Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Интервью для zakon.kz

Декабрь 2013

Имам Шамиль Аляутдинов:

“Быть верующим – это верить не только в Бога, но и в себя”

О том, почему ислам ассоциируют с терроризмом и бедностью, может ли мусульманин стремиться к богатству и знаниям и кому стоит завидовать – на вопросы ИА Zakon.kz ответил имам-хатыб Московской Мемориальной мечети, исламский богослов и проповедник, автор многочисленных книг по исламской тематике Шамиль Аляутдинов.

Как вы относитесь к тому, что терроризм сегодня тесно связывают с исламом?

Терроризм – это бизнес, доходы от которого не сравнить даже с доходами от наркоторговли. Возьмем, к примеру, войну в Чечне. Были заинтересованные в ней люди, заработавшие на ней умопомрачительные суммы денег. У нас на постсоветском пространстве огромные залежи ресурсов. Устроить беспорядок и постоянно поддерживать тлеющий костер – это на руку недоброжелателям как внутри, так и извне. Я считаю, знаю и понимаю, что при желании и используя современную технику проблему с террористами спецслужбам решить очень просто. Например, нужно было убрать Дудаева – его быстро убрали. Но кому-то выгодно, чтобы у мусульман были шахиды с поясами.

В Казахстане новые последователи ислама выбрали путь возвращения в прошлое: обрезали штаны, отрастили бороды. Это настораживает и даже пугает остальных. Необходимо ли мусульманину так выделяться?

У арабов – одна культура, у казахов – другая, у татар – третья. Но все они могут быть мусульманами, не теряя при этом своей культуры, национальных особенностей. У нас люди часто по неопытности стараются копировать арабскую культуру, думая, что это и есть настоящий ислам. Подобное неразумно. Есть понятие мусульманской культуры, а есть понятие арабской культуры, и многие очень часто их путают. Например, бывает, говорят: «Его зовут Чингиз, а это не мусульманское имя! Нужно поменять!» Я отвечаю: «Почему не мусульманское? Вы хотите сказать, что оно не арабское».

В последние 30 лет, когда в мире появились большие нефтяные деньги, Саудовская Аравия решила вкладывать десятки миллиардов долларов не только в экономику, но в поднятие идеологии, в свое становление лидером в религиозном плане. После развала СССР эти деньги потекли на территорию бывшего Советского Союза. Эти деньги давались не только на строительство школ и мечетей. Деньги принесли с собой идеологию. Люди же всегда стремятся к тому, что сделать проще. Им проще носить короткие штаны, отпустить бороду, чем быть добропорядочным, верным, надежным, трудолюбивым. Серьезными исламскими богословами в самых разных уголках мира придерживание такого узкого, я бы сказал «туннельного» взгляда на религию воспринималось спокойно. В истории мусульманских народов были периоды, когда имевший большую власть, обладавший богатством старался насаждать свои взгляды. Такие времена проходили сами собой. Ведь раньше знание передавалось устно, а в конце XX века вдруг появился Интернет, дающий возможность распространять информацию очень быстро. И эта информация была подхвачена, а сочетаясь с юношеским максимализмом и национализмом, приняла угрожающие и устрашающие формы. Определенная подборка аятов и хадисов удовлетворяла радикалов и националистов. Не будь похожим на других, и о тебе узнают! Для молодежи и тех, которые не смогли ничего добиться в жизни трудом, знаниями и усердием, эта идеология очень подходила. Поэтому мы и получили в итоге множество радикальных явлений. В том числе и терроризм. Терроризм – это бизнес с геополитическими интересами и огромным денежным оборотом. К тому же есть бесплатное пушечное мясо! А начинается все порой, к сожалению, с таких незначительных вещей, как отпускание бороды, укорачивание брюк. Постепенно человека выключают из социума и загоняют в жесткие идеологические рамки.

В Казахстане после ликвидации и арестов террористических групп находили огромное количество скачанных с Интернета проповедей ликвидированного Саида Бурятского – одного их участников чеченского бандподполья. Он на русском языке призывал к терактам и убийствам. Насколько важно наличие грамотных учителей и проповедников?

Это во все времена было важно – кто твой наставник? Наставник – это знание, и важно, откуда ты его черпаешь. Должны быть правильные источники, а не фанатизм по отношению к какому-то отдельному человеку или книге. Что касается нехватки кадров, то все знают об этой проблеме. В России выделялось большое количество средств на «решение религиозных вопросов», но государство, как это обычно бывает, не отслеживало весь процесс решения той или иной проблемы. Прошло 20 лет, а серьезных хороших богословов на постсоветском пространстве можно пересчитать по пальцам на одной руке, я имею в виду тех, которые могут говорить на своем родном языке и на русском, работают с первоисточниками, пишут богословские труды, донося до людей мусульманские ценности современным языком. Одна из причин возникновения проблемы террористов – это отсутствие ученых-богословов. Конечно, что-то делается, дабы они появились, но делается очень неуклюже, неграмотно и непоследовательно. Чтобы понять, какова ситуация в Казахстане, достаточно зайти в крупный книжный магазин и посмотреть, есть ли книги современных казахстанских проповедников, написанные грамотно и живым языком, с соответствующими ссылками на богословские первоисточники?..

Вы читаете проповеди и у вас есть сайт об исламе на русском языке. Насколько важно рассказывать об исламе на русском языке?

Я сам родился и вырос в Москве, и основной язык, на котором я говорю, – русский. Моя супруга родилась и выросла в Татарстане, она владеет татарским и русским на хорошем уровне. Дети читают на татарском сказки перед сном. Говорят на русском и татарском. Когда в 1997 году открылась мечеть на Поклонной горе, я вел проповеди и на русском, и на татарском. В советские времена в Москве была одна мечеть – Соборная, и там все проповеди проходили на татарском. Мечеть на Поклонной горе первой начала преобразования – ввели проповеди на русском. Потому что в мечети появлялось все больше и больше прихожан самых разных национальностей. Независимо от того, в каком городе и государстве мечеть, проповедовать нужно на языке, понятном большинству прихожан.

Ислам на постсоветском пространстве ассоциируется с бедностью. Как сочетается обеспеченная жизнь с канонами ислама?

Если брать Коран и Сунну, аяты и хадисы, то призыва к тому, чтобы быть бедным в них нет. У мусульман это является стереотипом. В жизни всего нужно добиваться. В том, чтобы выстроить нормальные семейные взаимоотношения, иметь семейный бюджет, воспитать детей, есть ответственность, определенный труд и каждодневная дисциплина. Поэтому иногда появляется соблазн уйти в сторону, закрыться от мира и молиться. В хадисе говорится: «Верующий, находящийся среди людей и терпеливо относящийся к боли, которую они ему наносят [морально, психологически, физически], лучше и благостнее того, кто избегает людей и нетерпим к их действиям» [1]. Нужно уметь находить общий язык с людьми, не бояться трудностей, решать проблемы.

Пророк (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Не стоит завидовать кому-либо, кроме двух категорий людей: (1) тех, кому Всевышний дал богатство (достаток) и позволил [разумно] управлять им [преодолев внутреннее чувство скупости, жадности [2]], тратя [из него] на благие дела [на протяжении жизни] все без остатка [3], и (2) тех, кому Он [Господь миров] дал мудрость [обширные знания, в том числе знание Священного Писания, хорошую теорию и практику применения] и они пользуются ею (мудростью) [в своей жизни], а также обучают ей [других. Для этого нужно и высшее образование, и постоянное самообразование, и жизненный опыт, и определенные навыки, и отсутствие вредных привычек, и огромное количество нейронных путей в мозге, а также каждодневное практикование собственных знаний. Завидуйте таким людям белой завистью! [4]]» [5].

Начиная с индивидуального предпринимательства, с купли-продажи, с получения хорошего образования, начиная с каких-то рисков, с выстраивания компании, шаг за шагом человек приобрел достаток. Если он тратит свой достаток на хорошее, а это не только помощь малоимущим, дает деньги, чтобы появлялись научные центры, лаборатории, институты, школы, галереи, прекрасные храмы, он вносит серьезный вклад в развитие общества. Таким можно позавидовать. А вторые – это люди науки, и не только богословской, те, кому Всевышний дает благословение стать мудрыми. Они те, кто создает живые знания, теорию соединяет с практикой. И они приобрели свою мудрость благодаря образованию, практике, они применяют эту мудрость в собственной жизни, обучают ей других людей.

Какие возможности открывает религия?

В обществе обычно 10% людей энергичных и целеустремленных, движущихся в дурном направлении: алкоголь, наркотики, взяточничество, казино, разврат, преступность, террор, терания и т. п. И 10% – это лидеры в благом, в созидании, для которых важны честь, достоинство, мораль, нравственность, которые ощущают ответственность пред обществом и Богом за воспитание нового поколения и рациональную трату имеющихся на сегодня личных, общественных и государственных ресурсов. Это в том числе люди науки, культуры, религии. А вот оставшиеся 80% – это серая масса. Кто перевесит в обществе (первые 10% или вторые), за тем и пойдет масса. Религия открывает перед тобой новые возможности, когда ты применяешь ее постулаты, следуешь ей. Например, в одном из хадисов говорится: «Есть два блага [бесценных Божественных дарования], которые люди не ценят (в отношении которых обманываются) [беспечно пренебрегают ими, нанося себе огромный ущерб; не извлекают должную пользу и выгоду]. Это — здоровье [сохранение его и развитие] и свободное время [6][которое люди в основном не заполняют чем-то полезным, будь то в земной перспективе либо в вечной]» [7].

Для меня, человека верующего в Бога и в жизнь после смерти, эти слова очень назидательны. Я изучаю современную литературу о мозге, делаю полезные для себя выводы и стараюсь уделять своему здоровью должное внимание. Если говорить о моем свободном времени, то я использую современные технологии и подходы, стараясь, не проводить его впустую. Это возможности более осознанного взгляда на жизнь.

«Поистине, Всевышний не изменит положения людей, пока они не изменят самих себя [8]. [Изменяясь в лучшую сторону изнутри, в своем отношении к происходящему, и в поступках [9], человек вызывает Божью милость и благословение. А начиная духовно загнивать и опускаться, творя преступления, бесчестие и различного рода грехи, человек накликает на себя пусть даже не скорое, но неотвратимое наказание. Таковы законы, установленные Творцом на этой земле.] И если пожелает Господь [прихода] зла [в форме различных кризисов, природных катаклизмов, личных неприятностей и т. п.], тогда никто не сможет воспрепятствовать этому. Нет у людей истинного хранителя и опекуна, помимо Него (Творца всего сущего). [Нет инстанции, которая стояла бы выше Божьих повелений и благословений]» [10](см. Св. Коран, 13:11).

Если в контексте смысла приведенного мною аята долгие годы над собой работать, перед человеком откроются огромные возможности. Можно заработать даже триллионы долларов. Но в этом процессе нужно быть верующим, ведь вера – это не только вера в Бога, но и вера в себя.

Проект «Мечта и крылья». Почему вы согласились принять в нем участие?

Это была инициатива из Казахстана, ко мне обратился предприниматель и финансист Бахт Ниязов.

С точки зрения мусульманских канонов нельзя рисовать нечто живое, к примеру делать портрет человека. А вот абстрактное изображение, в том числе и людей, возможно. Изобразительное искусство в исламе всегда было, есть и будет. В моей книге «Стань самым умным и самым богатым. Часть 1» сформулированы триллионерные правила, основанные на аятах и хадисах. Донести эти правила языком искусства я посчитал хорошей идеей. Вижу в этом возможность донести мусульманские ценности до наибольшего количества людей. Особенно это актуально сейчас, когда СМИ так часто их уродливо искажают.

Многие считают ислам религией Средневековья, устаревший для нынешних реалий. Вы согласны с этим?

После революции 1917 года накопилось много негативного об исламе. Миллионы раз нам твердили, что религия – это опиум для народа, это Средневековье. Тратились огромные деньги, чтобы доказать, будто ислам – это паранджа и многоженство. Поэтому мы имеем такой пропитанный ненавистью и невежеством результат. Он отложился не только в подсознание отдельных людей, но и целых поколений. Только те, кто может вырваться из этого замкнутого круга, поймут, что религия, наоборот, заряжает, поднимает на новые уровни в духовном, интеллектуальном и материальном плане, открывает новые перспективы не только в земном, но и в вечном.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и др. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 549, хадис № 9154. Также см.: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 713, хадис № 2512

[2] «[Учтите, что] в душах людских много скупости, жадности» (см. Св. Коран, 4:128)

[3] В Священном Коране сказано: «Пусть же твои руки не будут прикованы к шее [о человек, не будь скупым], но и не раздавай все, что имеешь. [В первом случае ты перед Богом и людьми] удостоишься порицания и упрека, [а во втором случае вскоре] начнешь сожалеть о совершенном [тем самым потеряв всю пользу от щедрого поступка]» (Св. Коран, 17:29).

«Скупость сушит душу, а расточительность топит ее» (А. К. Дойл).

[4] Гыбта (белая зависть) — это когда видишь хорошее в другом человеке и не желаешь, чтобы он лишился этого, а сам стремишься приобрести такое качество, умение, мастерство или благо. В мусульманской культуре это относится к допустимому. См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир [Освещающий тафсир]. В 32 т. Дамаск: аль-Фикр, 1991. Т. 30. С. 475.

[5] Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. аль-Бухари. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 51, хадис № 73; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 2. С. 219–222, хадис № 73 и комментарий к нему, а также Т. 4. С. 352, 353, хадис № 1409 и комментарий к нему.

[6] Тот период, когда что-то завершено, а другое еще не начато.

[7] Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. аль-Бухари, ат-Тирмизи, Ибн Маджа. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 4. С. 2015, хадис № 6412; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 555, хадис № 9280, «сахих».

[8] «Для того чтобы изменить умы, надо сначала изменить сердца [путь к разуму лежит через сердце. — Ш. А.]» (П. Буаст). Не столько удивить умы, сколько впечатлить сердца.

[9] «Посейте поступок — пожнете привычку, посейте привычку — пожнете характер, посейте характер — и вы пожнете судьбу» (У. Теккерей).

[10] Пояснения см.: Ибн Кясир И. Тафсир аль-кур’ан аль-‘азым [Комментарии к Великому Корану]. В 4 т. Бейрут: аль-Хайр, 1993. Т. 2. С. 485, 486; ас-Сабуни М. Сафва ат-тафасир [Все лучшее из тафсиров]. В 3 т. Каир: ас-Сабуни, [б. г.]. Т. 2. С. 76.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1