Идрис (араб. إدريس). В христианской культуре именуется Енохом.
В Коране его имя упоминается 2 раза:
«И упомяни [Мухаммад] в Книге [в Коране] Идриса. Воистину, он был правдивейшим пророком [даже незначительная неправда не исходила из его уст]. Подняли Мы [говорит Господь миров] его высоко [вознесли к высоким степеням в мирской обители и в вечной]» (Св. Коран, 19:56, 57).
*
«И [упомяни] Исмаила (Измаила), Идриса и Зуль-Кифля [сына Айюба]. Все они были из числа терпеливых [в покорности Богу и противодействии грехам и преступлениям]. Они были окружены Нашей милостью. Воистину, они праведны (благочестивы, добры, правильны)» (Св. Коран, 21:85, 86).
Кем был пророк Идрис?
Является внуком Шиса и дедом (прадедом) Ноя. Он – первый пророк (набий) после Адама и Шиса, он – первый посланник (расуль) Аллаха (Бога, Господа) после Адама. Получил от Бога тридцать страниц Писания. Некоторые мусульманские ученые заявляли, что пророк Идрис стал первым, кто создал письменность (см. св. х. Ибн Хаббана), а также первым, кто начал шить одежду[1]. Кроме того, имеются сведения, что Идрис является дальним предком пророка Мухаммада[2].
Прожил на земле 82 года. Но Ибн Кутейба, например, говорил, что «Идрис был вознесен ангелом, когда ему было 350 лет»[3]. Имам Ибн Кясир в своей книге о пророках подчеркнул, что немалое количество притч-исраилият о нем не имеют подтвержденной достоверности[4]. Говорят, что на драгоценном камне перстня Божьего посланника Идриса было написано: «Терпение и вера в Бога ведут к успеху»[5].
Высокое положение пророка Идриса
Богословские предположения о том, как правильно понимать коранические слова «Подняли Мы [говорит Господь миров] его высоко»:
1. Достоверно известно, что пророк Мухаммад во вневременном пространстве виделся с пророком Идрисом на четвертом небесном уровне (во время вознесения-ми‘раджа) [6], а это, без сомнений, высокое положение[7].
2. Некоторые говорили о том, что Идрис по велению Господа был вознесен на небеса живым. Однако такие предположения не имеют соответствующей достоверности[8]. Из Корана и Сунны мы хорошо знаем, что только пророк Иисус был вознесен, еще не умерев естественной человеческой смертью (см.: Св. Коран, 4:157, 158).
3. В своде хадисов имама ат-Табари приводится повествование о том, что однажды «Идрис попросил надежного друга из числа ангелов вознести его на небеса. Тот согласился удовлетворить просьбу и стал подниматься вместе с пророком в непостижимую высь. На четвертом небесном уровне они повстречали ангела смерти и спросили: «Скажи, пожалуйста, сколько осталось жить Идрису?» — «А где он?» — уточнил ангел смерти. «Да вот он», — воскликнул друг Идриса. «Удивительно, мне было приказано забрать его душу на четвертом небесном уровне, хотя он [как человек] вроде бы должен быть на земле?!» И забрал душу Идриса».
Известный мухаддис имам аль-‘Аскаляни говорил: «Данное повествование — из числа притчей-исраилият. И только Аллаху известно о степени достоверности этого», то есть упомянутая история не имеет прямых подтверждений в мусульманском богословии[9].
4. Со слов аль-Хасана аль-Басрий приводится, что речь в этом аяте идет о том, что пророк Идрис удостоился райской обители в вечности[10].
Притчи и достоверная информация о пророке Идрисе
В одном мусульманском издании прочитала статью о пророке Идрисе. Там говорится, что «автор рассказывает историю сотворения мира согласно последнему Писанию — Корану». Есть ли вообще в Коране или хотя бы в хадисах данное описание жизни пророка Идриса? В статье сказано: «Всевышний велел ангелу Ризвану показать пророку Рай. Покорно Ризван склонил ветвь райского дерева Туба к земле. Идрис крепко схватился за эту ветвь и поднялся по ней в небеса». Далее пророк наотрез отказался выходить из Рая. «Всевышний оправдал поступок Идриса (мир ему) и велел оставаться навечно в Раю. По сей день Идрис находится на четвертом небе и совершает там служение Всевышнему. Иногда он ходит в Рай, прогуливается там и возвращается обратно».
Откуда берется такая информация? Честно говоря, кажется, что читаешь сказку из «Тысячи и одной ночи». Да простит меня Аллах, если я не права.
Ответ. Многие занимательные, порой мудрые истории из глубокой древности, повествования о том, что было до последнего Пророка, — это притчи-исраилият. Они могут цитироваться (см. далее хадис), когда есть в этом назидательная полезность, но с тем условием, что не вступают в явное противоречие с Кораном и Сунной, кроме того, автор должен упомянуть, что эта информация малодостоверна и относится к исраилият.
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) призывал: «Передавайте (доводите до сведения других) хотя бы один аят[11] из того, что оставлено мною. [И вам не запрещено] цитировать из того, что от детей Исраила[12] [притчи-исраилият[13]], нет греха в этом. Кто же намеренно будет лгать в мой адрес [приписывая мне то, чего я на самом деле не говорил и не делал], тот подготавливает для себя место в Аду»[14].
Если просматривать упоминания об Идрисе в повествованиях пророка Мухаммада, то, например, в своде хадисов имама аль-Бухари имеется «раздел упоминания Идриса (да будет мир над ним)», где приводится один-единственный хадис о вознесении (ми‘радж) пророка Мухаммада и его вневременной встрече с несколькими предыдущими Божьими посланниками, среди которых были Идрис, Моисей, Иисус и Авраам[15].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Об этом говорил Ибн Исхак.
[2] Ибн Кясир И. (700–774 по хиджре). Кысас аль-анбия’ [Истории пророков] – 3-е изд. Мекка: Мактаба ат-талиб аль-джами‘ый, 1988. С. 80; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 8. С. 465.
[3] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 8. С. 463.
[4] Подробнее см.: Ибн Кясир И. Кысас аль-анбия’ [Истории пророков]. Каир: аль-Хадис, [б. г.]. С. 62, 63.
[5] Подробнее см., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 8. С. 464–466.
[6] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 90, хадис № 259–(162).
[7] Ибн Кясир И. Кысас аль-анбия’ [Истории пророков] – 3-е изд. Мекка: Мактаба ат-талиб аль-джами‘ый, 1988. С. 80; Ибн Кясир И.. Кысас аль-анбия’ [Истории пророков]. Каир: аль-Хадис, [б. г.]. С. 62.
[8] Ибн Кясир И. Кысас аль-анбия’ [Истории пророков] – 3-е изд. Мекка: Мактаба ат-талиб аль-джами‘ый, 1988. С. 81.
[9] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 8. С. 462, 463.
[10] Ибн Кясир И. Кысас аль-анбия’ [Истории пророков] – 3-е изд. Мекка: Мактаба ат-талиб аль-джами‘ый, 1988. С. 81.
[11] Слово «аят», упоминаемое в данном хадисе, поясняли как «откровение, чудесное событие, знамение», то есть вся та полезная информация, которая входит в сокровищницу последнего Божьего посланника.
[12] «Дети Исраила» — это потомки Я‘куба (Иакова), сына Исхака (Исаака), внука Ибрахима (Авраама). У Я‘куба было прозвище Исраил. См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 8. С. 614.
Словосочетание «дети Исраила (потомки Я‘куба)» часто встречается в Священном Коране.
[13] Можно перевести как «притчи и мудрые повествования людей Писания».
[14] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 1075, хадис № 3461; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 8. С. 614, хадис № 3461.
[15] Подробнее см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 1028, 1029, хадис № 3342.