Аудио версия настоящей статьи:
О других темах интимных отношений в Исламе смотрите в разделе «Секс и Ислам».
Допустимо ли пользоваться презервативами? Они свободно продаются в аптеке в Мекке.
Конечно же, допустимо. Супругам разрешается предохраняться от незапланированной беременности всеми возможными и не вредящими здоровью способами[1], тем более когда в семье уже много детей или имеются опасения относительно здоровья женщины. В мусульманской культуре данное положение действует со времен пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует), подтверждено его сподвижниками и прописано мусульманскими богословами[2].
Разрешается ли супругам предохраняться, если у них пока нет возможности содержать ребенка?
Предохраняться можно, чему есть подтверждения в достоверной Сунне[3].
При этом отмечу, что страха относительно «возможности содержать детей» не должно быть! В Коране сказано:
«Не убивайте своих детей, боясь бедности (нищеты)! Мы накормим и вас, и их» (см. Св. Коран, 6:151);
*
«Не убивайте своих детей, боясь бедности [страшась того, что они будут объедать вас; что не сможете жить в свое удовольствие; не сможете их обеспечить и «поставить на ноги» из-за нехватки финансовых средств; не в силах будете уделить должное внимание]! [Поймите и уясните] Мы [говорит Господь миров] даем удел [материальные и иные блага] и им, и вам» (см. Св. Коран, 17:31).
С появлением в семье ребенка и каждого из последующих детей удел семьи, в первую очередь материальный, серьезно увеличивается. Важно лишь, чтобы родители не ленились (просиживая часами в Интернете или перед телевизором и бездействуя), а последовательно делали все от них зависящее.
Предохранение от беременности уместнее в тех случаях, когда жена только родила и кормит грудью, а также когда в семье уже много детей и жена не молодого возраста.
Я знаю, что противозачаточные таблетки принимать нельзя по канонам Ислама. Но мне прописал их врач в качестве лечения, чтобы восстановить нарушенный гормональный фон. Я должна их принимать полгода. Разрешается ли это в таком случае? Катерина.
Вы ошибаетесь. Канонического запрета на противозачаточные средства нет, кроме как в тех случаях, когда они пагубно влияют на здоровье человека. Кстати, с точки зрения Ислама возможны самые разные формы предохранения от беременности, если, к примеру, в семье уже много детей, либо для женщины очередная беременность нежелательна по причине, связанной с состоянием здоровья.
Что касается совета врача, то, как мне видится, в реалиях современной медицины полезно перестраховываться, советуясь с разными врачами и проходя (лишь при необходимости, конечно же) обследование в различных медицинских центрах.
Может ли жена использовать противозачаточные спирали (вводится в организм женщины врачом-гинекологом)? Медицинских противопоказаний нет. Просто волнует сам факт того, что совершается противоестественное. Но если выбирать между таблетками и спиралью, то более безопасны спирали. И есть ли в Исламе понятие «планирование семьи»? Мурат.
1. Да, спиралью пользоваться можно, если это не вредит здоровью женщины.
Приведу мнение гинеколога на этот счет: «В настоящее время существует большое количество методов контрацепции, которые различаются по надежности и по наличию противопоказаний к тем или иным методам. Что касается надежности, то наиболее надежными в отношении предотвращения наступления беременности считаются гормональные контрацептивы (гормональные спирали, пластыри, влагалищные кольца, таблетированные формы и т. д.). Однако есть ряд противопоказаний к назначению гормонов (злокачественные новообразования, заболевания печени, почек, склонность к тромбозам и т. д.).
Следующие по надежности — это внутриматочные контрацептивы, например спирали).
Положительные моменты в этом виде контрацепции: спирали устанавливаются на длительный срок (до 5 лет), это достаточно недорогой метод, не требует каждодневного контроля. В то же время, если имеются воспалительные заболевания половой системы, ВМК (внутриматочные контрацептивы) могут усугубить течение этих заболеваний и приводить к некоторым осложнениям, например обострению хронического аднексита, возникновению внематочной беременности (хотя процент случаев внематочной беременности на фоне ВМК невысок и не отличается от числа случаев наступления внематочной беременности без спирали). ВМК — это метод предохранения для рожавших женщин, не имеющих в анамнезе воспалительных заболеваний и хорошо обследованных в отношении инфекционных заболеваний половой системы. В некоторых случаях (при эндометриозе матки) ВМК может усилить обильность и болезненность менструации.
Следующий по надежности — это барьерный метод (презерватив). Простой, недорогой метод.
Другие методы — календарный, местные контрацептивы, прерванный половой акт — являются недостаточно надежными.
Использование различных методов контрацепции лучше, чем прерывание беременности на любых сроках, ведь последнее противоречит физиологии женщины и приводит к серьезным последствиям. В случаях оперативных родов (рубец на матке) промежуток между родами должен составлять не менее 2–3 лет. При обострении ряда заболеваний (сахарный диабет и т. д.) беременность противопоказана и необходимо подбирать контрацептивы. Подбор контрацептивов должен осуществлять врач, оценивая показания и противопоказания для той или иной женщины и подбирая для каждой пациентки наиболее надежный и безопасный для нее метод»[4].
2. «Есть ли в Исламе понятие «планирование семьи»?» Да, такое понятие есть.
Можно ли предохраняться до рождения первого ребенка? Так как я еще учусь в университете. Д., 17 лет.
Такое допустимо и обосновано достоверной сунной. Можете предохраняться, но без применения того, что могло бы нанести вред вашему здоровью.
По обоюдному согласию муж с женой могут предохраняться от незапланированной беременности, но когда (по воле и милости Всевышнего) произошло зачатие и начался процесс формирования эмбриона, — здесь уже лучше не вмешиваться с нашим ограниченным человеческим мышлением, лучше не вступать в противостояние с Творцом. Тем более что начался жизненный путь нового творения. Через некоторое количество месяцев должен (если будет на то Божье благословение) появиться новый че-ло-век. А ведь каждый человек возвеличен и вознесен пред Аллахом!
Каждый из нас, людей, в свое время по воле Всевышнего появился на свет, и разве не стоит возблагодарить Его за это невмешательство в развитие и рождение человека?
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Достоверные хадисы по этой теме см., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Т. 11. С. 380–387, хадисы № 5207–5209; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 353, хадисы № 1138, 1139, оба «хасан сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Т. 6. С. 206, хадис № 2777.
[2] См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 353.
[3] См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 11. С. 380-387, хадисы № 5207-5209; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 353, хадисы № 1138, 1139; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 6. С. 206, хадис № 2777.
[4] Фахрутдинова Э. Х., врач акушер-гинеколог, канд. мед. наук.