Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Как сделать правильный выбор при создании семьи?

Может ли девушка или женщина (а не юноша или мужчина) выступить с предложением о женитьбе? Насколько мне известно, Хадиджа сама предложила Мухаммаду жениться на ней. И если возможно, расскажите подробнее об их женитьбе.

Немного предыстории. Будущий Пророк с раннего детства работал (в четыре года он вместе со своими молочными братьями начал пасти овец). Со временем своим отношением к работе, честностью и надежностью Мухаммад завоевал доверие окружающих и получил имя Амин, то есть «верный, надежный, тот, с кем безопасно». Ему легко могли вверить что-то ценное и при этом не беспокоиться за сохранность.

Хадиджа, дочь Хувайлида, была уважаемой и богатой женщиной, которая за определенный процент с прибыли нанимала людей для проведения торговых операций и отправки караванов. К тому времени, когда Мухаммаду исполнилось 25 лет, весть о его порядочности и надежности дошла и до нее. Со своим помощником Майсарой она отправила коммерческое предложение Мухаммаду, предлагая заплатить ему больший процент с прибыли, чем выплачивалось другим людям. Мухаммад согласился и отправился вместе с Майсарой в Шам. Когда караван вернулся из Шама и все обязательства были выполнены, оказалось, что на этот раз прибыль значительно превысила обычный уровень. Это удивило Хадиджу. Ко всему прочему, Майсара на деле был поражен честностью и благородством Мухаммада. Хадиджа знала, что двадцатипятилетний Мухаммад является очень порядочным и целомудренным юношей[1]. Эти обстоятельства подвели женщину зрелого возраста к мысли о возможном замужестве. К слову, Хадиджа была ранее замужем дважды[2].

Дочь Хувайлида отправила к Мухаммаду свою подругу Нафису с предложением о возможной женитьбе. Он согласился и переговорил со своими дядьями по линии отца о сватовстве. Дядья также согласились с решением Мухаммада и сосватали Хадиджу у ее дяди по отцу — ‘Амра ибн Асада. На момент женитьбы Мухаммаду было 25 лет, а Хадидже — 40. Они прожили двадцать пять лет нелегкой, особенно после начала пророческой миссии, но очень счастливой супружеской жизни. В возрасте 65 лет Хадиджа скончалась. Пророк остался один с детьми[3].

Некоторые хадисы о Хадидже:

«Наилучшей женщиной [времени миссии Иисуса][4] являлась Марьям (Мария), дочь ‘Имрана [то есть мать Иисуса]. А наилучшей женщиной [времени моей миссии][5] является Хадиджа, дочь Хувайлида»[6];

*

Супруга Пророка ‘Аиша передавала: «Я ревновала Пророка только к Хадидже, которую не застала. Когда Пророк [например] резал барана [на мясо], он [порой] говорил: «Отправьте это друзьям Хадиджи!» Однажды я не выдержала и воскликнула: «Опять Хадиджа?!» Пророку это очень не понравилось (вызвало недовольство), и он сказал: «Всевышний наделил меня [сильной] любовью к ней»[7];

*

‘Аишей передается: «Упоминая Хадиджу [которая была старше его на пятнадцать лет, с которой он прожил двадцать пять лет и после которой не женился три года][8], посланник Божий всегда проговаривал слова восхищения ею, восхвалял ее. Однажды меня охватило чувство ревности, и я воскликнула: «Сколько можно! Она ведь была просто беззубой старушкой[9], взамен которой Аллах (Бог, Господь) дал тебе лучшее!»[10] [На лице у Пророка появилось недовольство сказанным мной[11].] Он ответил: «[Нет! Клянусь Богом] Он не дал мне лучшее, чем она. Она уверовала [в истинность моей миссии], когда другие отрицали; она поверила в правдивость моих слов, когда другие обвиняли во лжи; она поддержала меня своим материальным достатком, когда другие отвернулись, и Аллах (Бог, Господь) дал мне детей только от нее!»[12]

Все последующие браки Пророка были заключены после достижения им пятидесятитрехлетнего возраста, когда, особенно в условиях пустыни, человек уже стар, немощен. Каждый их тех браков имеет свою историю, общественную и государственную важность, порой предполагалась помощь в воспитании детей, оставшихся без матери, либо это была женитьба на пожилой вдове с многочисленными детьми, муж и отец которых погиб на поле брани, или брак, необходимый для формулирования и оставления ответов на различного рода как семейные, так и социальные вопросы[13]. Ведь ситуация, не коснувшаяся одной супружеской пары, может коснуться другой.

Ответ на ваш вопрос, думаю, вы извлекли из сказанного: женщина или девушка через родных или знакомых может выступить с предложением о замужестве. После обоюдного согласия наступает момент сватовства со стороны жениха, а также соответствующие переговоры и непосредственно женитьба.

Может ли мусульманин жениться на девушке, которая говорит, что она верующая, мусульманка, но не готова пока читать намаз и одеваться в соответствии с мусульманской традицией (длинная юбка и платок)?

Вступление в брак — это очень важный и ответственный шаг в жизни любого человека. Помимо определенных прав, семейная жизнь предполагает и определенные обязанности супругов:

«Выдавайте замуж незамужних женщин и жените неженатых мужчин, готовых [морально, психологически, физически и материально] к браку» (см. Св. Коран, 24:32).

С известной долей уверенности можно сказать, что именно от религиозной грамотности и обязательности жены будет зависеть полноценность семейной жизни, включая достойное воспитание детей в духе исламской традиции. И именно при создании такой полноценной семьи удастся избежать различных недопониманий и раздоров[14]. «У пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) спросили: «Какая женщина наилучшая [наиболее подходящая для женитьбы]?» Он ответил: «Та, при взгляде на которую супруг радуется, которая покорна ему в просьбе (приказе). И если он относится к чему-то отрицательно, то и она с порицанием относится к этому»[15].

Что касается вашей ситуации, то наиболее правильное решение сможете принять только вы сами, с учетом всех обстоятельств и аспектов. Имейте в виду: насколько важна религиозная практика, настолько же важны порядочность, душевная доброта, благоразумие. На последнее стоит обратить даже большее внимание. А если вы уверены в своих силах, терпении, усердии и считаете, что через брак с вами данная девушка станет религиозно-практикующей и принесет в ваш дом спокойствие и умиротворенность, тогда читайте ду‘а (мольбу ко Всевышнему) человека, намеревающегося жениться[16].

В студенческие годы я встречался с девушкой. Она русская, я — вайнах. Тогда я вообще не придерживался религиозных положений и вел неправильный образ жизни. Мы решили пожениться, но мои родители запретили. Нам пришлось расстаться. Тогда та девушка сказала мне, что она потеряла лучшие годы и попросила меня дать слово, что я не женюсь, пока она не выйдет замуж. Через пару месяцев мне будет уже 28 лет, а ей уже 27. Я стал религиозно-практикующим, по милости Всевышнего, полностью изменил свой образ жизни и не встречаюсь с ней уже три года. Но я знаю, что она до сих пор не вышла замуж. А мне хочется завести мусульманскую семью, чтобы были дети. Скажите, пожалуйста, что мне делать? Если я женюсь, будет ли это нарушением клятвы? Хотя клятвы как таковой не было. Я просто пообещал. Прожить жизнь без семьи нереально. Абу.

Вам нужно не морочить себе голову и жениться. Совершенный вами грех (как ваши взаимоотношения, так и обещание) очень пагубен и тяжел. Думаю (и только Всевышнему ведома истина), что исправлять его вам придется на протяжении всей оставшейся жизни (1) праведностью своей, (2) благородством по отношению к жене, любовью к ней, (3) внимательностью в воспитании детей и становлении для них хорошим живым примером, (4) обязательностью в религиозной практике и (5) жизненной активностью, через которую вы принесете пользу множеству людей.

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Кто поклялся что-то сделать, но потом увидел нечто лучшее, то пусть сделает то, что лучше, и искупит нарушенную клятву»[17].

Если вы серьезно поклялись что-то сделать или чего-то не делать, а затем нарушили обет, то вам необходимо искупить это одним из следующих действий:— «накормить десять нищих из среднего, чем вы кормите семью»;— «одеть десятерых нищих». Если же вы не в состоянии сделать это, тогда — «трехдневный пост» (см. Св. Коран, 5:89).Какой бы правильной или неправильной клятва ни была, если она сказана с намерением в сердце, серьезна, тогда ее нарушение требует искупления[18].

«Кто дал обет[19] в проявление покорности Аллаху (Богу, Господу) [дал обет совершить богоугодное дело, например, дополнительную молитву, дополнительный пост, дать милостыню, помочь родственнику или нуждающемуся, оставить раз и навсегда вредную привычку и т. д.], тот пусть проявит ее (покорность) пред Ним [пусть совершит этот благородный поступок]! Кто же дал обет в проявление непокорности Ему (Богу) [пообещал совершить что-то греховное, аморальное, преступное, низкое, подлое], тот пусть не делает этого [даже если дал обет]!» — говорил пророк Мухаммад[20].

Если вы дали такое обещание, то оно неразумно и противоречит законам природы. Вам придется его нарушить и больше не повторять таких ошибок.

Ваша ситуация — это печальная действительность современности. Пусть же ваш пример будет поучением и назиданием для других, пусть укрепит сдерживающее начало в их душах и сердцах. И не забудьте, что быть благородным к жене и детям — это непростой навык, который следует приобрести. И не вздумайте когда-либо изменить своей жене. Вы были прелюбодеем, надеюсь, это осталось в прошлом.

Я собираюсь читать намаз. У меня есть девушка. Недавно узнал, что дружить неправильно. Но мы с ней вместе уже два года. Хочу жениться на ней, хотя не сейчас. Она только поступила в институт в Астане, а учиться пять лет. Сам я работаю в 500 км от нее. Как быть в такой ситуации? Хотел бы поддерживать близкие отношения, пока у меня все не наладится в финансовом плане. Дархан.

Если хотите продолжения отношений и намерены создать семью, тогда вам необходимо зарегистрировать брак, то есть официально жениться с одобрения ваших и ее родителей. То, что между вами большое расстояние, не должно пугать: по возможности будете встречаться, а для поддержания постоянного общения вам поможет Интернет и телефон.

Допустимо ли замужество религиозно-практикующей девушки-мусульманки с несоблюдающим мусульманином?

Данный брак допустим. Тем более если ваши жизненные ценности, принципы и мировоззрение совпадают. Возможно, именно благодаря вам, по милости Всевышнего, определение «несоблюдающий» от слова «мусульманин» отделится.

Что делать девушке, если она стоит перед выбором между двумя парнями и если они оба проявили интерес?

Выбрать одного и навсегда забыть о втором.

Я приняла Ислам год назад. Не замужем, у меня внебрачный ребенок, которому 8 лет. Есть ли у меня какие-либо шансы выйти замуж за российского мусульманина? Или я теперь обречена на одиночество и у меня больше не будет детей? Татьяна.

Конечно же, у вас есть шансы выйти замуж за мусульманина. Какие-либо канонические препятствия отсутствуют. К тому же бывают не только одинокие матери, но и одинокие отцы.

Пришло время, и стали появляться мусульманские семьи по милости Господа миров, но очень часто они распадаются из-за чепухи. Более четырех месяцев я общаюсь с мусульманином. Он сделал мне предложение. Я согласилась. Он с родителями приехал ко мне свататься. Мои родители согласились. Назначили примерную дату никяха и бракосочетания в загсе. Все альхамду лил-лях (слава Богу), но вот теперь я начинаю испытывать сомнения. А зачем мне выходить замуж, ведь я так молода (мне 19 лет)?! Я еще студентка! Как я буду учиться? Смогу ли быть хорошей женой, ведь я так неопытна! Не надоем ли я своему мужу? И подобные бредовые вопросы. Это, наверное, все пустое, нашептывания Сатаны?! Но как удалиться от этого? Как стать счастливой в браке и осчастливить своего мужа? Я боюсь развода. Карима.

У вас все (как я понял из описанного вами) складывается, по милости Всевышнего, хорошо. Многие девушки могли бы вам позавидовать. Возраст очень удачный. С обеих сторон родительское благословение. Все просто замечательно!

По всем сомнениям посоветуйтесь со своим будущим мужем. Он успокоит вас и скажет, что муж и жена должны быть опорой друг для друга, а не обузой.

Став мужем и женой, будьте откровенны и терпеливы, страница за страницей вы начнете раскрывать прекрасные человеческие качества и никогда (да пожелает того Всевышний) не надоедите друг другу. Опыта наберетесь. Главное, чтобы вы были искренни, откровенны и надежны друг для друга, верны друг другу.

Что касается опасений, то будущее ведомо только Господу миров. Не стоит бояться завтрашнего дня, нужно жить с оптимизмом в душе и быть готовым к неожиданностям.

Будьте уверены, жизнь для каждого из вас после женитьбы станет вдвойне более легкой и благодатной. Аминь.

Реплика. Уважаемый Шамиль, я хотела бы (если вы, конечно, не против) ответить на письмо Каримы.

Дорогая сестра по вере! Уверяю, ты зря переживаешь! Мы с мужем сделали никях (сочетались браком), когда мне было 17 лет, официально расписались после того, как мне исполнилось 18. Я учусь в университете, все успеваю, это не так сложно, как кажется. А по поводу опыта… Где ты его еще наберешься, как не с собственным мужем в собственной семье? Мы с моим супругом учились вместе, поверь, это гораздо лучше и легче делать вдвоем, чем одной!

И почему ты должна надоесть своему мужу? Просто не будь однообразной. Удивляй его своими хорошими качествами, советами, блюдами, нарядами, чем угодно! Так много вариантов, и я уверена, он ответит тебе взаимностью. Будь для него лучшей женой, советчицей и другом. Ведь это так просто, когда ты любишь!

Мне 27 лет, у меня есть молодой человек, который меня любит и просит выйти за него замуж, но я люблю другого, с которым просто общаюсь, он живет за границей. И почему-то всегда была уверена, что за него выйду замуж. Я всегда после намаза просила у Всевышнего соединить наши сердца и души, но с его стороны никаких ответных чувств не проявлялось. Он не знает, что у меня они есть по отношению к нему. А парень, который меня любит, — он очень хороший, он мне нравится, но я его не люблю. Сейчас приняла решение выйти за него замуж.

Есть ли такой аят, который поможет разобраться в своих чувствах? Я имею в виду, который можно читать и через него просить у Всевышнего поставить меня на правильный путь и не ошибиться в выборе мужа. Азалия, 27 лет.

Для испрашивания у Господа наставления на правильный путь и верное решение можете несколько раз совершить молитву Истихара (см. в моей книге «Мусульманское право»).

Если человек, за которого вы решили выйти замуж, относится к вам с должным вниманием, почтением и заботой, то советую отбросить свои сомнения. Поверьте, встретить такого человека достаточно сложно. Важно, что он вас любит, вы же его полюбите за отношение к вам.

А про того, который «за границей», навсегда забудьте! Навсегда!

У меня дилемма. Я люблю женщину, которая старше меня на двенадцать лет. Мне 28, ей 40. Меня к ней тянет, и я боюсь с ней согрешить. Мне нужна семья, дети, но у нее — возраст и возможные проблемы с этим. Кроме того, пока у меня нет возможности жениться, а время идет. Меня в ней устраивает все, кроме возраста. Как мне поступить правильно? Я хочу крепкую мусульманскую семью. Эльвир, 28 лет.

Если, по вашему предположению, семейное будущее с ней невозможно («мне нужна семья, дети, но у нее — возраст и возможные проблемы с этим») — значит, сейчас же разорвите какие бы то ни было отношения! Мусульманин как мужчина может общаться только с той представительницей противоположного пола, которую планирует на роль своей жены.

После сорока проблематичным может оказаться рождение даже одного ребенка, не говоря уже о двух и более. Вы временно ослепились обстоятельствами и потеряли бдительность. С надеждой и уверенностью в своих силах посмотрите вдаль, вы увидите то, к чему следует стремиться в ваши молодые годы, а жениться лучше на той, которая моложе вас на три-пять лет. Семья — это на всю жизнь.

Я очень сильно люблю одного человека, он мусульманин. Но я его не видела уже больше года. Знаю, что он лечится. Он исчез из моей жизни без причин, а я жду его каждую минуту. Время идет, надо устраивать свою жизнь, как мне все говорят, но без него я не хочу. Живу надеждой почти два года. Мне сделали предложение уже во второй раз, но я отказалась. Что делать? Есть ли у меня надежда? Ольга, 20 лет.

Одни чувства сменяются другими. Вы соскучились, не более того. И если он вновь появится в вашей жизни и вы даже станете мужем и женою, может случиться так, что через некоторое время он вам надоест (вы к нему охладеете).

Со всяким, кто станет вашим мужем, будут разные этапы отношений, и на каждом требуется сдержанность, внимание друг к другу и умение объяснить свое беспокойство без обид и претензий. Гармония отношений не возникает сама собою, ее необходимо находить, поддерживать, «удобрять и орошать». Советую не зацикливаться на единственном «пропавшем», а выйти за того, кому дороги вы, и кто приятен и симпатичен вам. И вы должны четко для себя понять, что после замужества иных мужчин для вас больше не существует, как, впрочем, и для него (вашего избранника) — женщин. Такое отношение к происходящему будет способствовать созданию гармоничной и долговечной семьи.

Уважаемый Шамиль, я знаком с одной мусульманкой больше полутора лет, общаемся как друзья, в допустимых шариатом и нормами приличия рамках. У меня есть чувства к ней, предпринимал попытки откровенного разговора и пытался выказать свои чувства и серьезность намерений для создания семьи. Такое ощущение, что на стену натыкаюсь — она не дает приблизиться, держит дистанцию, но и не отпускает. С ее родственниками и подругами не знаком, чтобы через них действовать. Как мне поступить? Забыть ее и переключиться на другие жизненные задачи? Я не железный, а быть прелюбодеем пред Всемогущим не хочу. Попытаться добиться ее? Искать другую девушку? К сожалению, хороших людей, а тем более свободных и истинных мусульманок, очень мало. Шухрат, 26 лет.

Познакомьтесь с ее родителями (найдите путь!) и выстройте с ними добрые отношения, кем бы они ни оказались и каких бы взглядов ни придерживались. Вам с ними следует познакомиться как с теми, кто растил и воспитывал свою дочь не одно десятилетие, а теперь намерен передать ее в надежные, именно надежные руки.

Если никак не удастся организовать знакомство с ними и она не пойдет навстречу вашим чувствам, тогда забудьте о ней. Навсегда.

Я общаюсь с парнем два с половиной года. Просто общаюсь, ничего больше. Хочу быть с ним. Он тоже говорит, что хочет. Но ничего не делает. Говорит, что его мама против, что лучше в следующем году... И так каждый год. Обещает жениться. Как мне быть? Я не хочу просто общения. Мне нужна уверенность в будущем, что человек, которого я люблю, не обманет меня. Белла, 20 лет.

Советую найти человека, с которым вы эту уверенность почувствуете. Не тратьте время зря на «ежегодные обещания». Но в первую очередь будьте уверены в себе (образование и личностный рост). Не стойте на месте, двигайтесь вперед в том, в чем можете продолжать движение. Если ваш друг также подвижен, то ваши судьбы еще могут пересечься и вы поженитесь. Либо найдете другого, более активного и решительного.

Когда мне было 17 лет, я встречалась с одним молодым человеком. Ему тогда было 24 года, и его совершенно не смущал мой возраст. В пылу страсти дело почти дошло до прелюбодеяния, но я вовремя очнулась и поняла, что это грех. После этого я разорвала с ним всякие отношения. Но вот судьба свела нас снова. Стоит ли с ним встречаться, ведь он говорит, что это была дурь и что мы не осознавали, что делали. В общем, он хочет нормальных серьезных отношений, а я боюсь, так как не верю в то, что человек может измениться. Валида, 22 года.

Мир изменчив, как и люди в нем. Думаю, вам стоит пообщаться с ним, оценить его с разных сторон, и если будете уверены в серьезности его намерений, то, не откладывая, выходите за него замуж, проведя соответствующие обряды и пройдя официальную регистрацию. Также советую вам заблаговременно больше узнать о нем от друзей или родственников и внимательно выслушать мнение ваших родителей после полного оповещения их о нем. Когда вы поймете, что, как говорится, созданы друг для друга, сообща получите благословение его и ваших родителей.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Через многие столетия после смерти Пророка создавались целые институты, в которых тысячи квазиученых пытались хоть что-то выискать, выскрести для дискредитации пророка Мухаммада. Однако ни один не решился на какие-то язвительные трактовки или ложь относительно целомудренности Мухаммада до женитьбы на Хадидже и относительно того, что она оставалась единственной его женою на протяжении последующих двадцати пяти лет.

[2] Одного ее супруга звали ‘Атик ибн ‘Аиз, а другого — Хинд ибн Зурара. См.: аль-Буты Р. Фикх ас-сира ан-набавия [Понимание жизнеописания Пророка]. Каир: ас-Салям, 1999. С. 52; ас-Салихий М. Китаб азвадж ан-набий [Книга о женах Пророка]. Дамаск: Ибн Кясир, 2001. С. 53, 54.

[3] См.: ас-Салихий М. Китаб азвадж ан-набий. С. 84; аль-Истанбули М. и аш-Шаляби М. Ниса’ хавля расуль [Женщины, которые были рядом с Пророком]. Дамаск: Ибн Кясир, 2001. С. 49–52.

[4] То есть примерно шестьсот лет. Пророк Мухаммад говорил: «Поистине, не было пророков между его [Иисуса] ниспосланием и моим».

[5] С начала пророческой миссии Мухаммада и до Конца Света.

[6] Хадис от ‘Али; св. х. аль-Бухари и Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 987, хадис № 69–(2430); аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1167, хадис № 3815.

[7] Хадис от ‘Аиши; св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 988, хадис № 75–(2435).

Также см., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 335, хадис № 2017, «сахих».

[8] См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 9. С. 166–176, хадисы № 3815–3821 и пояснения к ним.

[9] См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 9. С. 176.

[10] См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1168, хадис № 3821.

[11] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 988, хадис № 75–(2435); аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 гг. по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хиббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хиббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991 (1997). Т. 15. С. 467, 468, хадисы № 7006, 7008, оба «сахих».

[12] Хадис от ‘Аиши; св. х. Ахмада и ат-Табарани. См., например: Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 2002. С. 1847, хадис № 25376 (24864).

[13] Подробнее об этом см., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 11. С. 403, 404.

Как уже ранее упоминалось, все жены пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует) до того, как выйти за него, были ранее замужем. Исключением является лишь одна — ‘Аиша, по настоянию ее отца, Абу Бакра, принятая Пророком на воспитание уже с детского возраста. См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 11. С. 403.

[14] Безусловно, наличие религиозности и набожности у каждого из супругов не исключает возможности возникновения недопонимания и раздоров. А порой, к огромному сожалению, и разводов.

[15] Хадис от Абу Хурайры; св. х. ан-Насаи, Ахмада. См., например: ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 342, хадис № 3231, «хасан сахих».

Вышеприведенным хадисам созвучны наставления апостола Петра христианским женам: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином; вы — дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха» (1Пет. 3:3–6).

[16] Молитву-ду‘а см. в материале «Рекомендации духовного порядка» данной книги.

[17] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима, Ахмада, ат-Тирмизи и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 524, хадис № 8641, «сахих»; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 679, хадис № 17–(1651).

[18] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 17 т. В 11 т. Т. 4. С. 2574, 2575.

[19] Назр — обет, торжественное обещание, которое верующий проговаривает, обязывая себя совершить что-то канонически допустимое, возвеличивая (восхваляя, благодаря) при этом Бога, Господа миров. См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 477.

[20] Хадис от ‘Аиши, св. х. аль-Бухари, Ахмада, Абу Дауд, ан-Насаи, ат-Тирмизи, Ибн Маджи и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 2091, хадис № 6696; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 544, хадис № 9056, «сахих»; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Т. 14. С. 712, хадис № 6696; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т. Т. 8. С. 251, хадис № 3832.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1