Аудио версия настоящей статьи:
В месяц Рамазан я нахожусь в Норвегии. Судя по расписанию намаза, время между Фаджром и Магрибом составляет примерно 19 часов. Я молод, и, дай Бог, смогу держать пост по местному времени. Но я не уверен, не отразится ли это на моем здоровье. Можно ли мне держать пост по времени Мекки? Мухтар.
Прочитала на сайте, что можно соблюдать Рамадан по времени Мекки. Это намного легче. Могу ли я воспользоваться этим расписанием, если по местному времени мне сложно соблюдать по состоянию здоровья? Хайят.
Уважаемый Шамиль, не могли бы вы подсказать, кто автор фетвы о том, что при длительной продолжительности дня в некоторых регионах мира можно соблюдать пост, ориентируясь на время Мекки? Екатерина.
Напомню, что пост в месяц Рамадан является обязательным столпом религиозной практики в Исламе [1]. В то же время в Коране не раз говорится о том, что «Аллах (Бог, Господь) желает вам (люди) облегчения и не желает вам трудностей» [2] и, например, «Всевышний не сделал для вас затруднений (стесненности, не создал критического положения) в религии» [3], а также «Не возлагает Аллах (Бог, Господь) на душу [на человека] то, что больше ее [его] сил (возможностей)» [4]. Это же подчеркивается в достоверных хадисах [5]. То есть, как говорят исламские ученые, «мусульманские канонические предписания не ставят целью подвергать верующего мукам, приносить ему затруднения, угнетать» [6]. К тому же жизнь человека и его здоровье первостепенны в Исламе. Подвергать их очевидной опасности недопустимо. В Коране сказано: «Не бросайте себя своими же руками (по собственной воле) в опасность (на погибель)!» [7]; «Не убивайте самих себя! Воистину, Аллах (Бог, Господь) необычайно Милостив к вам» [8]. А потому ученые заключают: «Если человек испытывает невыносимое чувство голода или жажды во время поста и есть серьезные опасения относительно его здоровья, тогда он обязан прекратить пост и восполнить его в последующие после месяца Рамадан дни. В случае очевидного вреда для здоровья или опасности для жизни верующий обязан прервать пост» [9].
Что касается разговения по мекканскому времени, то, например, известный египетский ученый ‘Али Джум‘а, отвечая на вопрос о том, как поститься в тех странах, где дни длиннее обычного и иногда длятся по 19 часов, отвечает: «Учитывая то, что в отдельных государствах дни бывают длинными, далеко выходящими за границы средней продолжительности дня (12 часов), например достигая 19-ти часов, что ведет к серьезному обременению мусульман в вопросе соблюдения поста (создает им невыносимые трудности), мы [10] считаем, что местные общины (имамы, муфтии этих регионов) должны определять для себя усредненное время продолжительности дня, используя (1) расписание поста ближайших местностей, где умеренная продолжительность дня [11], либо (2) ориентируясь по мекканскому или мединскому расписанию, то есть по времени тех местностей, где формировалось мусульманское законодательство (низводилось Священное Писание). (Итак, если человеку на самом деле физически трудно, а это становится очевидным примерно на третий день поста) [12], тогда он может разговляться, например, по мекканскому времени. То есть утренний прием пищи (сухур) — по местному расписанию (когда дни длинные, но имеется четкое разделение день-ночь) [13], а вот вечерний прием (ифтар) — по мекканскому времени» [14].
Что касается молитвы-намаза, то она совершается в обычном порядке по местному расписанию.
Мекканское время указывается только по отношению к Москве или подходит для любого другого города? Разница Мекки с Москвой — 1 час, а с моим городом — 2 часа. Если в моем городе имсак в 3:06 (на 1 августа), а в Мекке в 04:33, то до какого времени нужно завершить сухур? Тимур.
По мекканскому времени происходит только разговение. То есть утренний прием пищи — по местному расписанию, а вот вечерний прием (ифтар) — по мекканскому времени.
Мекканское время является мекканским временем и подходит для любого города планеты Земля как «мекканское время».
Вы пишете: «По мекканскому времени происходит только разговение. То есть утренний прием пищи — по местному расписанию, а вот вечерний прием (ифтар) — по мекканскому времени. Мекканское время является мекканским временем и подходит для любого города планеты Земля как «мекканское время». Правильно ли я понимаю, если ифтар по мекканскому времени в 19:01 (на 2 августа), то я по местному времени в 19:01 могу совершить разговение? Асель.
Все верно.
Пожалуйста, объясните, почему нам в Москве можно поститься по мекканскому времени? Я плохо переношу уразу в этом году, и меня это интересует. Гульнара.
Дни длинные, и на этот счет имеются мнения мусульманских ученых (фетвы), дозволяющие подобное в затруднительной, сложной ситуации. Информацию о мекканском времени поста вы можете найти на нашем сайте umma.ru.
Один мой знакомый живет в Финляндии и хочет держать пост. Однако Магриб [15] в Финляндии начинается чуть ли не после десяти вечера. Принимать пищу нельзя уже после трех утра. Очень сложно и изнурительно держать так долго пост. Что же моему другу делать? Можно ли в этой ситуации не держать пост? Или же можно восполнить пропущенные дни поста заранее, до того, как начнется Рамадан?
Можно поститься по мекканскому либо мединскому времени. Восполнять заранее нельзя, возможно восполнение пропущенного (по уважительной причине) лишь после Рамадана.
В прошлом году я держала пост без перерывов, за исключением дней, когда нельзя поститься. Это был мой первый пост (в прошлом году я приняла Ислам). Пост соблюдала с легкостью, даже при наступлении времени разговения чувствовала, что могла бы еще не есть и не пить какое-то время.
В этом году три дня подряд я проговаривала намерение, держала пост, но к 5 вечера каждый раз у меня возникало предобморочное состояние: темнело в глазах, становилось горячо за ушами, кружилась голова. Мне приходилось прерывать пост, чтобы не потерять сознание, так как находилась еще вне дома. Планирую продолжать попытки держать пост, и все дни, что не могу держать (прерываю), намереваюсь восполнить, иншааллах. Постоянно прошу Господа помочь мне держать пост своевременно.
Что делать в таких ситуациях, как у меня? Нужно ли говорить каждый день намерение и держать пост до предобморочного состояния? Как мне быть?
Чувствую, что мой организм стал слабее. Х., 21 год.
(1) Укрепите организм, предварительно просветив себя в области здоровья [16], отрегулировав питание [17] и делая каждодневную 30-ти минутную гимнастику, проходя 5 километров в день и вообще больше двигаясь. Страх остаться голодным, мучная и жирная пища, а также малоподвижность разрушают человека, серьезно ограничивают его потенциал и препятствуют благополучному соблюдению поста и достижению оздоровительного эффекта. Самодисциплина и победоносный настрой помогают, с Божьего на то благословения, решить любую проблему.
(2) Так как в нашей широте в летний период дни длинны, а тем более если стоит жаркая погода, организму сложно сразу перестроиться. На это уходит около трех дней.
(3) До предобморочного состояния себя доводить не стоит, следует слышать свой организм, но и не омрачать эмоциональное состояние.
Все те дни, что будут пропущены вами по причине слабости, немощности или болезни, восполните в короткие зимние дни один к одному.
Я работаю на пищеблоке в Санкт-Петербурге, здесь солнце заходит очень поздно. Я слышал, есть фетва, где говорится, что проживающим там, где солнце заходит поздно, и занятым на физически тяжелой работе, можно разговляться по мекканскому времени. Это правда или нет?
Это правда. Кстати, у нас на сайте umma.ru указывается начало и конец поста по мекканскому времени.
Сегодня я слышала, что из-за жары разрешается на час раньше разговляться. Это действительно так?
Это неправда.
Я держу пост, но у меня хронический гастрит. Иногда днем у меня возникают острые боли в желудке. В такие дни могу ли я разговляться по мекканскому времени? Это получается примерно на полтора часа раньше московского. Али.
Да, можете.
У меня гастрит, но я хотел бы держать пост. Как мне поступить? Динар.
Питайтесь правильно. Изучите для этого в том числе книгу «Вся правда о еде». Поститесь. Если возникнут явные проблемы, прервете пост и восполните его в короткие зимние дни.
Могу ли я перенести пост на месяцы, следующие за Рамаданом, в связи с тем, что в период священного месяца у меня большая умственная нагрузка в сфере трудовой и научно-исследовательской деятельности — написание диссертации? Шамхал.
Не советовал бы. При выполнении элементарных физических упражнений, способствующих усилению кровотока в мышцах, ваша интеллектуальная активность будет высока на протяжении практически всего дня поста за исключением последних двух-трех часов. На эти часы можете запланировать прогулку или отдых. Держать себя в тонусе вам поможет также дневной сон. Во время разговения мучное и мясное не ешьте. Первым делом пейте черный чай (с сахаром, медом, лимоном или молоком) и ешьте сухофрукты, фрукты, продолжая работу над диссертацией, активно сосредоточившись на ней с момента разговения хотя бы на два часа. Перед сном — салат. Утренний прием пищи — каша, мюсли и орехи.
Моя работа сопряжена с большой физической нагрузкой. Организм требует больше питья и энергии. Сегодня я не смог работать, все время сидел как уставший. Могу ли я завершить свой пост, когда буду в отпуске? Мирлан.
Да, такое возможно. Если невмоготу, то человек переносит соблюдение поста на последующие дни, например на зиму.
Если у меня тяжелый физический труд с 8:00 до 19:00 и шестидневка, могу ли я не соблюдать пост? Ваше мнение очень важно для меня! Жамал.
Все зависит от вашего самочувствия. Если соблюдать пост для вас физически невыносимо (например, когда он длится 17 часов), тогда вы можете перенести его на следующие после Рамадана дни, например на зиму. Но учтите, что для благополучного соблюдения поста важна серьезная вознамеренность, отсутствие страха перед голодом и подвижность в течение дня.
Могу ли я в некоторые дни Рамадана держать пост по мекканскому времени, например когда погода жаркая, а остальные — по московскому? Либо в зависимости от того, будет ли беспокоить желудок и поджелудочная в те или иные дни (у меня хроническая болезнь). Руслан.
Да, вы можете держать пост (разговляться) по мекканскому времени в те дне, когда будете плохо себя чувствовать.
Прочитала на сайте, что можно соблюдать Рамадан по времени Мекки. Это намного легче. Могу ли я воспользоваться этим расписанием, если по местному времени мне сложно соблюдать по состоянию здоровья? Хайят.
Можете. Утренний прием пищи — по местному времени, а разговение — по мекканскому.
Можно ли держать пост по мекканскому времени, если у меня отсутствуют какие-либо заболевания, но в такие длинные и жаркие дни просто физически тяжело продержать день. К концу дня невыносимо пересыхает во рту, слабеет организм, просто обессиливаешь. Руслан.
Советую потерпеть. Пересыхание в горле — это нормально. Рот можете прополоскать водой. Для бодрости примите душ, причем неоднократно. Больше двигайтесь
У нас время поста длится около 17 часов, и если разговляться по мекканскому времени, то это будет очень рано. Не нарушится ли мой пост? Ведь пост — это воздержание от пищи и половых отношений в светлое (!) время суток. Ануар.
Если человек не имеет тяжелых заболеваний, в том числе хронических, но ему физически трудно (а это будет понятно на третий-четвертый день поста), тогда он может разговляться по мекканскому времени, то есть утренний прием пищи — по местному расписанию (когда дни длинные, но имеется четкое разделение день-ночь), а вот вечерний прием (ифтар) — по мекканскому времени.
Если пост соблюдается по мекканскому времени, то по какому времени в эти дни читать намаз? По мекканскому или по местному? Яна.
Молитва-намаз совершается в обычном порядке по местному расписанию. Послабление в вопросе обязательных молитв в летний период — возможность объединить четвертую молитву с пятой, не сокращая. По этому поводу можете прочитать материал «Объединение молитв в затруднительных ситуациях» на нашем сайте.
Я живу в Казахстане, в городе Астане. Утренний намаз во время Рамадана у нас будет начинаться в 3 часа ночи и в течение месяца его начало передвинется до 4:20. Вечерний намаз — в 21:00 и в течение месяца передвинется до 20:20. Время поста составляет около 18 часов. Я хожу в фитнес-зал вечером. Если разговляться по местному времени после вечернего намаза, то я не смогу успевать на тренировки. Могу ли я разговляться по мекканскому времени? Подскажите, как лучше. Максат.
Фитнес-зал посещайте до ифтара, например, за два часа. Занимайтесь на тренажерах, плавайте в бассейне, не перегружая сердце. Такого рода умеренный подход к тренировкам серьезно оздоровит ваше тело и укрепит дух.
Можно ли в Москве держать пост по мекканскому времени? Не будет ли это проявлением слабости? И если можно, скажите, пожалуйста, по какому времени будете держать пост лично вы? Бэла.
Я, слава Богу, здоров, а потому соблюдаю пост от начала зари и до захода солнца в соответствии с московским расписанием.
Если вы хотите определить для себя, что вам больше подходит, тогда внимательно перечитайте материал данной книги «Пост по мекканскому времени».
Многоуважаемый имам Шамиль, можно ли пользоваться мекканским расписанием для совершения намаза в Москве? Дело в том, что ритм жизни в московском регионе не позволяет своевременно совершать намазы. Объединять приходится до пяти намазов. Порой это физически добивает. Вопрос не во времени, а в физической усталости. Регулярно изменяющееся время намаза не способствует привыканию, а скорее вызывает желание отложить до завтра. С.
О совершении намаза по мекканскому времени я никогда не читал, не слышал и полагаю, что канонического основания для этого нет. Вам следует изучить материал «Объединение молитв в затруднительных ситуациях» в моей книге «Мусульманское право 1–2» либо на сайте. В нем описывается одно из возможных решений вашей проблемы.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] «О те, которые уверовали! Пост является для вас таким же обязательным предписанием, как и для тех, кто был до вас. Возможно, вы будете богобоязненными» (Св. Коран, 2:183).
[2] См.: Св. Коран, 2:185.
[3] См.: Св. Коран, 22:78.
[4] См.: Св. Коран, 2:286.
[5] Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал:
(1) «Облегчайте и не усложняйте, радуйте и не вызывайте отвращения, не отталкивайте» Хадис от Анаса; св. х. аль-Бухари, Муслима, Ахмада и ан-Насаи. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 590, хадис № 10010, «сахих»; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]: В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 50, хадис № 69; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]: В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 6. Ч. 12. С. 40–42, хадисы № 6 (1732), 7 (1733), 8 (1734).
(2) «Религия — это легкость. И кто бы ни препирался с нею [проявляя излишнюю щепетильность и чрезмерную строгость, например желая превзойти других проявлением «особой» набожности], проиграет». Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Байхакы. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 261, хадис № 4301, аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2-х ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмийя, 2001. Ч. 1. С. 366, хадис № 1323.
(3) «Проявляющие излишнюю щепетильность и чрезмерную строгость погибнут!» Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. Ахмада, Муслима и Абу Дауда. См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 569, хадис № 9594, «сахих»; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]: В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 8. Ч. 16. С. 220, хадис № (2670) 7.
(4) «Бойтесь чрезмерности в вопросах веры, религии! Воистину, [многие] кто был до вас, погибли именно из-за этого». Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. Ахмада, ан-Насаи, Ибн Маджа и аль-Хакима. См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 174, хадис № 2909, «сахих»; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 328, хадис № 3029, «сахих».
(5) «Погибнут [иссохнут духовно, душевно, психологически] те, кто щепетильны и чрезмерно строги». Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) повторил эти слова трижды». См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 2. С. 398, хадис № 1738, «сахих».
[6] См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия [Современные фетвы]. В 2 т. Каир: ас-Салям, 2010. Т. 2. С. 93.
[7] См.: Св. Коран, 2:195.
[8] См.: Св. Коран, 4:29.
[9] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 3. С. 1701, 1702.
[10] ‘Али Джум‘а является муфтием Египта, а также членом, а порой и руководителем ряда богословских исследовательских комитетов и комиссий Египта, Индии, Америки, а потому отвечает не только от своего имени, но и от имени многих других авторитетных ученых современности.
[11] ‘Али Джум‘а говорит о ближайшем мусульманском государстве. См.: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия. Т. 2. С. 93.
[12] Пояснения в круглых скобках мои. — Ш. А.
[13] Если же верующий живет в той части Земли, где, например, белые ночи, то есть месяц поста попадает именно на то время, когда ночь как таковая вообще отсутствует либо необычайно коротка, тогда он может применять мекканское расписание не только касательно вечернего приема пищи (ифтар), но и утреннего (сухур).
Напомню, что лунный календарь по отношению к солнечному сдвигается в год примерно на 11 дней.
[14] См.: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия. Т. 2. С. 92–94.
[15] Магриб — четвертая обязательная молитва-намаз. С наступлением времени этой молитвы, то есть с заходом солнца, пост завершается.
[16] Советую прочитать: Эккерман Д. Краткая история человеческого тела. 24 часа из жизни тела.
[17] В этом контексте будет интересна книга: Фулертон-Смит Д. Вся правда о еде.