Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Обет-назр

Назр — обет, торжественное обещание, которое верующий проговаривает, обязывая себя совершить что-то канонически допустимое (милостыня, молитва, благодеяние и т. п.), возвеличивая (восхваляя, благодаря) при этом Бога, Господа миров. По сути, он не обязан это выполнять, но берет на себя такое обязательство. Например, говоря: «Пред Богом я обязуюсь [дополнительно] поститься столько-то дней» и, скажем, добавляя «из благодарности Ему за то-то»[1].

Лучшим вариантом назра является тот, когда отсутствует привязка к чему-либо. Допустим, человек исцелился от болезни и в качестве благодарности заявляет: «Беру на себя обязательство пред Богом [дополнительно] поститься столько-то дней».

Но обычно в повседневной жизни люди привязывают обет-назр к тому или иному результату: «Если Бог исцелит меня, тогда обязуюсь дополнительно поститься столько-то дней (или дополнительно молиться, или дать дополнительную милостыню)». Оба упомянутых варианта допустимы.

Есть также варианты обета-назра, когда человек на эмоциях и не задумываясь о последствиях обязывает себя выполнять многочисленные религиозные ритуалы (дополнительные молитвы, пост, паломничество, пожертвование). Это не приветствуется в Исламе, относится к категории нежелательного (макрух), а иногда и запретного (харам)[2].

Коран об обете-назаре

В Священном Коране при перечислении качеств набожных людей, которые в вечности окажутся в Раю, говорится:

«[В земной обители] они [всегда] выполняли [данный ими пред Богом или людьми] обет» (см. Св. Коран, 76:7).

Также в Коране есть следующие слова:

«Любая затрата [как на благое, так и на плохое, даже малейшее проявление щедрости либо корысти] или данный вами обет-назр [как тот, который был сказан в порыве гнева, так и тот, посредством которого человек решил стать ближе к Творцу, вознамерившись совершить щедрое благодеяние] в полной мере известны Аллаху (Богу, Господу)» (см. Св. Коран, 2:270).

Хадисы об обете-назаре

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Кто дал обет-назр в проявление покорности Аллаху (Богу, Господу) [дал обет совершить богоугодное дело, например, дополнительную молитву, дополнительный пост, дать милостыню, помочь родственнику или нуждающемуся, оставить раз и навсегда вредную привычку и т. д.], тот пусть проявит ее (покорность) пред Ним [пусть совершит этот благородный поступок]! Кто же дал обет в проявление непокорности Ему (Богу) [пообещал совершить что-то греховное, аморальное, преступное, низкое, подлое], тот пусть не делает этого [даже если дал обет]!»[3].

Пророк Мухаммад также говорил: «Не давайте обет-назр[4] [желая что-то кардинально изменить; думая, что он серьезно повлияет на предстоящие обстоятельства, события и результаты]! Поистине, назр даже в малом не меняет того, что уже утверждено Аллахом (Богом, Господом), но является помощником в преодолении скупости»[5].

В сводах достоверных хадисов приводится история: «Во время проповеди Пророк увидел стоящего [под палящим солнцем] мужчину. Спросил о нем. Ему ответили: «[Это] Абу Исраиль[6], который дал обет-назр стоять и не садиться, не стоять в тени, не разговаривать и [при этом] соблюдать пост». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Прикажи ему, чтобы начал разговаривать, переместился в тень и сел. И пусть дальше соблюдает [свой дополнительный] пост»[7]. Однажды, увидев физически слабого старика, поддерживаемого с двух сторон сыновьями и совершающего при этом таваф (обход вокруг Каабы), пророк Мухаммад воскликнул: «Аллах (Бог, Господь) не нуждается в том, чтобы этот человек мучил себя!»[8] Также есть несколько достоверных хадисов о том, что пророк Мухаммад запрещал людям выполнять свои обещания совершить то или иное богоугодное, когда видел, что они испытывают при этом очевидные затруднения и мучения[9].

Вопросы по теме

Если человек дал обет-назр, но не выполнил его, обязан ли он компенсировать это, как в случае с нарушенной клятвой?

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Искуплением [невыполненного] обета-назра является искупление [нарушенной] клятвы[10] [то есть они идентичны]»[11].

Если человек дал обет совершить что-то греховное либо распорядиться тем, что ему не принадлежит, тогда он не имеет права выполнять этот обет-назр[12]. Но нужно ли искупление?

Еще со времен сподвижников Пророка мнения ученых разделились: одни сказали о необходимости искупления, а другие отвергли его необходимость. Последнее – это мнение большинства.

Аргументом тех, кто сказал о необходимости искупления в такого рода случаях, является хадис от ‘Аиши: «Не может быть обета-назра в чем-то греховном! Искуплением его является искупление клятвы»[13]. Были и есть авторитетные мнения о недостоверности данного хадиса, поэтому большинство мусульманских богословов за то, что искупление в данном случае не нужно[14].

Человек дал обет-назр, но не успел его выполнить, умер. Может ли другой выполнить это обещание за него?

В достоверном хадисе повествуется о том, как один из сподвижников спросил посланника Божьего (да благословит его Аллах и приветствует) про обет-назр, который был дан его мамой, но она умерла, не выполнив его. Пророк сказал: «Выполни его за нее!»[15] В другом достоверном хадисе повествуется о том, как к пророку Мухаммаду пришел человек и спросил про свою сестру, которая дала обет совершить паломничество, но умерла. Посланник Божий ответил: «Если бы у нее был долг, ты вернул бы его?» Тот ответил: «Да». — «Ну тогда восполни долг пред Аллахом (Богом, Господом) [то есть соверши паломничество за сестру]. Он [Господь миров] первоочереден в расплате по долгам»[16].

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Подробнее см., например: Му‘джаму люгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 477; Са‘ди А. Аль-камус аль-фикхи люгатэн ва истыляхан. [Лингвистический и канонический словарь исламского права]. Дамаск: аль-Фикр, 1988. С. 350.

[2] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 14. С. 705, 706, пояснение к хадисам 6692–6694.

[3] Хадис от ‘Аиши, св. х. аль-Бухари, Ахмада, Абу Дауд, ан-Насаи, ат-Тирмизи, Ибн Маджи и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 2091, хадис № 6696; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 544, хадис № 9056, «сахих»; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. 2000. Т. 14. С. 712, хадис № 6696; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т. Т. 8. С. 251, хадис № 3832.

[4] Призыв пророка Мухаммада не давать обет-назр, а также упоминание запрета на обет-назр в нескольких достоверных хадисах не говорят о его запрещенности, а подчеркивают недопустимость пренебрежительного отношения к нему и обязательность его выполнения. Подробнее см.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. 2000. Т. 14. С. 707, пояснение к хадису № 6692.

[5] Хадис от Абу Хурайры. См., например: аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хиббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хиббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1997. Т. 10. С. 220, хадис № 4376, «сахих»; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 672, хадис № 5–(1640).

Также см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 2090, хадисы № 6692–6694.

[6] Так его звали в народе (то было его прозвище), но настоящее имя этого человека – Юсейр, и он был из числа ансаров, то есть жителей города Медины.

[7] Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. аль-Бухари, Абу Дауда и Ибн Маджа, «сахих». См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 2092, хадис № 6704; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 14. С. 718, хадис № 6704 и пояснение к нему.

[8] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2092, хадис № 6701.

В своде хадисов имама Муслима уточняется, что старик дал обет-назр, и добавляется: «Пророк приказал ему сесть верхом». То есть не мучить себя, а найти подходящий более легкий вариант. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 674, хадис № 9–(1642).

[9] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. 2000. Т. 14. С. 717–719, хадисы № 6700–6704 и пояснение к ним.

[10] Каково искупление в случае нарушения клятвы и что такое вообще мусульманская клятва, читайте на сайте umma.ru.

[11] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 674, хадис № 13–(1645).

[12] На этот счет нет и никогда не было разногласий между мусульманскими учеными.

[13] См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 268, хадис № 1524.

Есть мнение как о достоверности данного хадиса, так и о его недостоверности. Именно в этом причина разногласий ученых в данном вопросе.

[14] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. 2000. Т. 14. С. 719, пояснение к хадисам № 6700–6704.

[15] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 672, хадис № 1–(1638).

Также см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2091, хадис № 6698.

[16] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2091, хадис № 6699.

Мною написан подробный материал «Благие дела, совершаемые от имени умершего». Все нюансы (что можно делать от имени умершего, а что нельзя) изучите в нем. Найти этот материал можно на моем сайте umma.ru, а также в книге «О смерти и вечности».

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1