Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Меню

Текстовая статья

Мудрость распределения трофеев (Сира 156)

Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.

Посланник Аллаха ﷺ выжидал более 10 ночей, прежде чем разделить трофеи. Он ждал, что побежденный народ вернется к нему, раскается и вернет утраченное — но никто к нему не пришел[1].

Чтобы успокоить предводителей племен и знать Мекки, он принялся делить богатства и первоочередно раздал большую часть тем, чьи сердца нужно было склонить к религии и укрепить в ней.

Абу Суфьян взял 100 верблюдов и около 480 серебряных монет, а затем спросил: «А моему сыну Му‘авие?» Пророк ﷺ дал его сыну столько же. Тогда Абу Суфьян снова спросил: «А моему сыну Язиду?» Пророк и ему дал столько же[2].

Алчные предводители племен поспешили взять свою долю. Среди людей разошлась молва о том, что Мухаммад ﷺ щедро раздает, не боясь бедности. Бедуины окружили его в надежде получить еще больше и принялись просить: «О посланник Аллаха, дай же и нам!» Пророк ﷺ был вынужден отступить к дереву. Зацепившись накидкой и обронив ее, он сказал: «О люди, верните мне мою накидку! Клянусь Тем, в Чьей власти моя душа, если бы у меня было скота по количеству деревьев Тихамы, то я все отдал бы вам. Вы никогда не найдете меня скупым, трусливым или лживым». Он взял с горба своего верблюда шерстинку, поднял ее, зажав между пальцев, и сказал: «О люди! Клянусь Аллахом, от ваших трофеев мне не досталось даже волосинки. Надлежит мне лишь пять, но и они возвращены вам»[3]. Тем самым он хотел показать, что ничего из трофеев себе не оставил.

Глаза бедуинов вылезали из орбит от желания заполучить что-то из мирских благ. Бедуины, освобожденные мекканцы и предводители племен в самые тяжелые времена не принесли никакой пользы религии. Более того, они были преградой для распространения Ислама, пока она не была разрушена верующими, стремящимися к награде от Аллаха. Однако сегодня они заявляли о своем Исламе, чтобы Пророк открыл для них сокровищницы мирской жизни. Если бы их было настолько много, что они могли бы заполнить всю долину, то и это количество из мирских благ Посланник раздал бы им.

Истина в том, что щедростью, мягкостью и снисходительностью он стремился склонить их к истине. Если бы он наказал их за проявленную трусость при Хунейне, то они бы получили серьезное воздаяние.

Имам Ахмад передает, что Абу Талха, один из немногих достойных полководцев, встретил Умму Салим [4] с кинжалом. На вопрос, для чего ей оружие, она ответила: «Если кто-либо из язычников приблизится ко мне, я распорю ему живот». Это было во время битвы при Хунейне. Абу Талха поведал Пророку ﷺ о словах Умму Салим , на что тот рассмеялся. Умму Салим произнесла: «О посланник Аллаха, после я буду убивать тех из освобожденных мекканцев, которые оставили тебя». Пророк ответил: «Воистину, Аллах даровал лучший исход, о Умму Салим» [5].

Удивительно, что бежавшие с битвы при возникшей опасности поспешили заполучить трофеи при появившейся возможности. Пророк ﷺ пожелал проявить снисходительность, забыть о прошлом и приблизить их к Исламу.

Как поступить иначе? Есть люди, которые ведомы к истине больше через утробу, нежели через разум и сердце. Подобно животным, которые протягивают свою голову к охапке сена, пока их не введут в безопасный загон. Точно так же есть люди, которые только через мирское готовы прийти к вере.

Анас ибн Малик передает: «Я шел с посланником Аллаха, на нем была грубая накидка из Наджрана. Подошел бедуин и потянул его за накидку так, что она оставила след на его шее, а затем сказал: «Прикажи выдать мне из богатства, что у тебя». Пророк ﷺ посмотрел в его сторону и улыбнулся, а затем велел дать ему из даров»[6]. Этот бедуин обольстился не мягким нравом и логическими доводами, а земными благами.

Савфан ибн Умайя сказал: «Посланник Аллаха был для меня ненавистнее всех. Он продолжал давать мне из трофеев, пока Аллах не сделал его для меня самым любимым из людей»[7].

Мудрость распределения трофеев

Политика Пророка ﷺ не была понятна поначалу, однако она дала свободу языкам несогласных. Некоторые верующие сочли, что эти лишения свидетельствуют о пренебрежении ими и их семьями.

Имам аль-Бухари передает от ‘Амра ибн Таглиба[8]: «Посланник Ал­лаха ﷺ некоторым дал (из трофеев), а некоторых лишил. Будто они были в чем-то упрекаемы. Потому Пророк произнес: «Я дал народу, опасаясь их нетерпения и тревоги (внутреннее переживание за мирское). Других я оставил на том, что Аллах заложил в их сердцах из блага и богатства. И среди них — ‘Амр ибн Таглиб». ‘Амр передает: «Я не желаю взамен этих слов посланника Аллаха даже красных верблюдов».

Ансары были среди тех, кто понес ущерб по причине данной политики. Они все были лишены доли в трофеях, хотя были призваны в переломный момент и сражались рядом с Пророком ﷺ так, что первоначальное бегство мусульман обернулось победой. И вот они видят, что руки беглецов полны, им же не было даровано ничего.

Абу Са‘ид аль-Худри передает: «Ансаров не было среди тех, между кем посланник Аллаха ﷺ распределил полученные в день Хунейна трофеи — курайшитов и остальных арабов, кого следовало приблизить к религии. Ансары были раздосадованы, один из них сказал: «Клянусь Аллахом, Пророк встретил свой народ». Са‘д ибн ‘Убада доложил Пророку о настроениях мусульман: «Эта группа ансаров испытывает некое непонимание и злобу». Пророк ﷺ спросил: «Почему?» Он ответил: «По причине того, как ты распределил трофеи среди своего народа и других арабов. Из них же никто ничего не получил». Пророк спросил: «А что же ты, Са‘д?» Са‘д ответил: «Я лишь один из числа своего народа».

Тогда Пророк ﷺ велел ему собрать людей в условленном месте и сообщить ему, когда все соберутся.

Когда все собрались, Са‘д произнес: «О посланник Аллаха, собрался этот квартал ансаров, как ты просил». Пророк ﷺ вознес хвалу подобающим Аллаху образом, произнес проповедь и сказал:

— О ансары, разве я не пришел к вам, когда вы были заблудшими, и Аллах направил вас на правильный путь? Вы были нуждающимися, и Аллах вас обогатил. Вы были враждующими, и Аллах вас объединил.

— Да, — сказали они.

— Почему вы не отвечаете, ансары? — воскликнул Пророк ﷺ.

— Что мы должны ответить? Воистину, милость принадлежит Аллаху и Его посланнику.

— Клянусь Аллахом, если бы вы пожелали, то сказали бы и были бы правдивы, и правдивость ваша была бы подтверждена: «Ты пришел к нам отвергнутым, и мы приютили тебя. Ты пришел нуждающимся, и мы поддержали тебя. Ты испытывал страх, и мы обезопасили тебя. Ты был беспомощен, и мы оказали тебе помощь», — произнес Пророк ﷺ.

— Вся милость принадлежит Аллаху и Его посланнику, — молвили ансары.

— Неужто вы испытываете злобу из-за чего-то незначительного и ничтожного из мирского, посредством которого я пытался приблизить народ, покорившийся недавно? Вас же я вверил тому, что Аллах определил для вас из покорности Ему. Неужто вы не желаете, чтобы люди вернулись к себе с баранами и верблюдами, а вы с посланником Аллаха? Клянусь Тем, в Чьей власти моя душа, если бы люди пошли по одному ущелью, а вы — по другому, я бы последовал за вами. Если бы не хиджра, я был бы одним из ансаров. О Аллах, прояви Свою милость к ансарам, к сыновьям ансаров и к сыновьям сыновей ансаров!

По щекам ансаров потекли слезы. Они так сильно плакали, что их бороды намокли. Они молвили:

— Мы довольны Аллахом как Господом и мы довольны Его посланником.

Пророк ﷺ ушел, после чего все разошлись[9].

Ансары в истории призыва являют собой великий пример тех людей, посредством которых претворяются великие миссии. Когда же минуют дни испытаний и приходит время сбора плодов, то появляются другие и собирают эти плоды. Более того, они ударяют по рукам тех, кто их сажал, чтобы они не смогли взять даже малую часть из упавших плодов.

Мы не говорим о мудрости распределения трофеев при Хунейне, которая проявилась в последующем. Речь идет о достоинствах ансаров и их отношении к мирскому ради религии и приближения людей к ней. Они были далеки от вопросов власти, ее заполучили другие, менее достойные. Прошло тридцать лет, власть перешла в руки тех, кто был освобожден в день взятия Мекки. Нет сомнения, что люди, предавшиеся Аллаху, найдут свою великую награду в вечности, более значимую, чем мирские блага.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: Ибн Кясир И. Аль-бидая ва ан-нихая. Т. 4. С. 490.

[2] См.: аль-Мубаракфури С. Ар-рахик аль-махтум. С. 386.

[3] См.: Муснад Ахмад. Т. 28. С. 385, хадис № 17154.

[4] Умму Салим бинт Мильхан — сподвижница из числа ансаров племени Хазрадж. Является мамой известного сподвижника Анаса ибн Малика, который в течение десяти лет находился рядом с Пророком и помогал ему в домашних делах. Она также известна как ар-Румейса’. После смерти первого мужа Малика вышла замуж за Абу Талху.

[5] См.: Муснад Ахмад. Т. 21. С. 440, хадис № 14049.

[6] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-Бухари. Т. 4. С. 94, хадис № 3149.

[7] См.: Муснад Ахмад. Т. 45. С. 607, хадис № 27638.

[8] ‘Амр ибн Таглиб — один из сподвижников пророка Мухаммада. Жил в Басре. Входит в число передатчиков хадисов. Дожил до правления Му‘авии ибн Абу Суфьяна. Известен историей, которая упоминается в книге.

[9] См.: Муснад Ахмад. Т. 18. С. 255, хадис № 11730.

Сира

Сира Пророка

Жизнеописание пророка Мухаммада

Ансары

Битва при Хунейне

Смотрите также

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Информационная война

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов объясняет, как не потеряться в современном потоке религиозной интернет-информации. Слушать и скачать можно в статье

    14.12.24

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Ответь на удар!

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов рассказывает историю из жизни Ибрахима ибн Адхама. Слушать и скачать можно в статье

    14.12.24

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Саляфит и суфий

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов цитирует высказывание имама аш-Шафи‘и и говорит о проблеме юношеского максимализма. Слушать и скачать можно в статье

    14.12.24

Аят дня

Хадис дня

54:17

Мы [говорит Господь миров] облегчили [заключительное Священное Писание] Коран для напоминания [себе о важном и необходимом; оно легко читаемо и при желании его не сложно понять]. Есть ли вспоминающий?! [Есть ли те, кто в бурном потоке жизни вспоминает о Писании, читает его, извлекает пользу и корректирует свой морально-нравственный облик, свою стез

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
Семинар в Алматы

Новые материалы

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Информационная война

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов объясняет, как не потеряться в современном потоке религиозной интернет-информации. Слушать и скачать можно в статье

    14.12.24

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Ответь на удар!

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов рассказывает историю из жизни Ибрахима ибн Адхама. Слушать и скачать можно в статье

    14.12.24

  • Иконка которая означает тип материала аудиолекция

    Саляфит и суфий

    Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов цитирует высказывание имама аш-Шафи‘и и говорит о проблеме юношеского максимализма. Слушать и скачать можно в статье

    14.12.24

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic