Мирный договор при Худайбийи (Сира 138)

Посланник Аллаха ﷺ встретил посла курайшитов. Пророк желал перемирия, хотя был в силах дать власть мечу и обрушить на врагов то, чего они хотели и чему отдавали предпочтение с того момента, как стали удерживать его вдали от Священного Дома. Речь Сухайля была длинной, итогом ее должно было стать перемирие. Пророк принял выдвинутые условия, осталось лишь зафиксировать обоюдное соглашение на бумаге.

В лагере мусульман росло недоумение из-за решения Пророка относительно судьбы его приближенных и врагов. Со своим врагом он был предельно мягок в обращении, хотя и подобало в данной ситуации проявлять жесткость. Что касается сподвижников, то он, вопреки обычаю, не стал советоваться с ними, хотя во всех вопросах войны и мира прежде прислушивался к их мнению и даже порой к нему склонялся. Важно отметить, что во время умры при Худайбийе дела не были преданы обычным суждениям — вдохновение Свыше определяло действия Пророка.

Аллах, Который удерживал верблюдицу, не позволял войску продолжить движение и оголять свои мечи и копья. Возможно, они бы и достигли победы, но она принесла бы меньшую пользу для Ислама, чем благодатный мир.

Аз-Зухри передает: «Когда договор состоялся и осталось лишь письменно его зафиксировать, ‘Умар вскочил с места и направился к Абу Бакру:

— Разве он не является посланником Аллаха?

— Да, является, — был ответ Абу Бакра.

— Разве мы не являемся мусульманами?

— Да, являемся.

— Разве они не являются язычниками?

— Да, являются.

— Почему же мы даем унизить нашу религию?

— О ‘Умар, следуй его приказу. Поистине, я свидетельствую, что он является посланником Аллаха.

— И я свидетельствую, что он является посланником Аллаха, — заключил ‘Умар и направился к Пророку ﷺ.

Диалог повторился:

— Разве ты не являешься посланником Аллаха?

— Да, являюсь, — был ответ Пророка.

— Разве мы не являемся мусульманами?

— Да, являемся.

— Разве они не являются язычниками?

— Да, являются.

— Почему же мы даем унизить нашу религию? Пророк произнес: «Я раб Аллаха и Его посланник, я не ослушаюсь Его приказа, и Он не оставит меня» [1].

Посланник Аллаха ﷺ позвал ‘Али ибн Абу Талиба и сказал:

— Пиши: «С именем Аллаха (Бога), Всемилостивого и Милующего».

Сухайль сказал:

— Я не знаю этого, пиши: «С Твоим именем, о Аллах».

Посланник велел:

— Пиши: «С Твоим именем, о Аллах».

‘Али подчинился, а Пророк продолжил:

— Пиши: «Это то, о чем заключили договор Мухаммад, посланник Аллаха, и Сухайль ибн ‘Амр».

— Если бы я засвидетельствовал, что ты посланник Аллаха, то я бы не сражался с тобой. Напиши твое имя и имя твоего отца, — сказал Сухайль.

— Напиши: «Это то, о чем заключили договор Мухаммад, сын ‘Абдуллаха, и Сухайль ибн ‘Амр. Договорились о прекращении войны на протяжении десяти лет, в течение которых люди будут в безопасности, и одни будут защищать других. Если к Мухаммаду придет кто-то из курайшитов без согласия его опекуна, то он обязан его вернуть. Если кто-то придет к курайшитам из тех, кто с Мухаммадом, то они его возвращать не будут. Поистине, между нами есть доверенные лица (люди, которые в душах скрывают благо). [В рамках этого договора] нет места воровству и обману. Кто желает войти в договор и соглашение с Мухаммадом, тот может войти. Кто хочет присоединиться к договору и соглашению с курайшитами, тот может это сделать. И ты в этом году вернешься, не войдя в Мекку. На следующий год мы покинем Мекку, ты войдешь в нее со своими сподвижниками, будешь находиться там в течение трех (дней) и с тобой будет только оружие всадника (мечи в ножнах)».

В тот момент, когда сторона Пророка ﷺ фиксировала договор, пришел в кандалах сын Сухайля по имени Абу Джандаль, желая присоединиться к мусульманам. Он принял религию Аллаха, за что подвергался мучениям со стороны своей семьи. И вот теперь в кандалах он предстал перед Пророком.

Мусульмане не сомневались в освобождении Мекки, ведь Пророк поведал им о своем сне, в котором он входит в город и совершает обход вокруг Каабы. Когда же они увидели условия перемирия, упрямство и упорство Сухайля в общении с Пророком, их постигла печаль, едва ли не лишившая рассудка. Усугубила ситуацию история Абу Джандаля. Сухайль принялся бить своего сына по лицу, схватил за шиворот и сказал: «Мухаммад, между нами заключен договор до того, как пришел этот». Пророк ответил: «Именно так». Когда Сухайль поволок сына к курайшитам, Абу Джандаль закричал: «О мусульмане, неужели вы хотите меня вернуть к язычникам, чтобы они сбивали меня с моей религии?!»

Эта сцена только ухудшила состояние мусульман. Пророк ﷺ сказал: «О Абу Джандаль, прояви терпение и жди награды от Аллаха. Поистине, Он дарует тебе и всем, кто в таком же положении, выход и облегчение. Мы заключили договор о перемирии и не вправе его нарушить». Соглашение было заключено, племя Хуза‘а объявило о присоединении к договору с мусульманами, а племя Бакр — с курайшитами[2].

Опубликовано на основе исключительного авторского права автора книги «Пророк Мухаммад. Жизнеописание лучшего из людей» Ильдара Аляутдинова для umma.ru. Купить книгу вы можете здесь.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: Муснад Ахмад. Т. 31. С. 217, хадис № 18910.

[2] См.: Муснад Ахмад. Т. 31. С. 217, хадис № 18910.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1