В большинстве мечетей тасбихат после намаза совершают вместе с имамом (иногда с муаззином). Но в конце 90-х появилось новое веяние, утверждающее, что тасбихат и ду‘а совместно делать нельзя, якобы это бид‘а (отвергаемое новшество). Можете ли вы внести ясность по этому поводу? Есть ли аргумент в пользу возможности совершения тасбихата вместе с имамом?
Подробно касательно новых веяний, появившихся в религиозных кругах в середине 90-х, изложено в моей книге «Как увидеть Рай?» Более 600 страниц богословски обоснованного изложения всех тем по этой проблематике. Там же и подробный материал про бид‘а (новшества).
Что же касается тасбихата с имамом, то на этот счет есть достоверный хадис, приведенный в сводах хадисов аль-Бухари и Муслима. Ибн ‘Аббас передал: «Громкое проговаривание зикра, когда люди завершали молитву-намаз, было во времена пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует)»[1]. В другом достоверном хадисе сказано: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) после молитвы-намаза поворачивался к нам лицом»[2]. Обычно имам после намаза поворачивается лицом к молившимся за ним и проговаривает тасбихат совместно с ними. Это не обязательно, но имеет прямое отношение к Сунне. В другом хадисе сказано о том, что «завершив молитву-намаз, пророк Мухаммад еще какое-то время оставался на месте ее совершения»[3].
На основе первого приведенного хадиса мусульманские ученые сделали вывод о желательности совместного тасбихата (такбир, зикр). Имам аш-Шафии сказал на этот счет: «Такая практика при жизни пророка Мухаммада была временами и несла собой смысл обучения людей»[4]. Считаю, что в реалиях территории бывшего Советского Союза, стран СНГ, данная практика важна и полезна из-за постоянного пополнения рядов верующих новичками в религиозной практике. И где, если не в мечети, человек будет обучаться всем ее нюансам. Канонически же важно подчеркнуть, что тасбихат с имамом подтвержден достоверной сунной, но не относится к числу обязательных элементов молитвы-намаза.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 255, хадис № 841; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 233, хадис № 122–(583).
[2] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 256, хадис № 845.
[3] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 257, хадис № 849.
[4] См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 3. Ч. 5. С. 84, пояснение к хадису № 122–(583); аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 3. С. 414, пояснение к хадису № 841.