, хадис № 8641, «сахих»; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 679, хадис № 17–(1651).

[2] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 4. С. 2574, 2575.

[3] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 4. С. 2574–2586.

[4] Хадис от Абу Хурайры. См., например: аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1997. Т. 10. С. 220, хадис № 4376, «сахих»; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 672, хадис № 5–(1640).

[5] Подробнее см., например: Му‘джаму люгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 477; Са‘ди А. Аль-камус аль-фикхи люгатэн ва истыляхан. [Лингвистический и канонический словарь исламского права]. Дамаск: аль-Фикр, 1988. С. 350.

[6] Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. аль-Бухари, Абу Дауда и Ибн Маджа, «сахих».

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1