Подробно о посте в Рамадан смотрите здесь.
Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Верность в исполнении обещаний (Сира 137)

Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.

Чем больше мы говорим и узнаем о посланнике Божьем ﷺ, тем глубже мы проникаемся любовью к нему и лучше понимаем слова арабского поэта:

И так всегда: упоминание о нем подобно аромату миска,

И изливается оно (упоминание) чудесным
и неповторимым благовоньем.

Бесспорно, вера во Всевышнего Создателя является гарантом счастья и благополучия для всего человечества. Но наряду с признанием единственности Творца неизбежно и подтверждение пророческой миссии заключительного посланника Божьего, Мухаммада. Слова:

أَشْهَدُ أَنْ لا إلا الله

«Ашхаду алля иляха иллял-лах» обретают полноценность лишь вместе со словами:

أَشْهَدُ أّنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ الله

«ва ашхаду анна муххаммадан расулюл-лах».

Пророк ﷺ был послан к людям как Божья милость. Он был и остается живительным источником посреди пустыни бездуховности. Особенно это ощущается в нынешних реалиях, когда пошатнулись нравы и устои, утрачены высокие цели. В частности, относящие себя к мусульманам сейчас как никогда нуждаются в живительном духовном эликсире, выраженном в Посланнике. Они испытывают, порой даже сами того не подозревая, потребность в пророческом наследии.

Пророк Мухаммад ﷺ был человеком, несущим мир и покой. Мы твердо знаем и верим, что принесенное им Откровение есть источник счастья и успокоения, а история — главный тому свидетель. Единственный способ обрести такое успокоение сегодня — это познакомиться с жизнью Пророка и донести его свет до других. Ибо с любовью к нему изменится и само общество. И чем сильнее будет эта любовь, тем ярче станут общественные перемены на пути к процветанию и прогрессу.

Посланник Всевышнего был обладателем высочайших достоинств. Об этом говорит сам Всевышний в Священном Писании:

«Воистину, тебе [о Мухаммад] присущи величественные достоинства» (Св. Коран, 68:4).

На любом из этапов жизни Пророка ﷺ мы видим самое совершенное отражение всех высоких достоинств. И именно он дал полноценное определение благонравию и пример его. Возьмите щедрость, и вы не найдете в истории человечества более щедрого, чем Мухаммад. Возьмите справедливость, и во всей истории вы не сможете указать на человека более справедливого, чем Мухаммад. Возьмите смелость, и, изучив жизнь Пророка, вы поймете, что не было и не будет более смелого, чем он ﷺ.

Одним из неотъемлемых его качеств была верность в исполнении обещаний. Это качество должно быть неотъемлемой чертой всех мусульман. В Священном Коране сказано:

«О те, которые уверовали! Соблюдайте обещания, обязательства» (Св. Коран, 5:1).

Также в известном достоверном хадисе сказано: «Существует три признака лицемера [то есть то, что никак не может быть присуще истинно верующему]. Когда говорит, лжет. Когда обещает, не сдерживает обещания. Когда ему вверяют что-то, он предает и обманывает»[1].

В какой же степени была присуща Пророку ﷺ верность своему слову, надежность, правдивость?

В его жизнеописании мы не найдем ни одного случая, когда бы он не выполнил обещанного или нарушил договор. Из тысячи примеров, подтверждающих, что Пророку нет равных в этом качестве, вспомним лишь два.

Сподвижник по имени ‘Абдуллах ибн Абу Хамса[2] передает: «В период джахилии, до пророческой миссии, между мною и Мухаммадом была заключена сделка, и мы договорились встретиться в условленном месте. По каким-то причинам я позабыл о договоре и вспомнил лишь по истечении трех дней. Придя к назначенному месту, к своему удивлению я увидел посланника Аллаха, стоявшего в ожидании. Завидев меня, он произнес: «Ты изнурил меня. Я ожидаю тебя здесь уже три дня!»[3]

Другой пример, из числа событий, о которых шла речь выше. На шестой год после хиджры (переселения из Мекки в Медину) посланник Аллаха с группой мусульман, насчитывавшей около тысячи четырехсот человек, направлялся в Мекку для совершения малого паломничества. Но мекканцы перегородили дорогу и не давали мусульманам осуществить их намерение. Тогда Пророк заключил с ними договор перемирия, известный в истории как договор Худайбийи. Представителем со стороны мекканцев был Сухайль ибн ‘Амр, а со стороны мусульман — посланник Божий ﷺ.

Условия договора, на первый взгляд, ущемляли права мусульман. Например, в одном из пунктов было сказано: «Если кто-то из курайшитов без разрешения опекуна прибудет в Медину, то мусульмане обязаны вернуть его обратно. Если же кто-то из мусульман (отрешившись от Ислама) вернется в Мекку, ему нет пути назад, он не будет возвращен».

Однако последующие годы показали, что этот договор, напротив, послужил сближению двух сторон. Лишь за два года число принявших Ислам увеличилось более чем в два раза, среди них оказались такие известные полководцы, как Халид ибн аль-Валид, ‘Амр ибн ‘Ас и многие другие. Даже Сухайль, подписавший этот договор, вскоре стал мусульманином.

Но на тот момент многие не могли узреть мудрость, сокрытую в этом перемирии, некоторые испытывали негодование и недоумение.

Каплей, переполнившей чашу, явился Абу Джандаль ─, сын упомянутого Сухайля. В тот самый момент, когда были оговорены все условия, вдали был замечен столб пыли, приближавшийся к месту собрания людей. Через некоторое время показался силуэт измученного Абу Джандаля, бросившегося в объятия Пророка со словами: «Спасения, о посланник Аллаха!» Завидев своего сына, Сухайль воскликнул: «Договор между нами составлен и подписан прежде, чем пришел этот».

Абу Джандаль был из числа мусульман. Но до этого момента он не смог примкнуть к их рядам, так как находился взаперти в доме своего отца Сухайля, будучи закованным в кандалы. При первой появившейся возможности он вырвался из домашнего плена и устремился к Пророку. Днем и ночью он бежал по пустыне. Расстояние между Меккой и Худайбийей составляло около 70 км. И вот, представ перед Пророком, он воззвал: «Спасения, о посланник Аллаха!»

Только Всевышнему ведомо, какой скорбью переполнялось сердце Пророка при страданиях его последователей, не говоря о тех мучениях, которые он пережил при виде Абу Джандаля. Ведь в Коране о Пророке сказано:

«Он по отношению к верующим безмерно сострадателен и милосерден» (Св. Коран, 9:128).

Но Посланнику ничего не оставалось делать, как вернуть Абу Джандаля обратно в руки мекканцев, ведь он дал обещание, он заключил договор, в котором было сказано: «Если кто-то из принявших Ислам мекканцев прибудет в Медину, то мусульмане обязаны вернуть его обратно. Если же кто-то из мусульман вернется в Мекку, он не будет возвращен назад. Хотя этот договор и был подписан с немусульманами[4].

Каков же наш уровень в выполнении обязательств и обещаний, верности, надежности и правдивости? То, насколько мы стараемся приблизиться к высокой нравственности посланника Аллаха, показывает, насколько мы будем близки к нему в будущей вечной жизни.

Пусть же Всевышний украсит нас достоинствами, присущими истинным последователям заключительного Посланника!

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 8, хадис № 25, «сахих».

[2] ‘Абдуллах ибн Абу Хамса аль-‘Амири — сподвижник пророка Мухаммада. Известен историей, приводимой в книге. Некоторые мусульманские ученые высказывают о недостоверности данного хадиса.

[3] См.: Абу Дауд С. Сунан Аби Дауд. С. 540, хадис № 4996.

[4] См.: Абу Дауд С. Сунан Аби Дауд. С. 248, хадис № 4996.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1