Подробно о посте в Рамадан смотрите здесь.
Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Переговоры перед Худайбийей (Сира 134)

Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.

Продолжая путь и не желая вступать в бой, при этом стремясь освободить обряд от угрозы, посланник Всевышнего ﷺ спросил: «Есть ли человек, который поведет нас иным путем, дабы не встретить на пути курайшитов?»[1]

Пришел человек из племени Аслям и повел их труднопроходимой и лишенной растительности дорогой. Мусульманам пришлось преодолеть тяжелый путь, пока они не вышли на легкую тропу возле долины. Здесь мусульмане свернули направо к местечку Худайбийя, что располагалось ниже Мекки. Их маневр не был сокрыт от всадников курайшитов, которые поспешили к Мекке, чтобы преградить дорогу мусульманам и не дать им войти в город.

Пророк ﷺ продолжил выбранный путь, но неожиданно его верблюдица села и больше не желала покидать свое место. Люди удивились ее поведению и сказали, что Касва’[2] упрямится. Пророк ответил: «Это не в ее нраве, ее сдерживает Удерживающий слона перед Меккой. Если курайшиты меня призовут сегодня к некой тактике, прося сохранить родственные связи, то я пойду на это». Затем он призвал всех остановиться там, где села верблюдица[3].

Мусульмане сделали привал, где им было велено, в ожидании завтрашнего дня, когда откроются врата Мекки и они совершат обход вокруг Каабы и ритуальный бег, чтобы затем вернуться обратно выполнившими свой долг. Воистину, они были уверены, что достигнут желаемого, поскольку слышали от Пророка ﷺ много благих вестей о том, что войдут в Запретную мечеть, где обретут безопасность и укоротят свои волосы.

Курайшиты испугались такого скопления людей и намеревались отдалить их от Мекки, чего бы им это ни стоило. Они мыслили узко, думая, что их величие и значимость утратятся в сознании людей, если мусульмане войдут в их город после всех войн. В то же время они осознавали сложность своего положения, если произойдет новая битва — это могло кончится трагедией, уничтожить их полностью.

По этой причине они стали направлять переговорщиков, чтобы договориться с Мухаммадом и найти выход из сложившейся ситуации. Первым был отправлен Будейль ибн Варка’[4] с группой людей из племени Хуза‘а. Они спросили Пророка, что привело его сюда. Посланник Всевышнего ответил, что он пришел посетить Каабу и возвеличить ее святость.

Вернувшиеся к курайшитам переговорщики посвятили их в планы мусульман, сказав: «Воистину, вы поспешили с решением касательно Мухаммада. Воистину, он пришел не для войны, а явился посетить этот Дом». Курайшиты не захотели принять такой ответ и возразили: «Нет же, он пришел, желая войны. Клянемся, он никогда не войдет силой в Мекку — и арабы никогда об этом не будут говорить».

Затем они направили к мусульманам Микраза ибн Хафса[5], и он вернулся с тем же, что и Бадейль. Потом они направили знатного господина из эфиопов аль-Халиса ибн ‘Алькама. Когда посланник Аллаха завидел его, то сказал: «Этот человек из народа, который верит в Бога. Отправьте жертвенных животных ему навстречу, чтобы он их увидел»[6]. Заметив животных, которые спускались со стороны долины, посланец курайшитов вернулся обратно, даже не встретившись с посланником Аллаха. С восхищением он рассказал об увиденном, курайшиты же ответили: «Сядь! Ты один из бедуинов, у тебя нет знаний». Аль-Халис в гневе закричал: «О курайшиты! Клянусь Аллахом, не об этом мы заключили с вами договор, неужто вы будете удерживать от посещения Дома Аллаха того, кто пришел его возвеличить?! Клянусь Тем, в Чьей власти находится душа аль-Халиса, вы оставите Мухаммада и то, с чем он пришел, либо я подниму эфиопов и мы нападем все как один!» Курайшиты ответили: «Успокойся, о Халис, пока мы примем решение, которым ты тоже будешь доволен».

Они направили для переговоров к посланнику Всевышнего ‘Урву ибн Мас‘уда. Тот не желал возвращаться от мусульман и услышать от курайшитов то, что его огорчит. Он сказал: «Курайшиты, я видел, что встретили от вас тех, кого вы направляли до меня, из грубых слов и упреков. Вы мне — как отец, я вам — как сын. Услышав, что вас постигло, я собрал всех, кто подчинился мне из моего рода и пришел вас поддержать». Они ответили: «Ты правдив, мы не можем тебя обвинить в чем-либо».

После он направился к мусульманам. Придя к посланнику Аллаха, он сел возле него и начал разговор: «О Мухаммад, неужто ты собрал людей, чтобы уничтожить свой народ? Воистину, курайшиты вышли с семьями и облачились в шкуры львов, дав клятву, что ты никогда не войдешь в Мекку. Я вижу, что завтра твои люди отступят от тебя». Абу Бакр, находившийся позади Пророка, услышал эти слова и грубо ответил ‘Урве: «Неужто ты думаешь, что мы отступимся от него?» ‘Урва спросил: «Кто это?» Пророк ответил: «Сын Абу Кухафы». ‘Урва сказал: «Если бы не твоя щедрость, в свое время проявленная по отношению ко мне, то я бы тебе ответил тем же. Однако же благое — за благое».

Затем он продолжил свой разговор с Мухаммадом, стараясь коснуться бороды Пророка, будто бы в попытке привлечь внимание к сложности ситуации и тому, что может произойти с его народом. Аль-Мугыра ибн Шу‘ба[7] ударял его по руке каждый раз, как тот пытался это сделать, приговаривая: «Держи свою руку вдали от лица посланника Аллаха, если не хочешь, чтоб она к тебе не вернулась». ‘Урва сказал: «Горе тебе! Как ты груб!» На вопрос, кто этот человек, Посланник ответил с улыбкой: «Сын твоего брата, аль-Мугыра ибн Шу‘ба». ‘Урва произнес: «Что за предательство? Ты же начал подмываться лишь вчера!?»

Посланник ﷺ ответил ‘Урве, пресекая сомнения курайшитов, что желает не войны, а лишь посетить Запретный Дом по примеру других, но не желает, чтобы кто-то преграждал ему дорогу.

‘Урва вернулся к своему народу и поделился впечатлением от увиденного. Призвав их призадуматься, он сказал: «Воистину, я видел многих правителей, но не видел, чтобы люди относились к ним так, как это делают сподвижники Мухаммада. Я видел народ, который никому и ничему его не отдаст»[8].

Опубликовано на основе исключительного авторского права автора книги «Пророк Мухаммад. Жизнеописание лучшего из людей» Ильдара Аляутдинова для umma.ru. Купить книгу вы можете здесь.

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: Ибн Кясир И. Аль-бидая ва ан-нихая. Т. 6. С. 208.

[2] Касва’ — имя верблюдицы Пророка.

[3] См.: Муснад Ахмад. Т. 31. С. 212–213, хадис № 18910.

[4] Будейль ибн Варка’ ибн ‘Амр ибн Раби‘а аль-Хуза‘и — один из представителей курайшитов. Известно, что пророк Мухаммад направил к нему, а также к Бусру ибн Суфьяну послание с призывом принять Ислам. Сын Будейля Нафи‘ ибн Будейль принял Ислам ранее и был убит в Би’р ма‘уне. В день освобождении Мекки Пророк, увидев Будейля, спросил о том, сколько ему лет. Тот ответил: «97». Тогда Посланник произнес ду‘а: «Пусть Аллах прибавит тебе красоту и смуглость». Передается, что Будейль и его второй сын ‘Абдуллах, а также Хаким ибн Хизам приняли Ислам в день освобождения Мекки в месте Марр аз-захран.

[5] Микраз ибн Хафс — один из представителей курайшитов. Его имя упоминается в истории освобождения из плена Сухайля ибн ‘Амра. Микраз ибн Хафс попросил освободить Сухайля взамен на то, чтобы кандалы надели на него самого, пока Сухайль не отправится в Мекку и не предоставит за себя выкуп. Также имя Микраза встречается в истории заключения договора Худайбийи. Передается, что в последующем он принял Ислам и стал сподвижником. Но часть ученых утверждает, что Микраз ибн Хафс остался верен убеждениям джахилии.

[6] См.: Муснад Ахмад. Т. 31. С. 214, хадис № 18910.

[7] Абу ‘Абдуллах аль-Мугыра ибн Шу‘ба ас-Сакафи — сподвижник пророка Мухаммада. Родился в Таифе. Принадлежал к племени Сакыф. Много путешествовал. Принял Ислам в год битвы У рва. Характеризуется как один из умных, проницательных и мудрых арабов. Также его отмечают как смелого, сильного и отважного человека. Ат-Табари передает, что если аль-Мугыра оказывался в какой-то сложной ситуации, то обязательно находил выход из нее. Засвидетельствовал присягу ар-Ридван. Умер в Куфе в возрасте 70 лет.

[8] См.: Ибн Кясир И. Аль-бидая ва ан-нихая. Т. 6. С. 213.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1