Интервью для islam.ru о величии Рамадана.

Уважаемый Шамиль-хазрат, как известно, пост в священный месяц Рамадан является особым, долгожданным для мусульман. Чем же он примечателен и чем эти 29–30 дней отличаются от остальных?

Соблюдение поста в месяц Рамадан – это особая форма поклонения Творцу, Господу миров, которую верующий выполняет в обязательном порядке. В Коране сказано: «О те, которые уверовали! Пост является для вас таким же обязательным предписанием, как и для тех, кто был до вас. Возможно, вы будете богобоязненными.

Пост продолжается считанные дни. А кто из вас будет болен или окажется в пути, тот [пусть] перенесет пост на другие дни. Те же, кто не сможет восполнить его в другие дни [по причине старческой немощности или неизлечимой болезни][2], должны накормить бедняка[3]. Кто сделает больше [чем накормит бедняка], то это лучше для него самого. Но если вы будете поститься [например, путник, которого не затруднит пост в пути], это — наилучшее для вас, если бы вы только знали!

Месяц Рамадан — это месяц, в который был ниспослан Коран [низведен из Хранимой Скрижали на первый небесный уровень из семи существующих] как руководство для людей, разъяснение прямого пути и различение [чтобы отличать истинное от ложного]. Кто из вас застанет этот месяц, пусть непременно проведет его в посте, а кто болен или в пути, пусть выдержит [пост] в другие дни, [ведь] Аллах (Бог, Господь) желает вам облегчения и не желает вам трудностей. [Господь хочет] чтобы постились вы все дни [этого месяца либо восполнили потом все вынужденно пропущенное] и возвеличили Его [по завершении поста] за то, что вывел вас к пути истинному, — может, вы будете благодарны (будьте же таковыми)! (Св. Коран, 2:183–185).

Часто люди, не знакомые с религией мусульман и их культурой, спрашивают о посте и Рамадане. Как, по-вашему, нужно рассказываете о посте и Рамадане тем, кто еще ничего не знает об Исламе?

Обычно у людей, представляющих религию лишь как некий набор ритуалов, пост ассоциируется с системой ограничений и с загоном в некие рамки «ради Всевышнего». На самом же деле если человек, во-первых, решится на такие преобразования на один месяц, а во-вторых, поймет, сколь они для него важны и необходимы, как с точки зрения земного благополучия, так и вечного, то он при таком настрое и подходе откроет для себя совершенно новую, ранее не прочувствованную сторону жизни. Пост — это не ограничение, а новая свобода со своим особым ароматом и вкусом. И подчеркну, что «кто никогда не пробовал, тот совсем не знает», а потому пусть не рассуждает, вселяя страхи и сомнения в сердца неуверенных в себе и слабых духом.

Расскажите о разговении, что оно несет в себе?

Минуты разговения… Это непривычное состояние пустого желудка, неописуемая легкость в теле (если человек ведет здоровый образ жизни, много двигается), а в итоге – особое состояние духа и чистота обращенности к Господу миров.

Во время разговения верующему желательно обращаться к Богу с какой-либо мольбой или просьбой, причем он может просить Творца на любом языке. В достоверном хадисе говорится о трех молитвах-ду‘а (мольбах), которые Господь непременно принимает. Одной из них является молитва во время разговения, когда человек завершает день поста[4].

Как должен проходить Рамадан для простого российского мусульманина?

(1) Он разумно принимает пищу, то есть 2 раза в сутки – ранним утром и поздним вечером (при этом важно пить достаточно жидкости, есть сухофрукты, крупы, злаки, фрукты и овощи, орехи); (2) у него есть режим сна (в общей сложности нужно спать не менее 7 часов в сутки и не более 8); (3) он не ленится выполнять физические упражнения (ходьба хотя бы по 5–6 км, плавание, легкие пробежки и легкие силовые нагрузки), дабы кровь не застаивалась и организм насыщался кислородом, происходил обмен веществ, (4) он читает то, что просвещает, возвышает, одухотворяет (рекомендую мой богословский перевод смыслов Священного Корана), (5) он совершает молитву Таравих вместе с другими верующими в мечети. Но главное – он соблюдает пост без страха перед чувством голода!

Как в идеале должен преобразиться человек по окончании Рамадана?

Подняться на новый уровень одухотворенности и стать лучше в самых разных областях жизни. Например, касательно контроля над собственной речью. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) неспроста сказал:

(1) «Кто [соблюдая пост] не перестает лгать и обманывать (действовать в соответствии со своей ложью), а также продолжает проявлять невоспитанность, тот напрасно лишает себя еды и питья. [То есть его пост пред Богом лишается какого-либо смысла, ведь целью дневных ограничений является пробуждение в человеке чувства набожности[5], а потому поступки его должны становиться более правильными и последовательными]»[6].

(2) «Есть немало соблюдающих пост, которые от поста своего получают лишь чувство голода. И немало выстаивающих [дополнительную ночную] молитву-намаз, которые получают от этого лишь [бесполезное] бодрствование (бессонницу)»[7].

(3) «Если кто-либо из вас соблюдает пост, то пусть не сквернословит (не говорит непристойности) и не проявляет невоспитанность [пусть следит за своей речью и своим поведением]. Если кто-то проявит к нему (постящемуся) невоспитанность [в какой-либо форме], то пусть ответит ему: «Поистине, я соблюдаю пост»[8].

А после поста закрепляются за ним такие качества, как сказано в хадисе: «Верующий не может быть (1) порочащим (поносящим, дискредитирующим), (2) проклинающим, (3) грубым (непристойным, неприличным), (4) ругающимся и похабным»[9].

Скажите какое-то особое пожелание, связанное с месяцем поста, всем мусульманам и, конечно, читателям и посетителям сайта «Ислам.ру».

Не бояться голода, правильно питаться (не переедать), больше двигаться. Я, например, последние годы во время поста езжу на велосипеде примерно по 10 километров в день. Акцент делаю на последний час перед разговением, когда голова из-за недостатка глюкозы в организме уже плохо работает.

И желаю всем нам, пройдя через месячное соблюдение поста, (1) научиться прощать обиды без остатка, (2) видеть во всем только положительное (даже в очевидных трудностях, которые могут нас постичь), а также (3) понять свой смысл жизни, четко сформулировав миссию своего временного пребывания на этой прекрасной планете.

Беседовал Хаджи-Мурат Раджабов

Июль 2013

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[2] Именно так комментировали этот аят многие ученые-богословы, первым среди которых был известный толкователь Священного Корана, сподвижник Пророка Ибн ‘Аббас. См., например: Ибн Кясир И. Тафсир аль-кур’ан аль-‘азым. Т. 1. С. 229, 230; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 32 т. Т. 2. С. 129; ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир. В 3 т. Бейрут: аль-Калям, [б. г.]. Т. 1. С. 160.

[3] «… Из среднего [обычного достатка], чем вы кормите вашу семью» (см.: Св. Коран, 5:89).

[4] Приведу полный текст хадиса: «Есть три категории людей, мольба которых не будет отвергнута Богом: (1) постящийся, когда разговляется, (2) справедливый имам (предстоятель в молитве, духовный наставник; руководитель, государственный муж) и (3) притесненный [незаслуженно обиженный, униженный]». Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, ат-Тимизи и Ибн Маджа. См., например: Аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири: В 2 т. Каир: ат-Тавзи‘ ван-нашр аль-исламийя, 2001. Т. 1. С. 296, хадис № 513; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 213, хадис № 3520, «хасан».

В другом достоверном хадисе сказано: «Поистине, мольба постящегося [обращенная к Богу] во время разговения, не будет отвергнута». Хадис от Ибн ‘Амра; св. х. Ибн Маджа, аль-Хакима и др. См., например: Аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 296, хадис № 512; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 144, хадис № 2385, «сахих».

Также имеется хадис о том, что «не отвергаема мольба постящегося на протяжении всего дня поста». Св. х. аль-Барраза. См., например: Аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 296.

[5] См.: Св. Коран, 2:183.

[6] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Абу Дауда, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 543, хадис № 9024, «сахих»; Ибн Маджа М. Сунан. С. 184, хадис № 1689, «сахих»; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 315, хадис № 568 и пояснение к нему.

[7] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ибн Маджа. См., например: Ибн Маджа М. Сунан. С. 184, хадис № 1690, «хасан сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 270, хадис № 4404, «сахих».

[8] См., например: Ибн Маджа М. Сунан. С. 185, хадис № 1691, «сахих».

[9] Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. ат-Тирмизи и др. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 464, хадис № 7584, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 580, хадис № 1982, «хасан».

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1