Анас говорил: «У ‘Аиши было покрывало, которым она занавешивала часть жилища. Однажды Пророк сказал ей: «Убери это от меня [пусть оно не висит на столь видном месте]. Изображения, которые на этом покрывале, отвлекают меня во время молитвы»[1].
В своде имама Муслима есть другой хадис, где сказано: «Одежда (платье) ‘Аиши с изображениями на ней лежала на месте, в направлении которого Пророк порой молился». То есть направление, в котором молился Пророк, и расположение этой вещи порой совпадали, и она оказывалась перед ним. Посланник Всевышнего (да благословит его Аллах и приветствует) иногда просил переложить ее в другое место. А в итоге ‘Аиша сделала из нее подушки[2].
На основе этих хадисов некоторые ученые указывали на нежелательность совершения молитвы-намаза в направлении изображений[3], так как это отвлекает человека от молитвы. Но, например, богословы-ханафиты считали, что отсутствует даже нежелательность, если изображения эти малы или не имеют четко выраженных контуров[4].
От наличия изображения перед молящимся молитва-намаз не нарушается, так как из хадиса совершенно ясно, что пророк Мухаммад не прерывал молитву, останавливаясь на каком-то из движений и выходя из состояния молитвы, а также не перечитывал молитвы-намазы, совершенные в направлении, с которым совпадало расположение изображений, отвлекавших его[5]. На действительность молитвы не влияет совершение ее в помещении, где имеются на видных местах фото людей, иконы, включенный телевизор и иные изображения. Однако примите во внимание следующий хадис: «Ангелы [проявления Божьей милости] не заходят в помещения, где находится сура (образ, картина, изображение)[6], [7]».
Также нежелательно использовать во время совершения намаза одежду, на которой имеются принты[8], если они отвлекают как самого молящегося, так и тех, кто молится за ним. Именно нежелательно. Но если человек помолился в такой одежде, то молитва его действительна и повторно совершать ее не нужно.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 1886, хадис № 5959; там же хадис № 374; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 13. С. 479, хадис № 5959; там же хадис № 374; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 9. Ч. 17. С. 285, хадис № 178.
[2] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 874, хадис № 93–(2107).
[3] Об этом сказал и великий имам аль-Бухари. Смотрите название темы, в которую он поставил хадис № 5959.
[4] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. 2000. Т. 13. С. 479, пояснение к хадису № 5959.
[5] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. 2000. Т. 2. С. 639, пояснение к хадису № 374.
[6] Использованное здесь слово «сура» (пишется через букву «сод») переводится с арабского языка как «образ, картина, изображение, фигура». См.: Арабско-русский словарь Х. Баранова. Также данное слово употребляется в значении «лицо». См.: Ибн Манзур. Лисан аль-‘араб. Т. 4. С. 473.
В богословских трудах данное слово чаще употребляется в значении «шакль» (форма, образ, фигура) и «ат-тимсаль аль-муджассам» (статуя, монумент, памятник). Раньше большая часть ученых обозначала статуэтки, памятники, монументы тем же словом, что и, например, изображение людей или животных на холсте. Они все это называли словом «сура» (через «сод»). См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 277, 278.
[7] См.: аль-Мунзири З. Мухтасар сахих муслим. С. 408, 409, хадис № 1365.
[8] Принт — изображение (рисунок или фотография), нанесенное определенным способом на ткань (прямая печать на ткани, термотрансфер), бумагу или другую поверхность.