Наверное, это одна из самых сложных, ускользающих, но все же светлых и прекрасных тем, над которой пришлось работать, собирая материал по крупицам, пропитывая его смыслом многих жизненных примеров, взамен получая пищу к новому духовному познанию человеческой души, размышлению и поиску ответов о нетленном чувстве, однажды испытав которое, навсегда становишься частью чего-то целого, роднящего всех людей. Но сколь бы ни был кто проницательным и искушенным в делах сердечных, любовь всегда останется под ореолом таинственности, окутанной нежной истомой[1] застенчивости. Любовь, оказалось, почти невозможно описать, понять логически. Любовь подобна Вере — ее можно только чувствовать. Это то, что дано лишь человеку, украшая, освещая, возвеличивая его до запредельных высот в Божественное присутствие, посвящая его в святая святых, высшее общество истинных паладинов[2] веры. Счастье — любить, любить — верить, верить — быть, мочь, хотеть. Эти мгновения любви, веры, абсолютной гармонии, полноты и созвучия есть то, ради чего стоит каждый день прорываться вверх, преодолевая себя, черный смог пессимизма, прострацию усталости, плен обыденности… Ради этих мгновений нужно жить[3].
Кто не чувствовал — тот не ведает
Если я умру [исполненный веры], но в моем сердце не будет места любви, то маловероятно, что [все мои] благие дела мне помогут[4].
Чтобы немного облегчить восприятие, стоит абстрагироваться от табуированности[5] обсуждения подобных чувств, хотя сама по себе любовь сверхинтимна и каждый ощущает ее по-своему, в общем ключе своей личной жизни. Но вместе с этим для верующего любовь еще более значима, открыта и познаваема, ведь зародившись в нем, она внутри него проходит тонкой красной нитью в сопряжении с наиболее осознанно ценным, что есть у человека, — верой. О любви сегодня много говорят, пишут, ее «раздевают», унижают, но место ее лишь в любящем сердце. Там она в родных пенатах[6], ведь там же, в душе, живет — вера. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «[Есть] три качества. Если они будут в человеке, он почувствует сладость веры: (1) любовь к Аллаху (Богу, Господу) и Его [заключительному] посланнику более сильная, чем к кому бы то ни было; (2) искренняя любовь к другим ради Всевышнего [как к Божьим творениям; когда любовь или дружба абсолютно бескорыстны, без ожидания чего-либо взамен] и (3) [естественное, осмысленное] нежелание вернуться в безбожие, после того как Бог спас от этого, равное нежеланию быть брошенным в Ад»[7].
Подарок!
«Он [Господь миров, Творец всего и вся] скрепил их (верующих) сердца (заложил в них дружескую привязанность, верность, надежность). Если ты потратишь все [абсолютно все!] богатства, которые есть на этой земле [чтобы «купить», приобрести это], то не сможешь соединить [узами дружбы] их сердца. Однако же Аллах (Бог, Господь) скрепил меж ними [лишь Он может благословить на столь высокие, искренние, бескорыстные и взаимные чувства]. Он, поистине, Всемогущ и безгранично Мудр [во всем представлена Его мудрость]» (Св. Коран, 8:63).
*
«И из Его [Господа миров] знамений [указывающих на силу и могущество Бога] сотворение Им из вас же самих [из той же квинтэссенции] вам пары [для мужчин — женщин, для женщин — мужчин]. [Наличие пары] дает вам возможность отдохнуть (успокоиться). Он установил между вами [между полами] чувства любви и милосердия [особенно когда это касается родственных связей и супружеских взаимоотношений]. Поистине, в этом есть знамения для людей думающих (размышляющих)» (Св. Коран, 30:21).
Ответы имама на вопросы по теме
Я встретила очень хорошего человека. Он мусульманин во всех отношениях, человек слова, настоящий мужчина. Он сделал мне предложение, но я решила повременить с ответом, так как при всем моем уважении к нему как к истинному мусульманину у меня нет любви, нет таких чувств, которые побудили бы меня ответить ему «да». Родные настаивают на том, чтобы я не упускала свой шанс. Я разрываюсь и не знаю, что мне делать. Подскажите, важны ли мои чувства, как мне быть?
Полагаясь на Всевышнего, анализируя перспективы 10 месяцев, 10 последующих лет и жизни в целом, спросите свое сердце — оно даст вам ответ. И помните: «Если привлекательная внешность — это всего лишь рекомендательное письмо, то прекрасное сердце (и его достоинства) — это верительная грамота (основа полноценной, долгой и счастливой семейной жизни)».
Хорошего и добропорядочного жениха (как и невесту) в реалиях нашего времени не так уж и просто встретить.
Я бы тоже советовал вам не упускать свой шанс. Конечно же, если вы имеете общее мировоззрение и понимаете друг друга, ведь «любить — не значит смотреть друг на друга, любить — значит смотреть в одном направлении»[8].
Не торопитесь. Некоторое время пообщайтесь с ним, и обстоятельства (по милости Всевышнего) укажут вам правильный путь.
Можно ли признаться в чувствах женатому мужчине, который годится в отцы?
Не совсем ясен вопрос. Если именно вы хотите признаться ему в своих чувствах, то крайне не советую. Найдите себе мужчину помоложе и холостого, станьте для него любящей и хорошей женой — ему и признавайтесь. А если тот женатый мужчина признается вам, то стоит понять, что такой спутник жизни, как он, весьма ненадежен. Я уж не говорю о греховности подобных взаимоотношений.
Скажите, пожалуйста, есть ли молитвы, которые помогут мне разлюбить человека, брак с которым невозможен? Ольга.
На любом близком для ваших ощущений и переживаний языке просите Всевышнего внушить вам чувство любви к тому, кто оказался бы для вас верным мужем, надежной поддержкой и опорой на всю оставшуюся жизнь.
Не «окучивайте» чувства, не «орошайте» их, и они увянут сами собой.
Недавно я повстречалась с парнем моей подруги и, похоже, влюбилась в него. Прочитала молитву Истихара, и мне приснилось, будто я ходила по магазину и нашла понравившуюся обувь, затем сказала, что именно эту обувь хочу. Что это значит? Ш., 18 лет.
Не стоит у подруги отбивать ее друга, тем более если они помолвлены. Если же их отношения еще не столь серьезны, тогда выждите время, оценив ситуацию, либо посоветуйтесь с нею.
Что говорится в Исламе о безответной любви? Могу ли я не выходить замуж до конца жизни, чтобы Аллах поженил нас в своих садах с тем, с кем я не могу быть в этой жизни?
Вам не стоит ограничивать безграничные земные возможности верующего человека, а потому настраивайте себя на то, что вы сможете найти подходящую вторую половинку еще здесь, в земной жизни.
Что же касается райской обители, то если вы там окажетесь, то будете окружены тем, что желанно.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Истома — чувство приятной расслабленности. См.: Большой толковый словарь русского языка. СПб.: Норинт, 2000. С. 403.
[2] Паладин — 1) храбрый доблестный рыцарь; 2) бескорыстный, благородный приверженец кого-, чего-либо. См.: Большой толковый словарь русского языка. С. 775.
[3] Пройти жизненную дистанцию на одном дыхании, продолжая и в старости ощущать юношескую грацию своей веры и любви.
[4] Слова Ибн ‘Умара. См.: Харун ‘А. Тахзиб ихья ‘улюм ад-дин [Сокращенный вариант книги имама аль-Газали «Воскрешение наук о вере»]. Каир: ат-Тавзи‘ ва ан-нашр аль-исламийя, 1997. С. 195.
[5] Табуированный — запрещенный, непроизносимый (по этическим, политическим, идеологическим и т.п. причинам). См.: Большой толковый словарь русского языка. С. 1301.
[6] Пенаты — родной дом, домашний очаг. См.: Большой толковый словарь русского языка. С. 790.
[7] Хадис от Анаса; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, ат-Тирмизи, Ибн Маджа, ан-Насаи. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 31, хадис № 21; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 292, хадис № 1/376; Джанан И. Хадис ансиклопедисы. Кутуб ситтэ [Энциклопедия хадисов. Шесть сводов хадисов]. В 18 т. Стамбул: Ак чаг. Т. 1. С. 84; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 205, хадис № 3415, «сахих».
[8] Антуан де Сент-Экзюпери (1900–1944).