Может ли девушка или женщина (а не юноша или мужчина) выступить с предложением о женитьбе? Насколько мне известно, Хадиджа сама предложила Мухаммаду жениться на ней. И если возможно, расскажите подробнее об их женитьбе.
Немного предыстории. Будущий Пророк с раннего детства работал (в четыре года он вместе со своими молочными братьями начал пасти овец). Со временем своим отношением к работе, честностью и надежностью Мухаммад завоевал доверие окружающих и получил имя Амин, то есть «верный, надежный, тот, с кем безопасно». Ему легко могли вверить что-то ценное и при этом не беспокоиться за сохранность.
Хадиджа, дочь Хувайлида, была уважаемой и богатой женщиной, которая за определенный процент с прибыли нанимала людей для проведения торговых операций и отправки караванов. К тому времени, когда Мухаммаду исполнилось 25 лет, весть о его порядочности и надежности дошла и до нее. Со своим помощником Майсарой она отправила коммерческое предложение Мухаммаду, предлагая заплатить ему больший процент с прибыли, чем выплачивалось другим людям. Мухаммад согласился и отправился вместе с Майсарой в Шам.
Когда караван вернулся из Шама и все обязательства были выполнены, оказалось, что на этот раз прибыль значительно превысила обычный уровень. Это удивило Хадиджу. Ко всему прочему, Майсара на деле был поражен честностью и благородством Мухаммада. Хадиджа знала, что двадцатипятилетний Мухаммад является очень порядочным и целомудренным юношей[1]. Эти обстоятельства подвели женщину зрелого возраста к мысли о возможном замужестве. К слову, Хадиджа была ранее замужем дважды[2].
Дочь Хувайлида отправила к Мухаммаду свою подругу Нафису с предложением о возможной женитьбе. Он согласился и переговорил со своими дядьями по линии отца о сватовстве. Дядья также согласились с решением Мухаммада и сосватали Хадиджу у ее дяди по отцу — ‘Амра ибн Асада. На момент женитьбы Мухаммаду было 25 лет, а Хадидже — 40. Они прожили двадцать пять лет нелегкой, особенно после начала пророческой миссии, но очень счастливой супружеской жизни. В возрасте 65 лет Хадиджа скончалась. Пророк остался один с детьми[3].
Некоторые хадисы о Хадидже
«Наилучшей женщиной [времени миссии Иисуса][4] являлась Марьям (Мария), дочь ‘Имрана [то есть мать Иисуса]. А наилучшей женщиной [времени моей миссии][5] является Хадиджа, дочь Хувайлида»[6];
*
Супруга Пророка ‘Аиша передавала: «Я ревновала Пророка только к Хадидже, которую не застала. Когда Пророк [например] резал барана [на мясо], он [порой] говорил: «Отправьте это друзьям Хадиджи!» Однажды я не выдержала и воскликнула: «Опять Хадиджа?!» Пророку это очень не понравилось (вызвало недовольство), и он сказал: «Всевышний наделил меня [сильной] любовью к ней»[7];
*
‘Аишей передается: «Упоминая Хадиджу [которая была старше его на пятнадцать лет, с которой он прожил двадцать пять лет и после которой не женился три года][8], посланник Божий всегда проговаривал слова восхищения ею, восхвалял ее. Однажды меня охватило чувство ревности, и я воскликнула: «Сколько можно! Она ведь была просто беззубой старушкой[9], взамен которой Аллах (Бог, Господь) дал тебе лучшее!»[10] [На лице у Пророка появилось недовольство сказанным мной[11].] Он ответил: «[Нет! Клянусь Богом] Он не дал мне лучшее, чем она. Она уверовала [в истинность моей миссии], когда другие отрицали; она поверила в правдивость моих слов, когда другие обвиняли во лжи; она поддержала меня своим материальным достатком, когда другие отвернулись, и Аллах (Бог, Господь) дал мне детей только от нее!»[12] Все последующие браки Пророка были заключены после достижения им пятидесятитрехлетнего возраста, когда, особенно в условиях пустыни, человек уже стар, немощен. Каждый их тех браков имеет свою историю, общественную и государственную важность, порой предполагалась помощь в воспитании детей, оставшихся без матери, либо это была женитьба на пожилой вдове с многочисленными детьми, муж и отец которых погиб на поле брани, или брак, необходимый для формулирования и оставления ответов на различного рода как семейные, так и социальные вопросы[13]. Ведь ситуация, не коснувшаяся одной супружеской пары, может коснуться другой. Ответ на ваш вопрос, думаю, вы извлекли из сказанного: женщина или девушка через родных или знакомых может выступить с предложением о замужестве. После обоюдного согласия наступает момент сватовства со стороны жениха, а также соответствующие переговоры и непосредственно женитьба.
Может ли мусульманин жениться на девушке, которая говорит, что она верующая, мусульманка, но не готова пока читать намаз и одеваться в соответствии с мусульманской традицией (длинная юбка и платок)?
Вступление в брак — это очень важный и ответственный шаг в жизни любого человека. Помимо определенных прав, семейная жизнь предполагает и определенные обязанности супругов:
«Выдавайте замуж незамужних женщин и жените неженатых мужчин, готовых [морально, психологически, физически и материально] к браку» (см. Св. Коран, 24:32).
С известной долей уверенности можно сказать, что именно от религиозной грамотности и обязательности жены будет зависеть полноценность семейной жизни, включая достойное воспитание детей в духе исламской традиции. И именно при создании такой полноценной семьи удастся избежать различных недопониманий и раздоров[14]. «У пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) спросили: «Какая женщина наилучшая [наиболее подходящая для женитьбы]?» Он ответил: «Та, при взгляде на которую супруг радуется, которая покорна ему в просьбе (приказе). И если он относится к чему-то отрицательно, то и она с порицанием относится к этому»[15]. Что касается вашей ситуации, то наиболее правильное решение сможете принять только вы сами, с учетом всех обстоятельств и аспектов. Имейте в виду: насколько важна религиозная практика, настолько же важны порядочность, душевная доброта, благоразумие. На последнее стоит обратить даже большее внимание. А если вы уверены в своих силах, терпении, усердии и считаете, что через брак с вами данная девушка станет религиозно-практикующей и принесет в ваш дом спокойствие и умиротворенность, тогда читайте ду‘а (мольбу ко Всевышнему) человека, намеревающегося жениться[16].
В студенческие годы я встречался с девушкой. Она русская, я — вайнах. Тогда я вообще не придерживался религиозных положений и вел неправильный образ жизни. Мы решили пожениться, но мои родители запретили. Нам пришлось расстаться. Тогда та девушка сказала мне, что она потеряла лучшие годы и попросила меня дать слово, что я не женюсь, пока она не выйдет замуж. Через пару месяцев мне будет уже 28 лет, а ей уже 27. Я стал религиозно-практикующим, по милости Всевышнего, полностью изменил свой образ жизни и не встречаюсь с ней уже три года. Но я знаю, что она до сих пор не вышла замуж. А мне хочется завести мусульманскую семью, чтобы были дети. Скажите, пожалуйста, что мне делать? Если я женюсь, будет ли это нарушением клятвы? Хотя клятвы как таковой не было. Я просто пообещал. Прожить жизнь без семьи нереально. Абу.
Вам нужно не морочить себе голову и жениться. Совершенный вами грех (как ваши взаимоотношения, так и обещание) очень пагубен и тяжел. Думаю (и только Всевышнему ведома истина), что исправлять его вам придется на протяжении всей оставшейся жизни (1) праведностью своей, (2) благородством по отношению к жене, любовью к ней, (3) внимательностью в воспитании детей и становлении для них хорошим живым примером, (4) обязательностью в религиозной практике и (5) жизненной активностью, через которую вы принесете пользу множеству людей.
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Кто поклялся что-то сделать, но потом увидел нечто лучшее, то пусть сделает то, что лучше, и искупит нарушенную клятву»[17]. Если вы серьезно поклялись что-то сделать или чего-то не делать, а затем нарушили обет, то вам необходимо искупить это одним из следующих действий:— «накормить десять нищих из среднего, чем вы кормите семью»;— «одеть десятерых нищих».
Если же вы не в состоянии сделать это, тогда — «трехдневный пост» (см. Св. Коран, 5:89).
Какой бы правильной или неправильной клятва ни была, если она сказана с намерением в сердце, серьезна, тогда ее нарушение требует искупления[18]. «Кто дал обет[19] в проявление покорности Аллаху (Богу, Господу) [дал обет совершить богоугодное дело, например, дополнительную молитву, дополнительный пост, дать милостыню, помочь родственнику или нуждающемуся, оставить раз и навсегда вредную привычку и т. д.], тот пусть проявит ее (покорность) пред Ним [пусть совершит этот благородный поступок]! Кто же дал обет в проявление непокорности Ему (Богу) [пообещал совершить что-то греховное, аморальное, преступное, низкое, подлое], тот пусть не делает этого [даже если дал обет]!» — говорил пророк Мухаммад[20].
Если вы дали такое обещание, то оно неразумно и противоречит законам природы. Вам придется его нарушить и больше не повторять таких ошибок. Ваша ситуация — это печальная действительность современности. Пусть же ваш пример будет поучением и назиданием для других, пусть укрепит сдерживающее начало в их душах и сердцах. И не забудьте, что быть благородным к жене и детям — это непростой навык, который следует приобрести. И не вздумайте когда-либо изменить своей жене. Вы были прелюбодеем, надеюсь, это осталось в прошлом.
Я собираюсь читать намаз. У меня есть девушка. Недавно узнал, что дружить неправильно. Но мы с ней вместе уже два года. Хочу жениться на ней, хотя не сейчас. Она только поступила в институт в Астане, а учиться пять лет. Сам я работаю в 500 км от нее. Как быть в такой ситуации? Хотел бы поддерживать близкие отношения, пока у меня все не наладится в финансовом плане. Дархан.
Если хотите продолжения отношений и намерены создать семью, тогда вам необходимо зарегистрировать брак, то есть официально жениться с одобрения ваших и ее родителей. То, что между вами большое расстояние, не должно пугать: по возможности будете встречаться, а для поддержания постоянного общения вам поможет Интернет и телефон.
Допустимо ли замужество религиозно-практикующей девушки-мусульманки с несоблюдающим мусульманином?
Данный брак допустим. Тем более если ваши жизненные ценности, принципы и мировоззрение совпадают. Возможно, именно благодаря вам, по милости Всевышнего, определение «несоблюдающий» от слова «мусульманин» отделится.
Что делать девушке, если она стоит перед выбором между двумя парнями и если они оба проявили интерес?
Выбрать одного и навсегда забыть о втором.
Я приняла Ислам год назад. Не замужем, у меня внебрачный ребенок, которому 8 лет. Есть ли у меня какие-либо шансы выйти замуж за российского мусульманина? Или я теперь обречена на одиночество и у меня больше не будет детей? Татьяна.
Конечно же, у вас есть шансы выйти замуж за мусульманина. Какие-либо канонические препятствия отсутствуют. К тому же бывают не только одинокие матери, но и одинокие отцы.
Пришло время, и стали появляться мусульманские семьи по милости Господа миров, но очень часто они распадаются из-за чепухи. Более четырех месяцев я общаюсь с мусульманином. Он сделал мне предложение. Я согласилась. Он с родителями приехал ко мне свататься. Мои родители согласились. Назначили примерную дату никяха и бракосочетания в загсе. Все альхамду лил-лях (слава Богу), но вот теперь я начинаю испытывать сомнения. А зачем мне выходить замуж, ведь я так молода (мне 19 лет)?! Я еще студентка! Как я буду учиться? Смогу ли быть хорошей женой, ведь я так неопытна! Не надоем ли я своему мужу? И подобные бредовые вопросы. Это, наверное, все пустое, нашептывания Сатаны?! Но как удалиться от этого? Как стать счастливой в браке и осчастливить своего мужа? Я боюсь развода. Карима.
У вас все (как я понял из описанного вами) складывается, по милости Всевышнего, хорошо. Многие девушки могли бы вам позавидовать. Возраст очень удачный. С обеих сторон родительское благословение. Все просто замечательно! По всем сомнениям посоветуйтесь со своим будущим мужем. Он успокоит вас и скажет, что муж и жена должны быть опорой друг для друга, а не обузой. Став мужем и женой, будьте откровенны и терпеливы, страница за страницей вы начнете раскрывать прекрасные человеческие качества и никогда (да пожелает того Всевышний) не надоедите друг другу. Опыта наберетесь. Главное, чтобы вы были искренни, откровенны и надежны друг для друга, верны друг другу. Что касается опасений, то будущее ведомо только Господу миров. Не стоит бояться завтрашнего дня, нужно жить с оптимизмом в душе и быть готовым к неожиданностям. Будьте уверены, жизнь для каждого из вас после женитьбы станет вдвойне более легкой и благодатной. Аминь.
Реплика. Уважаемый Шамиль, я хотела бы (если вы, конечно, не против) ответить на письмо Каримы. Дорогая сестра по вере! Уверяю, ты зря переживаешь! Мы с мужем сделали никях (сочетались браком), когда мне было 17 лет, официально расписались после того, как мне исполнилось 18. Я учусь в университете, все успеваю, это не так сложно, как кажется. А по поводу опыта… Где ты его еще наберешься, как не с собственным мужем в собственной семье? Мы с моим супругом учились вместе, поверь, это гораздо лучше и легче делать вдвоем, чем одной! И почему ты должна надоесть своему мужу? Просто не будь однообразной. Удивляй его своими хорошими качествами, советами, блюдами, нарядами, чем угодно! Так много вариантов, и я уверена, он ответит тебе взаимностью. Будь для него лучшей женой, советчицей и другом. Ведь это так просто, когда ты любишь!
Мне 27 лет, у меня есть молодой человек, который меня любит и просит выйти за него замуж, но я люблю другого, с которым просто общаюсь, он живет за границей. И почему-то всегда была уверена, что за него выйду замуж. Я всегда после намаза просила у Всевышнего соединить наши сердца и души, но с его стороны никаких ответных чувств не проявлялось. Он не знает, что у меня они есть по отношению к нему. А парень, который меня любит, — он очень хороший, он мне нравится, но я его не люблю. Сейчас приняла решение выйти за него замуж. Есть ли такой аят, который поможет разобраться в своих чувствах? Я имею в виду, который можно читать и через него просить у Всевышнего поставить меня на правильный путь и не ошибиться в выборе мужа. Азалия, 27 лет.
Для испрашивания у Господа наставления на правильный путь и верное решение можете несколько раз совершить молитву Истихара (см. в моей книге «Мусульманское право»). Если человек, за которого вы решили выйти замуж, относится к вам с должным вниманием, почтением и заботой, то советую отбросить свои сомнения. Поверьте, встретить такого человека достаточно сложно. Важно, что он вас любит, вы же его полюбите за отношение к вам. А про того, который «за границей», навсегда забудьте! Навсегда!
У меня дилемма. Я люблю женщину, которая старше меня на двенадцать лет. Мне 28, ей 40. Меня к ней тянет, и я боюсь с ней согрешить. Мне нужна семья, дети, но у нее — возраст и возможные проблемы с этим. Кроме того, пока у меня нет возможности жениться, а время идет. Меня в ней устраивает все, кроме возраста. Как мне поступить правильно? Я хочу крепкую мусульманскую семью. Эльвир, 28 лет.
Если, по вашему предположению, семейное будущее с ней невозможно («мне нужна семья, дети, но у нее — возраст и возможные проблемы с этим») — значит, сейчас же разорвите какие бы то ни было отношения! Мусульманин как мужчина может общаться только с той представительницей противоположного пола, которую планирует на роль своей жены. После сорока проблематичным может оказаться рождение даже одного ребенка, не говоря уже о двух и более. Вы временно ослепились обстоятельствами и потеряли бдительность. С надеждой и уверенностью в своих силах посмотрите вдаль, вы увидите то, к чему следует стремиться в ваши молодые годы, а жениться лучше на той, которая моложе вас на три-пять лет. Семья — это на всю жизнь.
Я очень сильно люблю одного человека, он мусульманин. Но я его не видела уже больше года. Знаю, что он лечится. Он исчез из моей жизни без причин, а я жду его каждую минуту. Время идет, надо устраивать свою жизнь, как мне все говорят, но без него я не хочу. Живу надеждой почти два года. Мне сделали предложение уже во второй раз, но я отказалась. Что делать? Есть ли у меня надежда? Ольга, 20 лет.
Одни чувства сменяются другими. Вы соскучились, не более того. И если он вновь появится в вашей жизни и вы даже станете мужем и женою, может случиться так, что через некоторое время он вам надоест (вы к нему охладеете). Со всяким, кто станет вашим мужем, будут разные этапы отношений, и на каждом требуется сдержанность, внимание друг к другу и умение объяснить свое беспокойство без обид и претензий. Гармония отношений не возникает сама собою, ее необходимо находить, поддерживать, «удобрять и орошать». Советую не зацикливаться на единственном «пропавшем», а выйти за того, кому дороги вы, и кто приятен и симпатичен вам. И вы должны четко для себя понять, что после замужества иных мужчин для вас больше не существует, как, впрочем, и для него (вашего избранника) — женщин. Такое отношение к происходящему будет способствовать созданию гармоничной и долговечной семьи.
Уважаемый Шамиль, я знаком с одной мусульманкой больше полутора лет, общаемся как друзья, в допустимых шариатом и нормами приличия рамках. У меня есть чувства к ней, предпринимал попытки откровенного разговора и пытался выказать свои чувства и серьезность намерений для создания семьи. Такое ощущение, что на стену натыкаюсь — она не дает приблизиться, держит дистанцию, но и не отпускает. С ее родственниками и подругами не знаком, чтобы через них действовать. Как мне поступить? Забыть ее и переключиться на другие жизненные задачи? Я не железный, а быть прелюбодеем пред Всемогущим не хочу. Попытаться добиться ее? Искать другую девушку? К сожалению, хороших людей, а тем более свободных и истинных мусульманок, очень мало. Шухрат, 26 лет.
Познакомьтесь с ее родителями (найдите путь!) и выстройте с ними добрые отношения, кем бы они ни оказались и каких бы взглядов ни придерживались. Вам с ними следует познакомиться как с теми, кто растил и воспитывал свою дочь не одно десятилетие, а теперь намерен передать ее в надежные, именно надежные руки. Если никак не удастся организовать знакомство с ними и она не пойдет навстречу вашим чувствам, тогда забудьте о ней. Навсегда.
Я общаюсь с парнем два с половиной года. Просто общаюсь, ничего больше. Хочу быть с ним. Он тоже говорит, что хочет. Но ничего не делает. Говорит, что его мама против, что лучше в следующем году... И так каждый год. Обещает жениться. Как мне быть? Я не хочу просто общения. Мне нужна уверенность в будущем, что человек, которого я люблю, не обманет меня. Белла, 20 лет.
Советую найти человека, с которым вы эту уверенность почувствуете. Не тратьте время зря на «ежегодные обещания». Но в первую очередь будьте уверены в себе (образование и личностный рост). Не стойте на месте, двигайтесь вперед в том, в чем можете продолжать движение. Если ваш друг также подвижен, то ваши судьбы еще могут пересечься и вы поженитесь. Либо найдете другого, более активного и решительного.
Когда мне было 17 лет, я встречалась с одним молодым человеком. Ему тогда было 24 года, и его совершенно не смущал мой возраст. В пылу страсти дело почти дошло до прелюбодеяния, но я вовремя очнулась и поняла, что это грех. После этого я разорвала с ним всякие отношения. Но вот судьба свела нас снова. Стоит ли с ним встречаться, ведь он говорит, что это была дурь и что мы не осознавали, что делали. В общем, он хочет нормальных серьезных отношений, а я боюсь, так как не верю в то, что человек может измениться. Валида, 22 года.
Мир изменчив, как и люди в нем. Думаю, вам стоит пообщаться с ним, оценить его с разных сторон, и если будете уверены в серьезности его намерений, то, не откладывая, выходите за него замуж, проведя соответствующие обряды и пройдя официальную регистрацию. Также советую вам заблаговременно больше узнать о нем от друзей или родственников и внимательно выслушать мнение ваших родителей после полного оповещения их о нем. Когда вы поймете, что, как говорится, созданы друг для друга, сообща получите благословение его и ваших родителей.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Через многие столетия после смерти Пророка создавались целые институты, в которых тысячи квазиученых пытались хоть что-то выискать, выскрести для дискредитации пророка Мухаммада. Однако ни один не решился на какие-то язвительные трактовки или ложь относительно целомудренности Мухаммада до женитьбы на Хадидже и относительно того, что она оставалась единственной его женою на протяжении последующих двадцати пяти лет.
[2] Одного ее супруга звали ‘Атик ибн ‘Аиз, а другого — Хинд ибн Зурара. См.: аль-Буты Р. Фикх ас-сира ан-набавия [Понимание жизнеописания Пророка]. Каир: ас-Салям, 1999. С. 52; ас-Салихий М. Китаб азвадж ан-набий [Книга о женах Пророка]. Дамаск: Ибн Кясир, 2001. С. 53, 54.
[3] См.: ас-Салихий М. Китаб азвадж ан-набий. С. 84; аль-Истанбули М. и аш-Шаляби М. Ниса’ хавля расуль [Женщины, которые были рядом с Пророком]. Дамаск: Ибн Кясир, 2001. С. 49–52.
[4] То есть примерно шестьсот лет. Пророк Мухаммад говорил: «Поистине, не было пророков между его [Иисуса] ниспосланием и моим».
[5] С начала пророческой миссии Мухаммада и до Конца Света.
[6] Хадис от ‘Али; св. х. аль-Бухари и Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 987, хадис № 69–(2430); аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1167, хадис № 3815.
[7] Хадис от ‘Аиши; св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 988, хадис № 75–(2435). Также см., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 335, хадис № 2017, «сахих».
[8] См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 9. С. 166–176, хадисы № 3815–3821 и пояснения к ним.
[9] См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 9. С. 176. [10] См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1168, хадис № 3821.
[11] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 988, хадис № 75–(2435); аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 гг. по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хиббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хиббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991 (1997). Т. 15. С. 467, 468, хадисы № 7006, 7008, оба «сахих».
[12] Хадис от ‘Аиши; св. х. Ахмада и ат-Табарани. См., например: Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 2002. С. 1847, хадис № 25376 (24864).
[13] Подробнее об этом см., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 11. С. 403, 404. Как уже ранее упоминалось, все жены пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует) до того, как выйти за него, были ранее замужем. Исключением является лишь одна — ‘Аиша, по настоянию ее отца, Абу Бакра, принятая Пророком на воспитание уже с детского возраста. См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 11. С. 403.
[14] Безусловно, наличие религиозности и набожности у каждого из супругов не исключает возможности возникновения недопонимания и раздоров. А порой, к огромному сожалению, и разводов.
[15] Хадис от Абу Хурайры; св. х. ан-Насаи, Ахмада. См., например: ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 342, хадис № 3231, «хасан сахих». Вышеприведенным хадисам созвучны наставления апостола Петра христианским женам: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином; вы — дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха» (1Пет. 3:3–6).
[16] Молитву-ду‘а см. в материале «Рекомендации духовного порядка» данной книги.
[17] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима, Ахмада, ат-Тирмизи и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 524, хадис № 8641, «сахих»; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 679, хадис № 17–(1651).
[18] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 17 т. В 11 т. Т. 4. С. 2574, 2575.
[19] Назр — обет, торжественное обещание, которое верующий проговаривает, обязывая себя совершить что-то канонически допустимое, возвеличивая (восхваляя, благодаря) при этом Бога, Господа миров. См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 477.
[20] Хадис от ‘Аиши, св. х. аль-Бухари, Ахмада, Абу Дауд, ан-Насаи, ат-Тирмизи, Ибн Маджи и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 2091, хадис № 6696; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 544, хадис № 9056, «сахих»; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Т. 14. С. 712, хадис № 6696; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т. Т. 8. С. 251, хадис № 3832.