Аудио версия настоящей статьи:
Негативные последствия монополии:
1. Монополия уничтожает конкуренцию, устанавливая жесткие барьеры для проникновения соперников в монополизированную отрасль.
2. Монополия ограничивает выпуск продукции, устанавливает высокие цены на готовую продукцию.
3. При монополии усиливается неравенство в доходах граждан и в целом снижается жизненный уровень всего населения.
4. Монополия не всегда заинтересована в использовании достижений научно-технического прогресса.
5. Монополия навязывает партнерам дискриминационные условия договоров, может изымать товары из обращения, ограничивать или прекращать производство товаров для создания искусственного дефицита. Монополия практикует предварительный сговор об искусственном повышении, снижении или замораживании цен. Монополия может навязывать покупателям ассортимент в качестве условия реализации товара.[1]
Шариат и монополия
В Сунне имеется запрет на скупку товара ради повышения его рыночной стоимости.
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Скупающий [все, уничтожающий здоровую конкурентную среду и искусственно способствующий необоснованному повышению цены] — грешник»[2]. Имам ан-Навави прокомментировал данный хадис словами: «Это высказывание Пророка указывает на очевидность запрета (харам) такого действия. Но касается это именно продуктов питания с намерением завысить их цену»[3]. В другом хадисе сказано: «Кто скупает продукты питания мусульман [как и представителей других вероисповеданий и культур; уничтожает здоровую конкурентную среду, стремясь монополизировать], того Аллах (Бог, Господь) [в итоге] подвергнет банкротству или проказе»[4].
В Сунне есть и такой хадис: «Кто вмешивается в ценообразование [на товары и услуги] мусульман [и не только мусульман, а вообще рынка], чтобы поднять цены [выше обычных рыночных, то есть создает искусственный дефицит, ажиотаж и тем самым взвинчивает цены на товары первой необходимости], заслуживает того, чтобы Аллах (Бог, Господь) посадил его в самое пекло Ада в Судный День»[5].
С точки зрения мусульманского богословия, запрещенной формой монополии является искусственное завышение цен на жизненно необходимые продукты, товары или услуги путем преднамеренного ограничения доступности данного продукта, товара или услуги на рынке, что приводит в итоге к ущемлению прав потребителя[6].
Следует учесть и следующее. Исламские принципы в экономике отдают предпочтение свободному рынку, приветствуют свободную торговлю, в которой спрос рождает предложение. Множество факторов внутри страны, а также в макроэкономическом пространстве, могут влиять на формирование цен, в том числе на резкий их взлет или падение. И это нормально, канонически никак не порицаемо. Например, однажды, когда во времена Пророка поднялись цены, люди обратились к нему: «О посланник Божий, цены сильно поднялись! Назначь цены [помоги отрегулировать их, зафиксировать]». На это он (да благословит его Всевышний и приветствует) ответил [следующим]: «Воистину, Аллах (Бог, Господь) — Назначающий цены. [Я не имею права вмешиваться в это. И все то, что может влиять на ценообразование, — от Него, Бога.] Он Забирающий [у кого угодно что угодно может забрать], щедро Дающий (Расстилающий в изобилии) [кому-то неожиданно дает очень много, разворачивая обстоятельства, связанные с политикой, экономикой или, например, погодой с огромной выгодой, пользой для него] и Обеспечивающий уделом [тех, кого пожелает, и в желаемом Им количестве]. И мне хотелось бы, когда встречу Аллаха (Бога, Господа) [предстану пред Ним в Судный День], чтобы никто из вас не предъявил мне иска с требованием возмещения прав (мол, я посягнул на его жизнь или имущество) [используя свое положение, я не намерен вмешиваться в ценообразование, так как, помогая одному, ущемлю права другого]»[7]. Свободные рыночные отношения сами устанавливают подходящие для данного времени и места цены[8].
В современных реалиях специальные государственные учреждения или службы следят за проявлением преступного сговора в пользу роста цен со стороны крупных компаний на местном рынке. В Российской Федерации, например, этим занимается Федеральная антимонопольная служба (ФАС), которая следит за тем, чтобы предприятия честно конкурировали между собой, чтобы не устанавливали неоправданно высокие (или, наоборот, низкие) цены на свою продукцию или услуги, чтобы владельцы бизнеса не входили в преступный сговор друг с другом и с представителями власти и чтобы те же самые власти не могли диктовать бизнесу собственные корыстные условия; в том числе проводит мониторинг рекламы, соответствует ли она требованиям закона.