Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Кааба (Сира 36)

Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.

В чем из наследия Ибрахима (Авраама) арабы не расходились в период джахилии, так это в почтении к Каабе. Она схожа с большой комнатой, стены которой возведены из камней, ее потолок опирался на столбы из дерева ценной породы. Воздвигли Каабу праотец всех пророков Ибрахим и его сын Исма‘ил. Ее предназначение в том, чтобы быть местом поклонения Единому Богу, где падают ниц при упоминании лишь Его имени. Ибрахим встретил много тягостей и испытаний на пути борьбы с идолами и местами поклонения им. Аллах внушил ему построить Дом, который должен стать центром Единобожия, местом притяжения людей и безопасным пристанищем.

Конечно, он не может вместить всех, кто устремится к нему, поэтому прилегающая территория также была присоединена к Каабе и стала священной. Суть и святость Дома не в строении как таковом, не в груде камней, которые не приносят ни пользы, ни вреда, а в воспоминаниях и глубоких смыслах, которыми он окружен. Посланник Аллаха ﷺ именно потому утвердил, что безопасность чести, крови, имущества более святы и неприкосновенны пред Аллахом, чем Кааба.

Одна из форм проявления язычества, с которой Ислам будет бороться до Конца Света, — что Кааба может приносить пользу или вред. Известно, что правители, полководцы, воины, когда возвеличивают знамена своих стран и готовы пожертвовать собой во имя них, не поклоняются кусочкам ткани. Однако в этом возвеличивание и почтение ко всему, что связано с их знаменами. Первой мечети на Земле присущи особый статус и положение в истории — она является киблой для всех воздвигаемых мечетей. Что касается направления в молитве, то ее целью и устремлением является лишь Один Аллах.

Абу Зарр[1] передает, что спросил посланника Аллаха, какая мечеть первая на Земле, он ответил: «Запретная мечеть». Я спросил: «А затем какая следует?» Он ответил: «Отдаленная мечеть». Я снова спросил: «Сколько между ними?» Он ответил: «Сорок лет. Вся земля для тебя мечеть. Где бы тебя ни застала молитва, совершай ее. Поистине, в этом благодать и милость»[2].

Кааба, учитывая ее древнюю историю, подвергалась разрушению. Незадолго до пророчества в Мекке случился сильный потоп и сель, которые спустились к Запретному Дому, едва не разрушив его до основания. Курайшиты возобновили строительство Каабы, осознавая ее особый статус. Предводители курайшитов и знать приняли участие в реставрации и переносе камней из руин. Строение, которое было воздвигнуто Ибрахимом и Исма‘илом с фундамента, не может быть поручено обычным людям. Неудивительно, что уважаемые курайшиты поспешили принять участие в реставрации, и среди них были Мухаммад и его дяди со стороны отца.

‘Амр ибн Динар[3] передает: «Я слышал, как Джабир ибн ‘Абдуллах[4] рассказал, что когда Кааба восстанавливалась, посланник Аллаха и ‘Аббас приносили камни. Это случилось еще до того, как на него была возложена миссия. ‘Аббас сказал: «Приподними подол своей одежды на шею, чтобы камни не причиняли тебе боль». Пророк послушался и тут же упал на землю, глаза его устремились к небесам, он повторял: «Мой подол, мой подол!» Нижняя часть его одежды была возвращена на место, с тех пор никто не видел Пророка оголенным» [5].

При восстановлении Каабы племена соревновались, желая опередить друг друга и удостоиться славы, что едва не обернулось противостоянием на территории Харама[6]. Взаимная неприязнь усилилась, когда пришла пора установить Черный камень на прежнее место в угол Каабы, и возник спор о том, кто это сделает. Абу Умайя ибн аль-Мугыра аль-Махзуми[7] предложил выбрать того, кто рассудит их спор — им должен стать первый вошедший к ним из врат ас-Сафа. Аллах пожелал, чтобы этим человеком оказался Мухаммад. Они закричали: «Это — Мухаммад аль-Амин! Мы согласны, чтобы он стал судьей между нами!» Мухаммад велел принести накидку, на которую он водрузил камень, затем он призвал предводителей племен взяться за концы той накидки. Когда они поднесли камень к Каабе, Мухаммад положил его на прежнее место.[8] Это было мудрое решение, которым народ остался доволен. Люди смотрели на Мухаммада как на благое предзнаменование, он внушал им чувство спокойствия. Приведенная история подчеркивает высокое положение, которого он достиг в своем народе.

Однако курайшиты тогда не смогли достичь границ фундамента. И в последующем, когда положение посланника Аллаха ﷺ утвердилось на Аравийском полуострове, он не счел необходимым возобновлять восстановление недостающего участка и предпочел оставить все как есть. ‘Айша ┌ передает, что посланник Аллаха сказал ей: «Видела ли ты, что твой народ при восстановлении Каабы не смог достичь края фундамента Ибрахима (Авраама)?» Я спросила: «О посланник Ал­лаха, не вернешь ли ты Каабу к фундаменту Ибрахима (Авраама)?» Он ответил: «Если бы не тот факт, что твой народ еще недавно пребывал в неверии, то я бы это сделал» [9].

Ибн ‘Умар[10] сказал: «Если ‘Айша ┌ слышала эти слова от посланника Аллаха, то я считаю, что Пророк оставил и не утвердил прикосновение во время ритуального обхода к двум углам, следующим за камнем, лишь по причине того, что Дом не был возведен на фундаменте Ибрахима (Авраама)»[11].

Ученые сказали, что под словами посланника Аллаха подразумевается, что близость периода джахилии и слабость веры были причиной тому, что арабы не желали изменять ее внешний облик. Если бы восстановление первоначального облика Каабы, как при пророке Ибрахиме, было обязательным, посланник Аллаха непременно так и сделал бы. Однако этот вопрос не столь значителен, чтобы вести вокруг него споры.

Опубликовано на основе исключительного авторского права автора книги «Пророк Мухаммад. Жизнеописание лучшего из людей» Ильдара Аляутдинова для umma.ru. Купить книгу вы можете здесь.

Подписывайтесь на наш канал в YouTube

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Абу Зарр Джундуб ибн Джанада аль-Гыфари — мусульманский проповедник, хадисовед. Является одним из известных сподвижников пророка Мухаммада, который в числе первых занял свое место рядом с посланником Всевышнего. Один из тех, кто открыто заявил о своем принятии Ислама в Мекке до переселения мусульман в Медину. Аз-Захаби передает, что Абу Зарр был очень праведным и правдивым, что проявлялось в его словах и действиях. Участвовал в сражениях при Бадре, Ухуде, Хандаке. Передал 281 хадис. Умер в 31 г. по хиджре (652 г. по григор.).

[2] См.: ан-Насаи А. Ас-сунан аль-кубра [Большой свод хадисов]. В 10 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2001. Т. 1. С. 384, хадис № 771.

[3] Абу Мухаммад ‘Амр ибн Динар аль-Мекки — ученый, богослов-правовед, хадисовед поколения таби‘инов из Мекки.

[4] Джабир ибн ‘Абдуллах аль-Ансари (15 г. д. х.–76 г. п. х.) (607–696 гг. по григор.) — один из сподвижников пророка Мухаммада. Хорошо знал исламские науки и преподавал в мечети Пророка. Является одним из известных передатчиков хадисов. При жизни пророка Мухаммада он участвовал в 19 сражениях, а также принял участие в освобождении Мекки. Умер в возрасте 95 лет в Медине.

[5] См.: Ибн Хиббан М. Сахих Ибн Хиббан. Т. 15. С. 527, хадис № 7051.

[6] Харам — священная и запретная для кровопролития территория.

[7] Абу Умайя ибн аль-Мугыра — представитель рода Махзум племени курайшитов, сын аль-Мугыры ибн ‘Абдуллаха ибн ‘Умара ибн Махзума. Был главой Мекки в начале седьмого века. Абу Умайя сыграл ключевую роль в урегулировании спора касательно того, кому выпадет честь установить Черный камень на свое прежнее место во время восстановления Каабы.

[8] См.: аль-Байхакы. Ас-сунан аль-кубра. Т. 5. С. 116, хадис № 9208.

[9] См.: ан-Насаи А. Ас-сунан аль-кубра. Т. 10. С. 15, хадис № 10932.

[10] Абу ‘Абдур-рахман ‘Абдуллах ибн ‘Умар аль-Курайши (8 г. д. х.–73 г. п. х.) (614–693 гг. по григор.) — известный сподвижник пророка Мухаммада, хадисовед, толкователь Корана, полководец, сын второго праведного халифа ‘Умара.

[11] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-Бухари. Бейрут: Таук ан-нажа, 2001. Т. 6. С. 20, хадис № 4484.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1