Логотип umma.ru и переход на главную страницуСеминары Шамиля Аляутдинова
Login icon

Войти

Семинары Шамиля Аляутдинова

Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Меню

Текстовая статья

Хариджиты. История и современность

Хариджиты – древнее религиозно-политическое течение в Исламе. Так называли его последователей те, кто был не согласен с ними. Сами же себя они называли «ахлюль-иман», что можно перевести как «люди веры». Есть несколько вариантов того, как они себя называли либо как их называли другие, но четко закрепившимся в истории Ислама является именно название «хаваридж». Данное течение — самое воинственное за всю историю Ислама в защите своих убеждений и самое фанатичное в приверженности их адептов.

Целей своих они достигали самыми жестокими методами, им была присуща бесчувственность и отсутствие навыков дипломатии, ограниченность взглядов и буквальное понимание священных текстов.

Появилось это течение в результате территориальных, межплеменных и политических разногласий (деление власти), лишь спустя какое-то время оно начало принимать все более религиозный окрас. Разногласия между мусульманами были и во времена пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), но никто не объявлял исключительность на право говорить от имени религии.

Первым их кровавым следом в истории является восстание против третьего праведного халифа ‘Усмана ибн ‘Аффана[1] и его убийство. Они посчитали его недостаточно справедливым, в отличии от первых двух праведных халифов Абу Бакра[2] и ‘Умара[3]; обвинили его в выдвижении своих родственников на руководящие должности. После этого страшного убийства, нескольких дней беспорядков и отсутствия власти народ собрался и выбрал в качестве четвертого праведного халифа имама ‘Али[4]. Но постепенно события переросли в серьезный конфликт между имамом ‘Али и Му‘авыей (Муавия)[5], что привело к военному противостоянию их войск на поле битвы. Подчеркну, что это происходило в первые десятилетия после смерти пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).

Во время упомянутой битвы Му‘авыя (Муавия) и его сторонники решили остановить резню, подняв на своих копьях текст Корана и попросив о переговорах. Сторонники имама ‘Али по-разному восприняли это предложение, но в итоге имам ‘Али дал добро на переговоры о мирном соглашении, что остановило кровопролитие и было мудрым дипломатическим шагом. Имам ‘Али от своего лица выдвинул в качестве переговорщика Абу Мусу аль-Аш‘ари[6], а Му‘авыя – ‘Амра ибн аль-‘Аса[7]. В этом процессе мирных переговоров часть из сторонников имама ‘Али выступила против его решения, утверждая, что он ошибается.

*

«Судейство принадлежит только Аллаху (Богу)», и если Он пожелал этого противостояния, то им следует довести дело до победного конца без каких-либо уступок и переговоров. Почему «Он пожелал»? Потому, что имам ‘Али являлся избранным большинством людей халифом-правителем. А все, кто не желает ему подчиняться, являются перешедшими границы дозволенного тиранами, заслуживающими смерти. Это стало главным аргументом в пользу прямого военного противостояния с несогласными. Странно то, что они не увидели в этом вознесения себя на уровень Аллаха (Бога) или как минимум Божьего посланника, получающего от Всевышнего прямое Откровение о том, что именно их, хариджитов, решение и трактовка является «Божьим судейством».

За основу своего утверждения они взяли коранический текст:

«Если две группы верующих начинают военное противостояние между собою [накал страстей приводит их к серьезному и ожесточенному конфликту], то непременно помирите их! [Неучаствующие в конфликте не должны стоять в стороне, а обязаны бросить все силы для мирного разрешения конфликта.] Если одна сторона перешла все границы (нормы) относительно другой, тогда силой ответьте им (воюйте против них), пока не вернется она [переступившая границы дозволенного] к Божьей воле [пока не разрешится противостояние и не придет к логическому концу, к миру. В трактовке хариджитов: «Пока единственным халифом на всех мусульманских территориях не станет лишь имам ‘Али]» (см. Св. Коран, 49:9).

В понимании несогласившихся в итоге с самим имамом ‘Али хариджитов, начав войну, нужно довести ее до конца, не идя ни на какой компромисс, не подписывая никаких мирных соглашений. Они видели текст Корана через призму религиозного фанатизма и не желали прибегать к дипломатии и переговорам. В нем они увидели лишь либо полное подчинение, либо полное истребление. На слова хариджитов «судейство принадлежит только Аллаху (Богу)» имам ‘Али ответил: «Это правильные слова, поставленные в неправильный (ложный) контекст»[8]

*

Имам ‘Али не стал конфликтовать с ними, а постарался мудро и последовательно их переубедить. Большинство этих людей он смог переубедить, но малая часть все-таки осталась при своем фанатично-категоричном решении и вышла из его рядов, покинула Куфу и переместилась в селение Харура’.

Именно из-за этого «выхода» из рядов имама ‘Али их в истории Ислама прозвали «вышедшие» (хаваридж)[9]. В итоге они объявили имама ‘Али кяфиром-безбожником, так как он пошел против воли Аллаха (Бога) (в их трактовке), в том числе сказав: «Клянемся Аллахом! Мы тебе больше не подчиняемся, за тобою не молимся и тебя покидаем!» Это произошло в 37 году по хиджре (в 657-м по григорианскому) и явилось крайне важным моментом в мусульманской истории: до этого недопонимания и конфликты могли происходить, но они были из разряда политических и межплеменных, никто не примешивал религию.

Хариджиты стали первыми в истории Ислама, которые конфликт, неприятие аргументов другой стороны и воинственный настрой обосновали цитатами из Корана (в их трактовке, конечно же) и объявили всех несогласных с их мнением кяфирами (безбожниками), изменившими вере (отступившими от веры) «подобно стреле, вылетевшей из лука». К великому сожалению (но на то воля Всевышнего и в этом мудрость Его), они породили тот смертоносный вирус, который мутирует и по сей день.

Важно заметить, что костяк хариджитов составляли очень набожные, искренне верующие люди[10], бывшие из числа курра’, то есть постоянно читавших и заучивавших Коран наизусть. Они отличались аскетизмом, отрешенностью от мирского и постоянным пребыванием в молитвах. Проблема лишь в том, что они не были учеными (‘уляма’). В те первые десятилетия хиджры еще не были сформированы ни ‘ильмут-тафсир (корановедение), ни ‘ильмуль-хадис (хадисоведение), ни фикх (мусульманское право). Общий контекст священных текстов, глубина их смыслов, параллель с действительностью, как и сбор хадисов (высказываний пророка Мухаммада) и систематизация их по степени достоверности — все это лишь начинало зарождаться и формироваться.

Основополагающие принципы хариджитов

1. Правление и власть. Некоторые называют приверженцев данного течения кровавыми демократами, так как центральной их идеей было полное равноправие всех и вся, арабов и неарабов, свободных и рабов в возможности стать правителем. И если правитель в чем-то ошибся, то они сразу переводили это в категорию греха, предоставляя себе право свергнуть его и убить, что они начали реализовывать с убийства третьего праведного халифа ‘Усмана, а также убийства имама ‘Али. В последующем немалое количество правителей областей и территорий было жестоко убито представителями этого течения. Они по-своему понимали справедливость и следование Корану, ради чего готовы были лишать жизни других и легко отдать собственную. Свержение тирана, по их идеологии, считалось обязательным религиозным положением (ваджиб).

2. Грехи. В понимании данного течения все очевидные грехи являются большими грехами (кябаир). Действия они считали неотъемлемой частью веры, а потому если человек совершал греховное деяние, то это, по их мнению, автоматически лишало его веры. Совершивший очевидный грех, по их мнению, будет вечно гореть в Аду.

В середине третьего века по мусульманскому летоисчислению (хиджре) это течение потеряло силу и постепенно прекратило свое существование. Оно, при всей исключительной набожности последователей и строгом следовании Корану (в их понимании и трактовке), оставило очень яркий, кровавый след в мусульманской истории. Их постоянные военные перевороты и убийства представителей правящих кругов сильно замедлили развитие мусульманской культуры и науки, привели к смерти сотен тысяч, а возможно, и миллионов людей.

*

Мое сугубо личное мнение: дух этого религиозного течения в плане оправдания убийств и насилия религией через отдельные выдернутые из общего контекста Корана цитаты, их буквальное «подстрочное» понимание и фанатичное, с полным самопожертвованием следование до сих пор существуют.

Могу предположить, уважаемый читатель, что не только мне за всем этим видится терроризм конца ХХ — начала ХХI веков. Самоотверженность и самопожертвование разных Абу ради «высоких» идеалов. Легкое и быстрое обвинение других в куфре и тем самом разрешение себе на их убийство и захват их имущества. С конца 90-х прошлого столетия я писал об этом и в итоге появилась и постоянно переиздается книга «Как увидеть Рай?», которую настоятельно рекомендую к прочтению.

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Подписывайтесь на наш канал в YouTube

Подписывайтесь на нашу группу в Vkontakte

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Абу ‘Амр ‘Усман ибн ‘Аффан аль-Омавий аль-Курайший (умер в 35-м году по хиджре, в 656-м по григорианскому календарю) — арабский государственный и политический деятель, один из ближайших сподвижников пророка Мухаммада, третий праведный халиф с 644 по 656 год. При Усмане завершилось собрание письменного текста Корана в единую книгу.

Был женат на дочери пророка Мухаммада Рукайе, которая рано умерла от тяжелой болезни. После этого Пророк выдал замуж за ‘Усмана другую свою дочь, Умм Кульсум. Она умерла в 630 году, за два года до смерти своего отца.

[2] Абу Бакр ас-Сыддик ‘Абдуллах ибн Абу Кухафа ат-Таймий аль-Курайший — первый праведный халиф, правивший в 632—634 годах. Один из ближайших сподвижников пророка Мухаммада и отец его жены ‘Аиши. После его смерти был избран халифом. Один из десяти обрадованных Раем при жизни.

[3] Абу Хафс ‘Умар ибн аль-Хаттоб аль-Адавий аль-Курайший — арабский государственный, политический и военный деятель, один из ближайших сподвижников пророка Мухаммада, второй праведный халиф в 634—644 годах. Был предательски убит в мечети во время утренней молитвы персом-огнепоклонником по имени Фируз по прозвищу Абу Лю’люа. Молодой человек нанес ‘Умару шесть ударов кинжалом с двойным лезвием. Праведный халиф умер на 63-м году своей жизни, как и пророк Мухаммад, а также Абу Бакр.

[4] Абуль-хасан ‘Али ибн Абу Талиб аль-Хашимий аль-Курайший (умер в 40-м году по хиджре, в 661-м по григорианскому календарю) — арабский политический и общественный деятель. Четвертый праведный халиф, правивший в 656—661 годах. Двоюродный брат, зять и сподвижник пророка Мухаммада. Был предательски убит в мечети одним из хариджитов.

[5] Абу ‘Абдур-рахман Му‘авыя ибн Абу Суфьян аль-Омавий аль-Курайший — шестой халиф Арабского халифата и первый халиф Омейядского халифата c 661 года. Сын Абу Суфьяна, представитель дома Омейядов из племени курайшитов.

[6] Абу Муса Абдулла ибн Кайс аль-Аш‘ари (ум. в 666 г.) — мусульманский политический деятель, сподвижник пророка Мухаммада.

[7] Абу Абдулла ‘Амр ибн аль-‘Ас ас-Сахмий аль-Курайший (577–664 гг.) — арабский полководец и политический деятель VII века. Первоначально один из непримиримейших врагов пророка Мухаммада и его учения, но затем один из самых ревностных его сподвижников.

[8] Можно перевести и так: «Говоря правду, вы желаете ложь». Слова хорошие, но в этом контексте ни к чему хорошему они не приведут.

[9] Данное течение именовали и другими названиями.

[10] Отмечается, что это были (в подавляющем большинстве) представители первого поколения после пророка Мухаммада, то есть ат-таби‘ун, но никак не его современники (ас-сахаба).

Терроризм

Секты

Радикальные группировки

Радикализм

Хаваридж

Течения

Хариджиты

Му‘авыя

Смотрите также

Аят дня

Хадис дня

2:25

Обрадуй [о Мухаммад] верующих, совершающих благие дела! Им [в вечной обители уготованы] райские сады, под которыми текут реки [возле деревьев, кустарников и прекрасных дворцов, спокойно и безмятежно]. Каждый раз, как подадут им плоды из райских садов, они будут удивляться: «Это то же самое, что было предоставлено нам ранее. [Нечто подобное мы уже ели]». А дадут им лишь похожее [по отдельным характеристикам, но по сути своей, на вкус — абсолютно иное]. У них там [у каждого из обитателей Рая] вторая половина [для мужчины — супруга, для женщины — супруг], причем абсолютно чистые [чистые душой и телом, идеальные, без тех изъянов, которые, возможно, были присущи им в мирской обители; приятные во всех аспектах и нюансах, добродушные, окруженные неописуемым ореолом ароматов притягательности и совершенства]. Они там пребудут вечно [смерть там не властна, вошедший туда никогда не будет изгнан] (Св. Коран, 2:25).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
Семинар в Алматы

Новые материалы

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic