Мусульмане едины в покорности Аллаху (Богу, Господу), в следовании Корану и Сунне, но подходы, трактовки и акценты, приоритетность во все времена порождали разногласия. Разногласия имеют право на существование до тех пор, пока есть прямая или косвенная обоснованность из Корана и Сунны, а также пока они не переходят в фанатизм и нарушение прав других людей. Мазхабы (например, ханафитский и шафиитский в фикх либо аш‘аритский и матуридитский в акыде) – это одно, сугубо религиозное разделение взглядов и практик, а вот идеологизированные течения – это уже совсем другое.
Мне бы хотелось приоткрыть завесу некоторых современных течений. Использую при этом книгу нашего современника Мухаммада ‘Абдул-Латыфа Махмуда «Аль-ихтиляфат аль-фикхия лядей аль-иттиджяхат аль-исламия аль-му‘асыра»1. В своей книге он разбирает современные исламские течения. Полагаю, для постсоветского пространства будет полезным проанализировать отдельные фрагменты этой книги, дабы понять корень происхождения и суть распространенных в русскоязычном Интернете мнений тех, кто заявляет, что, ничего не боясь, кроме Аллаха, следует настоящему Исламу, следует Корану и Сунне, а все остальные – заблудшие, джахили, кяфиры и слуги тагута.
Джама‘атуль-муслимин
Начнем с «Джама‘атуль-муслимин» или «Джама‘ату ат-такфир валь-хиджра». Знаете, где зародилось это течение? В тюрьмах Египта. Появилось оно в середине 60-х годов, после второй волны притеснений в адрес «Аль-ихван» («Братьев-мусульман»), когда президент Египта Гамаль Абдель Насер жестоко расправился с политическими конкурентами. В тот период очевидным образом проявилась ненависть представителей власти к религиозным течениям, претендовавшим на участие в политической жизни страны. В отличие от националистических, коммунистических и иных течений, которые также проявляли высокую активность, мусульманская политическая позиция выжигалась огнем и мечом. Идея атеизма все больше начинала распространяться. В тюрьмах и колониях к мусульманам относились с особой жестокостью. Эти факторы, а также книги Сайида Кутба, где немало говорилось о невежестве (джахилии) в современном обществе (приводились параллели с доисламским периодом), начали трансформироваться в умах молодежи в убеждение о том, что современное мусульманское общество превратилось в общество безбожников. Жестокость властей, разгул атеизма и аморальности преобразовали в еще неокрепших умах молодых людей (обычно это были студенты вузов) призму восприятия мира. Теперь они видели вокруг себя времена пророка Мухаммада: повсюду язычники, которые жестоко притесняют мусульман, и нет вариантов борьбы с ними, кроме как через военное противостояние. Благодаря проявлению беззакония в их адрес, очевидной жестокости, а также из-за отсутствия жизненного опыта, мудрости и должного уровня религиозных знаний мир в их головах перевернулся: Коран и Сунна начали трактоваться лишь в контексте военных действий времен пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует).
Эти идеи превратились в листовки, брошюрки и начали свое движение по миру, стали спасением для униженных, обиженных и отчаявшихся. Проблема в том, что основой для этих убеждений стали цитаты из Корана и Сунны (пусть даже в определенной идеологизированной трактовке). Именно они до сих пор не дают данной воинственной идеологии умереть и подпитывают дух молодых и «зеленых» обиженных и униженных на «великие подвиги ради Аллаха».
После второй волны гонений в студенческой среде начали распространяться листовки с очевидно враждебным настроем к власти и завершающей текст печатью «Братьев-мусульман». Это в очередной раз усилило давление на последних, но в итоге оказалось, что автором этих листовок был молодой студент первого курса сельско-хозяйственного факультета, будущий агроном египтянин Шукри Мустафа. Он был пойман и посажен в тюрьму.
Находясь в заточении с 1965 по 1971 год, он отстранился ото всего, с головой уйдя в религиозные тексты: ему нужно было выстроить обоснованный базис той идеологии, которая зародилась в нем на почве ненависти, порожденной преступлениями официальной власти. «Братья-мусульмане» после появления такфиритских настроений Шукри Мустафы сделали все, что было в их силах, дабы остановить распространение такой радикальной трактовки богословских текстов2. Некоторых, кто попал под влияние Шукри, они смогли переубедить, но уничтожить на корню эту идеологию не удалось: среди молодежи нашлось немало тех, кому понравились трактовки Шукри и кто последовал за ним. Не имея базового богословского образования (а оно важно, так как дает понимание общего контекста Корана и Сунны, дает инструментарий для верной работы с первоисточниками), но горя желанием установления справедливости и чувством ненависти, Шукри Мустафа в итоге сформулировал основные принципы своей идеологии «истинно по Корану и Сунне».
Основные принципы такфиризма
1. Полный отказ от богословского наследия прошлого и запрет на чтение богословской литературы. Представители официального духовенства были объявлены слугами тагута (языческой власти безбожников), а потому внесены в списки безбожников (кяфиров). Великие ученые прошлого были объявлены идолами3. Следующие им – безбожниками (кяфирами). Одно из правил такфиризма гласит: «Следующий за учеными становится кяфиром». Признавались лишь Коран и Сунна, и только в трактовке идеологов такфиризма.
2. Отказ молиться в мечетях «мусульман-кяфиров», ведь каждый, кто не входил в их ряды, считался кяфиром (безбожником). Молиться разрешалось лишь в четырех мечетях (аль-Масджид аль-Харам, аль-Масджид ан-Набави, аль-Масджид аль-Акса и мечеть Куба в Медине). Разрешалось, но только лишь со своим имамом-такфиритом или отдельно ото всех.
3. Полный отказ от работы в государственных органах (так как они – слуги тагута, Сатаны).
4. Полный отказ от воинской службы.
5. Запрет на обучение в государственных учебных заведениях.
6. Человек, повторивший один и тот же грех несколько раз, становился кяфиром.
7. Совершение греха квалифицировалось как ширк (язычество).
8. Кто не считал кяфира (безбожника) кяфиром, тот сам становился кяфиром.
9. Любого из числа их последователей, кто отказывался от их убеждений, они объявляли муртаддом (отступившим от веры), а потому заслуживающим смерти.
Идя путем запретов и «ненависти к неверным», Шукри Мустафа и его последователи в итоге пришли к выводу, что им нужно совершить «хиджру», и поселились в пустыне. «Хиджру» их идеологи объявили обязательным положением.
В 1977 году Шукри с несколькими своими соратниками похитил, а затем убил шейха Мухаммада аз-Захаби4. Они пытались обменять его у властей на своих сторонников, заключенных в тюрьмах. После неудавшегося обмена около 400 такфиристов были арестованы службами безопасности Египта, а после вынесения судебного приговора в марте 1978 года пять лидеров, в том числе идеолог-основатель, были казнены.
Несостоявшийся агроном Шукри Мустафа был казнен в свои 35 лет в 1978 году, но его крайне невежественные и «узкие» в понимании Корана и Сунны принципы до сих пор существуют (особенно с распространением Интернета), помогая молодым и неопытным быстро заполучить «религиозную исключительность» и почувствоваться себя «особо искренним и набожным», ведь все остальные «обоснованно» джахили, заблудшие и слуги тагута. Именно зараженные такой идеологией молодые мусульмане являются главным источником пополнения террористических организаций во всем мире. А террор, как мы видим последние тридцать лет, стал очень выгодным для отдельных стран и правительств.
Реалии таковы, что свои мнения и заключения, обычно призывающие к захвату власти (на уровне мечетей, общин, муниципальных районов или суверенных государств) и побуждающие ради этого совершать преступления (посягательства на честь, имущество и жизнь других людей), они выдают за истинно мусульманские, цитируя Коран и Сунну. Следует трезво и объективно понимать, что в подобных деструктивных течениях речь на самом деле идет не о религии, а о ненависти к людям, неприязни, жажде насилия, богатства и власти. Идеологи и наставники таких течений никогда не скажут об этом, но следует смотреть не на красивые слова, а на то, к чему в итоге приводят действия этих людей и течений. В основном ряды подобных деструктивных течений пополняют пострадавшие от несправедливости либо те, кто в детстве был заброшен собственными родителями или подавляем ими, а также кто рос без отца или без матери.
Дополнительно по теме рекомуденуем прослушать аудиолекции и проповеди:
1. Современные идеологизированные течения.
2. Идеолог такфиризма - агроном.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] ‘Абдул-Латыф М. Аль-ихтиляфат аль-фикхия лядей аль-иттиджяхат аль-исламия аль-му‘асыра [Богословские разногласия между современными исламскими течениями]. Аль-Мансура: аль-Вафа’, 2008.
[2] «Аль-ихван» («Братья-мусульмане») не были основателями этого течения. Но на волне несправедливости и угнетения, прикрывших раскрученным именем «Братьев-мусульман», появился молодой студент первого курса сельско-хозяйственного университета, который начал скрытно распространять гневные листовки, подписывая их «Братьями-мусульманами». «Аль-ихван» никогда не поддерживали это движение такфира.
[3] Великих мусульманских ученых прошлого и настоящего идеолог такфиризма объявил идолами, обоснуя это следующим аятом Корана: «Ученых мужей [первосвященников, высшее духовенство, епископов, папу римского, верховных жрецов] и монахов они избрали для себя богами помимо Аллаха (Бога, Господа) [а те определяли для них, что делать, а чего не делать, даже если это вступало в очевидное противоречие со Словом Писания или высказываниями Божьих пророков и посланников]. Также и ‘Ису (Иисуса), сына Марьям (Марии) [превратили в бога]. А ведь велено им было поклоняться лишь Богу Одному [и Единственному, Творцу всего сущего]. Нет бога, кроме Него Одного. Он далек от всего того, что возносимо людьми на Его уровень (приравниваемо ими к Нему)» (Св. Коран, 9:31).
[4] В 1975–1976 годах он был министром вакфов Египта.