Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.
Продолжая путь и не желая вступать в бой, при этом стремясь освободить обряд от угрозы, посланник Всевышнего ﷺ спросил: «Есть ли человек, который поведет нас иным путем, дабы не встретить на пути курайшитов?»[1]
Пришел человек из племени Аслям и повел их труднопроходимой и лишенной растительности дорогой. Мусульманам пришлось преодолеть тяжелый путь, пока они не вышли на легкую тропу возле долины. Здесь мусульмане свернули направо к местечку Худайбийя, что располагалось ниже Мекки. Их маневр не был сокрыт от всадников курайшитов, которые поспешили к Мекке, чтобы преградить дорогу мусульманам и не дать им войти в город.
Пророк ﷺ продолжил выбранный путь, но неожиданно его верблюдица села и больше не желала покидать свое место. Люди удивились ее поведению и сказали, что Касва’[2] упрямится. Пророк ответил: «Это не в ее нраве, ее сдерживает Удерживающий слона перед Меккой. Если курайшиты меня призовут сегодня к некой тактике, прося сохранить родственные связи, то я пойду на это». Затем он призвал всех остановиться там, где села верблюдица[3].
Мусульмане сделали привал, где им было велено, в ожидании завтрашнего дня, когда откроются врата Мекки и они совершат обход вокруг Каабы и ритуальный бег, чтобы затем вернуться обратно выполнившими свой долг. Воистину, они были уверены, что достигнут желаемого, поскольку слышали от Пророка ﷺ много благих вестей о том, что войдут в Запретную мечеть, где обретут безопасность и укоротят свои волосы.
Курайшиты испугались такого скопления людей и намеревались отдалить их от Мекки, чего бы им это ни стоило. Они мыслили узко, думая, что их величие и значимость утратятся в сознании людей, если мусульмане войдут в их город после всех войн. В то же время они осознавали сложность своего положения, если произойдет новая битва — это могло кончится трагедией, уничтожить их полностью.
По этой причине они стали направлять переговорщиков, чтобы договориться с Мухаммадом и найти выход из сложившейся ситуации. Первым был отправлен Будейль ибн Варка’[4] с группой людей из племени Хуза‘а. Они спросили Пророка, что привело его сюда. Посланник Всевышнего ответил, что он пришел посетить Каабу и возвеличить ее святость.
Вернувшиеся к курайшитам переговорщики посвятили их в планы мусульман, сказав: «Воистину, вы поспешили с решением касательно Мухаммада. Воистину, он пришел не для войны, а явился посетить этот Дом». Курайшиты не захотели принять такой ответ и возразили: «Нет же, он пришел, желая войны. Клянемся, он никогда не войдет силой в Мекку — и арабы никогда об этом не будут говорить».
Затем они направили к мусульманам Микраза ибн Хафса[5], и он вернулся с тем же, что и Бадейль. Потом они направили знатного господина из эфиопов аль-Халиса ибн ‘Алькама. Когда посланник Аллаха завидел его, то сказал: «Этот человек из народа, который верит в Бога. Отправьте жертвенных животных ему навстречу, чтобы он их увидел»[6]. Заметив животных, которые спускались со стороны долины, посланец курайшитов вернулся обратно, даже не встретившись с посланником Аллаха. С восхищением он рассказал об увиденном, курайшиты же ответили: «Сядь! Ты один из бедуинов, у тебя нет знаний». Аль-Халис в гневе закричал: «О курайшиты! Клянусь Аллахом, не об этом мы заключили с вами договор, неужто вы будете удерживать от посещения Дома Аллаха того, кто пришел его возвеличить?! Клянусь Тем, в Чьей власти находится душа аль-Халиса, вы оставите Мухаммада и то, с чем он пришел, либо я подниму эфиопов и мы нападем все как один!» Курайшиты ответили: «Успокойся, о Халис, пока мы примем решение, которым ты тоже будешь доволен».
Они направили для переговоров к посланнику Всевышнего ‘Урву ибн Мас‘уда. Тот не желал возвращаться от мусульман и услышать от курайшитов то, что его огорчит. Он сказал: «Курайшиты, я видел, что встретили от вас тех, кого вы направляли до меня, из грубых слов и упреков. Вы мне — как отец, я вам — как сын. Услышав, что вас постигло, я собрал всех, кто подчинился мне из моего рода и пришел вас поддержать». Они ответили: «Ты правдив, мы не можем тебя обвинить в чем-либо».
После он направился к мусульманам. Придя к посланнику Аллаха, он сел возле него и начал разговор: «О Мухаммад, неужто ты собрал людей, чтобы уничтожить свой народ? Воистину, курайшиты вышли с семьями и облачились в шкуры львов, дав клятву, что ты никогда не войдешь в Мекку. Я вижу, что завтра твои люди отступят от тебя». Абу Бакр, находившийся позади Пророка, услышал эти слова и грубо ответил ‘Урве: «Неужто ты думаешь, что мы отступимся от него?» ‘Урва спросил: «Кто это?» Пророк ответил: «Сын Абу Кухафы». ‘Урва сказал: «Если бы не твоя щедрость, в свое время проявленная по отношению ко мне, то я бы тебе ответил тем же. Однако же благое — за благое».
Затем он продолжил свой разговор с Мухаммадом, стараясь коснуться бороды Пророка, будто бы в попытке привлечь внимание к сложности ситуации и тому, что может произойти с его народом. Аль-Мугыра ибн Шу‘ба[7] ударял его по руке каждый раз, как тот пытался это сделать, приговаривая: «Держи свою руку вдали от лица посланника Аллаха, если не хочешь, чтоб она к тебе не вернулась». ‘Урва сказал: «Горе тебе! Как ты груб!» На вопрос, кто этот человек, Посланник ответил с улыбкой: «Сын твоего брата, аль-Мугыра ибн Шу‘ба». ‘Урва произнес: «Что за предательство? Ты же начал подмываться лишь вчера!?»
Посланник ﷺ ответил ‘Урве, пресекая сомнения курайшитов, что желает не войны, а лишь посетить Запретный Дом по примеру других, но не желает, чтобы кто-то преграждал ему дорогу.
‘Урва вернулся к своему народу и поделился впечатлением от увиденного. Призвав их призадуматься, он сказал: «Воистину, я видел многих правителей, но не видел, чтобы люди относились к ним так, как это делают сподвижники Мухаммада. Я видел народ, который никому и ничему его не отдаст»[8].
Опубликовано на основе исключительного авторского права автора книги «Пророк Мухаммад. Жизнеописание лучшего из людей» Ильдара Аляутдинова для umma.ru. Купить книгу вы можете здесь.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Ибн Кясир И. Аль-бидая ва ан-нихая. Т. 6. С. 208.
[2] Касва’ — имя верблюдицы Пророка.
[3] См.: Муснад Ахмад. Т. 31. С. 212–213, хадис № 18910.
[4] Будейль ибн Варка’ ибн ‘Амр ибн Раби‘а аль-Хуза‘и — один из представителей курайшитов. Известно, что пророк Мухаммад направил к нему, а также к Бусру ибн Суфьяну послание с призывом принять Ислам. Сын Будейля Нафи‘ ибн Будейль принял Ислам ранее и был убит в Би’р ма‘уне. В день освобождении Мекки Пророк, увидев Будейля, спросил о том, сколько ему лет. Тот ответил: «97». Тогда Посланник произнес ду‘а: «Пусть Аллах прибавит тебе красоту и смуглость». Передается, что Будейль и его второй сын ‘Абдуллах, а также Хаким ибн Хизам приняли Ислам в день освобождения Мекки в месте Марр аз-захран.
[5] Микраз ибн Хафс — один из представителей курайшитов. Его имя упоминается в истории освобождения из плена Сухайля ибн ‘Амра. Микраз ибн Хафс попросил освободить Сухайля взамен на то, чтобы кандалы надели на него самого, пока Сухайль не отправится в Мекку и не предоставит за себя выкуп. Также имя Микраза встречается в истории заключения договора Худайбийи. Передается, что в последующем он принял Ислам и стал сподвижником. Но часть ученых утверждает, что Микраз ибн Хафс остался верен убеждениям джахилии.
[6] См.: Муснад Ахмад. Т. 31. С. 214, хадис № 18910.
[7] Абу ‘Абдуллах аль-Мугыра ибн Шу‘ба ас-Сакафи — сподвижник пророка Мухаммада. Родился в Таифе. Принадлежал к племени Сакыф. Много путешествовал. Принял Ислам в год битвы У рва. Характеризуется как один из умных, проницательных и мудрых арабов. Также его отмечают как смелого, сильного и отважного человека. Ат-Табари передает, что если аль-Мугыра оказывался в какой-то сложной ситуации, то обязательно находил выход из нее. Засвидетельствовал присягу ар-Ридван. Умер в Куфе в возрасте 70 лет.
[8] См.: Ибн Кясир И. Аль-бидая ва ан-нихая. Т. 6. С. 213.