Неземная любовь (Сира 96/186)

В истории невозможно найти человека, которого любили бы в такой же степени, как пророка Мухаммада ﷺ. Причем такой любовью, которую нельзя объяснить с точки зрения земных законов. Хотелось бы наглядно проиллюстрировать это некоторыми примерами из жизни сподвижников, являющихся для нас путеводными звездами.

В мекканский период каждый, кто занимал свое место рядом с Пророком ﷺ, осознавал, что его ждут унижения и издевательства со стороны безбожников. Видя постоянный прирост общины мусульман, мекканцы усиливали свои попытки противостоять этому.

Однажды, когда сподвижники собрались рядом с Пророком, Абу Бакр предложил начать открытый призыв, но Посланник был против, так как численность мусульман на тот момент была небольшой. Абу Бакр был настойчив в своем желании, и тогда Пророк разрешил ему и другим сподвижникам призывать людей к Исламу открыто. После этого сподвижники разошлись, и каждый начал свой призыв. Мекканцам это не понравилось. Многобожник ‘Утба, выбрав подходящий момент, набросился на Абу Бакра и стал избивать его руками и ногами. Пророк Мухаммад на тот момент был недалеко от происходящего. Абу Бакр от сильных побоев и излияния крови потерял сознание, но ‘Утбу это не остановило, он взобрался на Абу Бакра и принялся топтать его ногами. На помощь Абу Бакру поспешила группа людей из рода Бану Тейм, которые перенесли тело сподвижника в дом его матери Умму Хайр[1]. Последующие сутки Абу Бакр находился в бессознательном состоянии. Придя же в себя и открыв глаза, опухшие и налившиеся кровью от побоев, он произнес: «Где посланник Аллаха?» Услышав это, окружающие воскликнули: «Даже в эти минуты, находясь между жизнью и смертью, ты думаешь о человеке, из-за которого это с тобой произошло?!» Но он продолжал повторять: «Где посланник Аллаха?» Осознав, что он не успокоится, пока не узнает о состоянии Пророка, мать Абу Бакра, Умму Хайр, пригласила женщину по имени Умму Джамиль [2], из числа мусульманок. Подойдя ближе, так, чтобы никто не слышал, та сообщила, что Посланник находится в доме Ибн Абу аль-Аркама[3]. Ночью, дождавшись, когда все уснули, Абу Бакр, опираясь на двоих и волоча по земле ноги, отправился в названное место. Увидев Посланника, он обнял его и вознес хвалу Всевышнему Аллаху за то, что Пророк в здравии. От радости встречи с Пророком Абу Бакр будто позабыл о неописуемых болях, которые он испытывал[4].

Другой пример. Вспомним эпизод из первой в Исламе битвы — битвы при Бадре. Перед сражением, выстроив сподвижников и поместив лучников в первых рядах, посланник Аллаха стал объяснять тактику ведения военных действий и очередность предпринимаемых шагов. Арабы не знали ничего подобного, ибо прежде бои проходили в беспорядочном нападении друг на друга. Один из сподвижников по имени Савад ибн Газийя был поражен происходящим и, замерев, не отрывая глаз, смотрел на Пророка. Ведь он привык видеть Пророка передающим Божественное Послание, обучающим Господним предписаниям, а теперь перед ними был полководец и военный стратег. Получилось так, что Савад выступил немного вперед из ряда, и Пророк, обращаясь к нему, воскликнул: «О Савад, встань в ряд!» Однако Савад пребывал в состоянии потрясения — его взор был устремлен на Пророка, и он ничего не слышал. Тогда Пророк вновь повторил: «Савад, встань в ряд!» Но тот вновь не отреагировал. Видя, что Савад не отвечает, Пророк слегка ткнул его тростью. Воспользовавшись моментом, Савад воскликнул: «О посланник Аллаха, ты сделал мне больно, я требую возмездия». Сподвижники были удивлены услышанным, но Пророк спокойно передал трость и произнес: «Пожалуйста, о Савад». На что Савад ответил: «Когда ты коснулся меня этой тростью, моя грудь была оголена, ты же в накидке». Едва Пророк оголил торс, как Савад внезапно бросился к нему с объятьями, а из глаз его ручьем потекли слезы. Когда же его спросили о причине такого поступка, он ответил: «Быть может, я в последний раз вижу посланника Аллаха, и я точно знаю, что тело, прикоснувшееся к его благословенной коже, никогда не ощутит адского огня» [5].

Ответьте на вопрос: откуда столь сильная преданность и привязанность к посланнику Всевышнего? Как Пророк смог пробудить в черствых, бесчувственных сердцах такую любовь?

Мухаммад ﷺ — заключительный посланник Господа к людям, и особая миссия настолько отчетливо и наглядно выражалась в его личности, его суждениях и поступках, его образ был настолько безупречен, притом что он оставался абсолютно человечным, земным, что эта ясность и чистота и служили причиной такой беззаветной любви и преданности к нему. Каждый сподвижник душою и сердцем осознавал, что гарантом счастья как в мирской жизни, так и в вечной может послужить лишь признание единства Всевышнего Аллаха, связанное с принятием пророческой миссии Мухаммада ﷺ. И когда свидетельство этого (ашхаду алля иляха иллял-лах, ва ашхаду анна мухаммадан расулюл-лах) сходило с их уст, все живое замирало и наполнялось светом. Потому что слова эти исходили из сердец тех, кто ни на йоту не сомневался в их подлинности.

Кроме того, подобное отношение сподвижников к Пророку ﷺ было естественным ответом на ту любовь, на те чувства, которыми было переполнено сердце посланника Аллаха к своей умме. Задумайтесь над аятом, гласящим:

«Посланник ближе к верующим, чем они сами к себе» (Св. Коран, 33:6).

В своде хадисов имама Аль-Бухари со слов Абу Хурайры передается следующее пророческое изречение: «Я ближе к верующим, чем они сами к себе. Кто из верующих после смерти оставит имущество, то оно — его наследникам. На ком же останется долг, то это на мне»[6]. Вышеприведенный шестой аят из суры «аль-Ахзаб» можно растолковать и так: «Посланник Аллаха дороже для верующих, чем их души».

Чем больше мы узнаем о пророке Мухаммаде ﷺ и раскрываем каждый для себя значение его миссии, тем больше наши сердца наполняются к нему любовью. И чем глубже эта любовь проникает в наши сердца и души, тем сильнее мы чувствуем его духовное присутствие рядом с нами.

Надеюсь, что мы любим посланника Всевышнего больше себя, и он отвечает на безмерную любовь еще большей любовью. Ибо он олицетворяет собою Милость мирам.

Опубликовано на основе исключительного авторского права автора книги «Пророк Мухаммад. Жизнеописание лучшего из людей» Ильдара Аляутдинова для umma.ru. Купить книгу вы можете здесь.

Подписывайтесь на наш канал в YouTube

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Сальма Умму аль-Хайр бинт Сахр — мать Абу Бакра, одного из самых близких сподвижников пророка Мухаммада.

[2] Умму Джамиль — родная сестра ‘Умара ибн аль-Хаттаба, принявшая Ислам, но на тот момент, который описывается в книге, скрывавшая свою веру.

[3] Абу ‘Абдуллах аль-Аркам ибн Абу аль-Аркам аль-Махзуми — один из ближайших сподвижников пророка Мухаммада. Принадлежал к влиятельному мекканскому клану махзумитов. Был в числе первых мусульман, совершивших переселение в Медину. Он принял участие в битвах при Бадре, Ухуде и в битве У рва. Был грамотным и входил в число секретарей Пророка, записывал ниспосылаемые пророку Мухаммаду Откровения. Дом аль-Аркама являлся первым местом, где собирались мусульмане Мекки, совершали коллективные молитвы и читали Священный Коран. В этом доме приняли Ислам такие известные сподвижники Пророка, как ‘Умар, Хамза, ‘Аммар, Мус‘аб, Сухайб и другие. Умер в 53 г. по хиджре (673 г. по григор.).

[4] См.: аль-Кяндахляви М. Хаят ас-сахаба [Жизнь сподвижников]. В 5 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1999. Т. 1. С. 336.

[5] См.: аль-Кяндахляви М. Хаят ас-сахаба [Жизнь сподвижников]. В 4 т. Каир: ар-Райян, 1987. Т. 3. С. 28.

[6] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-Бухари. Бейрут: ар-Рисаля, 2015. С. 1063, хадис № 5371.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1