Оплакивание покойного

Оплакивание — выражение скорби слезами по поводу чьей-либо смерти.

Плач допустим, но какой?

1. У Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует) сильно заболела внучка, она была уже на грани жизни и смерти. Дочь Посланника, то есть мама девочки, отправила за ним человека. Посланник Всевышнего не сразу ответил на ее просьбу. При первом приходе посыльного он отправил его обратно со словами: «Богу принадлежит то, что Он дает, и то, что Он забирает. Каждый пред Ним имеет свой срок, пусть же она (моя дочь, мама девочки) проявит терпение в ожидании воздаяния от Творца за преодоление трудностей». То есть Пророк призвал отнестись благоразумно, без лишних эмоций и быть готовыми к худшему, безусловно, делая все возможное для оказания помощи больной.

При повторной просьбе посетить их Пророк вместе с теми, кто был рядом из числа сподвижников, отправился к ним. Придя, он взял обессилевшего от болезни ребенка на руки [уповая на волю Творца, но при этом сдерживая эмоции], и его глаза наполнились слезами. Один из сподвижников спросил: «Что это, о посланник Божий?» Тот ответил: «Это — милость, которую заложил Аллах (Бог, Господь) в сердцах людей [эти слезы — сердечная печаль, которая не поддается контролю]. Воистину, [особо] милует Он именно милосердных людей [добрых, добродушных, мягкосердечных]»[1]. Ребенок в последующем по воле Создателя, проявленной посредством проведенного лечения имевшимися в то время способами, и молитвою Пророка выздоровел[2].

2. У пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) умерла дочь Умм Кульсум, жена ‘Усмана. Рассказывая о том, как происходил процесс захоронения ее тела, сподвижник по имени Анас отметил: «Я увидел слезы на лице Пророка»[3].

Итак, плач, который не сопровождается эмоциями, криками, громкими стонами, допустим и не относится к канонически порицаемому, потому как это есть проявление соучастия, милосердия, сердечного трепета пред Богом и скорби.

Что именно относится к запретному?

1. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Нет сомнений в том, что покойный подвергается мучениям из-за [истеричного] плача его родных над ним (по поводу его смерти)»[4].

2. Когда правитель правоверных, известный сподвижник Пророка ‘Умар в результате совершенного на него покушения был смертельно ранен, к нему пришел Сухайб весь в слезах, со словами скорби: «О брат наш! О друг наш!». ‘Умар, собравшись с силами, промолвил: «Сухайб! Ты из-за меня плачешь?! Ты что, не слышал слова Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует): «Воистину, покойный испытывает мучения из-за некоторых форм плача его родных над ним (по поводу него)»[5]. В другом риваяте сказано: «Нет сомнений в том, что умерший испытывает мучения из-за слез живого (над ним)»[6].

3. «Пророк Мухаммад однажды, проходя мимо могилы некой женщины-иудейки, над которой [громко] плакали ее родные, сказал: «Они плачут над нею (оплакивают ее), а она из-за этого испытывает мучения в могиле»[7].

4. Пророк Мухаммад сказал: «Остерегайтесь сатанинских криков [то есть пронзительных воплей, истошных криков, сопровождающих плач по покойному]! [И знайте] то, что из глаз и сердца [слезы и печаль утраты] — от Бога, [оно есть] проявление милости (милосердия) [это естественное состояние для человека в период несчастий, беды]. Что же касается рук и языка [когда начинают рвать на себе волосы, одежду, исступленно кричать], то это — от Сатаны»[8].

Крайне нежелательным (макрух тахриман)[9], даже запретным (харам)[10], доставляющим покойному мучения, является тот плач, который сопровождается криками, хлещущими через край эмоциями и т. п.

Разве один отвечает за проступки другого?

В Священном Коране сказано:

«И ни одна душа не ответит за грехи другой (не понесет бремени грехов другой). [В Судный День каждому, будь он президент или разнорабочий; японец, австралиец, русский или чеченец — не важно, ему лично держать ответ лишь за свои дела и поступки.] Все вы вернетесь к Господу, и Он объявит вам обо всем том, в чем вы разногласили» (см. Св. Коран, 6:164).

Так почему же покойный, покинувший мирскую обитель, испытывает мучения в загробном мире из-за тех, кто с криками, воплями, недовольством пред Богом оплакивает его?

Ответ можно подразделить на несколько пунктов.

Хадисы по этому поводу достоверны, а потому нет сомнений в действительности и возможности рассматриваемого.

Основным комментарием на этот счет является наличие прямой взаимосвязи между покойным и теми родными, друзьями, кто его оплакивает. То есть еще при жизни он не объяснил им, не воспитал их, не привил соответствующую верующему культуру поведения, не запретил подобное действие заблаговременно, до смерти, зная о том, что оно наверняка произойдет, если он скончается. А ведь «каждый из вас ответственен за свое управление: имам управляет [теми, кто за ним], и будет спрошен; муж — глава семьи, и ответственен [за нее пред Богом и обществом]; жена — управленец в доме мужа, за что и будет спрошена… Внемлите! Каждый из вас — управляющий, и будет спрошен [за управляемое им]»[11].

Если он сделал все от него зависящее относительно воспитания и увещевания, но родные не вняли его словам, тогда мучения его в могиле — сожаление о том, что такое греховное деяние все-таки произошло[12].

Подписывайтесь на нашу страницу в Instagram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от Усамы ибн Зайда; св. х. аль-Бухари и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 383, хадис № 1284; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 194, 201 и 202, хадис № 1284; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 4. С. 107, хадис № 1499.

[2] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 4. С. 201.

[3] Хадис от Анаса ибн Малика; св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 383, хадис № 1285; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 4. С. 194, 203, хадис № 1285. Также см., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 4. С. 107, хадис № 1498.

[4] Св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 384, хадис № 1286; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 4. С. 194, хадис № 1286.

[5] Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 384, хадис № 1287; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 4. С. 194, хадис № 1287.

[6] См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 385, хадис № 1290; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 4. С. 195, хадис № 1290.

[7] Хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Бухари. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 384, хадис № 1289; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 4. С. 195, хадис № 1289. Также см.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 4. С. 206, хадисы № 1291, 1292. С. 210, хадис № 1294. С. 212, хадис № 1296. С. 214, хадис № 1299, 1300.

[8] Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. имама Ахмада. См., например: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 4. Ч. 7. С. 129, 130, хадис № 94; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 4. С. 106, хадис № 1497.

Также см., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 4. С. 111, хадисы № 1503–1508.

[9] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 4. С. 207.

[10] См., например: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 4. Ч. 7. С. 115.

[11] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 3. С. 1667, хадис № 5188; ас-Суюты. Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 396, хадис № 6370, «сахих».

[12] См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 4. С. 197–200; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 4. Ч. 7. С. 126–129.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
FacebookTwitterVKLinkedInGoogle+
Аят: 1:1