Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Пророк Юсуф (Иосиф)

История пророка Юсуфа на основе достоверных фактов.

Юсуф (араб. يوسف) – пророк, который исполнял свою миссию на территории Древнего Египта. Его именем названа 12-я сура Корана. Известен тем, что отличался необычайной красотой и умением толковать сны. Пророк Юсуф после десятилетий трудностей и жизненных испытаний занял почетное место казначея при правителе Египта того времени. В христианской культуре именуется Иосифом. В Коране его имя упоминается 27 раз. В качестве примера можно привести следующие два аята:

1. «Ему (Аврааму) Мы [говорит Господь миров] даровали [сына] Исхака (Исаака) и [внука] Я‘куба (Иакова). Обоих наставили на верный путь [благословили]. Нуха (Ноя) [чьим потомком был Авраам] Мы уже [задолго] до этого повели по верной стезе. Из числа его [то есть Ноя] потомков [наставили на верный путь] Дауда (Давида), Сулеймана (Соломона), Айюба (Иова), Юсуфа (Иосифа) [сына Я‘куба], Мусу (Моисея) и Харуна (Аарона). Подобным образом [давая возможность не только им самим, но и их потомкам последовать верному жизненному пути] Мы воздаем благородным людям [совершающим добро, благодеяния]» (Св. Коран, 6:84);

2. «Таким образом Мы [говорит Господь миров] предоставили Юсуфу (Иосифу) возможности на этой земле, где он может занять любое положение. Наша милость достигает тех, кто желанен Нам. Воздаяние [заслуженное] благодетелями [пред Богом за терпение в преодолении трудностей или за совершение благих поступков] не будет потеряно. [Причинно-следственная связь: что посеешь, то и пожнешь. За добро, терпеливость, настойчивость в благом и праведном Всевышний воздаст сполна, причем много большим и лучшим.]» (Св. Коран, 12:56).

Краткая информация о пророке Юсуфе

Пророк Юсуф был сыном Я‘куба (араб. يعقوب), который тоже был пророком. Всего в их семье было 12 братьев. Из них 10 братьев были от другой жены пророка Я‘куба, а 11-й брат, которого звали Биньямин (Вениамин), был с пророком Юсуфом от одной матери. Из всех братьев лишь Юсуф после многих десятилетий лишений и испытаний был избран Богом в качестве пророка своего времени и места обитания.

Сон пророка Юсуфа

Когда пророк Юсуф был еще маленьким, ему приснился необычный сон. В нем он увидел, что одиннадцать звезд, а также солнце и луна совершают пред ним земной поклон, от чего был в замешательстве. Он поспешил поведать об этом сне своему отцу Я‘кубу. Внимательно выслушав сына, отец понял, что в будущем его ожидает высокое положение, как в мирской жизни, так и в жизни вечной. Зная нрав остальных сыновей и учитывая человеческую зависть, Я‘куб повелел сыну не рассказывать им о сне, поскольку была вероятность причинения ему вреда (см. Св. Коран, 12:4, 5).   

О ревности братьев Юсуфа

Согласно аятам Священного Корана известно, что пророк Я‘куб питал сильную любовь к Юсуфу, а также к его младшему родному брату Биньямину, больше, чем ко всем остальным сыновьям. Это стало причиной того, что сыновья, которые были от другой жены пророка Я‘куба, стали сильно ревновать и испытывать неприязнь к Юсуфу. Они были убеждены, что заслуживают большей любви, чем Юсуф.

Их ревность была настолько сильной, что они даже решили убить Юсуфа. Поступив подобным образом, они полагали, что заслужат большего внимания своего отца и добьются его любви. Они уже было договорились между собой, как один из них предложил поступить иначе. Он предложил не убивать Юсуфа, а бросить в колодец, из которого его достанут проезжающие мимо люди и увезут с собой в другую местность. Такое предложение получило одобрение со стороны братьев (см. Св. Коран, 12:7-10).

Братья бросают Юсуфа в колодец 

После того, как братья Юсуфа договорились бросить его в колодец, им нужно было, чтобы отец отпустил его. Для этого они стали всячески уговаривать отца под предлогом того, что Юсуф, находясь с ними, будет играть и веселиться. Они обещали отцу, что будут пристально следить за ним, охранять от диких животных. Поначалу отец не хотел отпускать Юсуфа, объясняя отказ возможностью нападения на него волков. В итоге им все же удалось уговорить отца, он согласился.     

Как и было упомянуто выше, братьям Юсуфа удалось уговорить отца. Не прошло много времени, как они решили бросить его в колодец. Согласно аятам Священного Корана, в тот момент, когда они бросили Юсуфа в колодец, Аллах (Бог, Господь) внушил ему (дал знать посредством откровения), что придет время, и он напомнит им об этой предательской истории (см. Св. Коран, 12:11-15).

Рубашка Юсуфа в крови ягненка

Бросив Юсуфа в колодец, братья в вечернее время вернулись обратно домой со слезами на глазах. Дома они стали говорить отцу, что все случилось именно так, как он и опасался, а именно: когда они были отвлечены на соревнование между собой, Юсуфа съел волк. Для большей убедительности они показали отцу рубашку Юсуфа, измазанную кровью ягненка, которого они специально для этого и зарезали. Отец знал, что братья испытывали неприязнь к Юсуфу, поэтому сразу же понял, что они лгут, поскольку рубашка, которую они показали ему, не была разорвана, как это должно было произойти в случае нападения волка (см. Св. Коран, 12:16-18).

Пророк Юсуф становится рабом

Находясь в колодце, Юсуф стал ждать помощи от Всевышнего, надеяться на спасение. В один момент мимо колодца проходили некие путники с торговым караваном. Они решили набрать воду из этого колодца. Опустили в колодец ведро, а когда вытащили его, то перед ними предстал Юсуф, который зацепился за ведро и тем самым вылез из колодца. Увидев его, они очень обрадовались, поскольку решили забрать его с собой в качестве раба и продать его вместе с остальным товаром. Этот караван направлялся в Египет, и никто из них даже не подозревал, какая Божественная мудрость кроется в том, чтобы Юсуф под видом раба был доставлен туда и сколько пользы он принесет жителям этой страны (см. Св. Коран, 12:19).  

Согласно аятам Священного Корана, когда караван, в котором находился Юсуф, прибыл в Египет, то его купил один из высокопоставленных людей, который стал его хозяином. Этот человек, по мнению ученых-богословов, занимал в Египте должность казначея. Точной информации о том, как его звали, нет, однако в одном из аятов он обозначается словом «‘азиз» (араб. عزيز), что в переводе может означать «знатный» или «почетный». Купив Юсуфа, он привел его к себе домой и приказал своей супруге хорошо относиться к нему. Таким образом, поселившись в доме этого человека, Юсуф утвердился на земле Египта, поскольку на то время именно в этом доме ему предстояло жить до самого возраста совершеннолетия (см. Св. Коран, 12:21).

Хозяйка дома соблазняет пророка Юсуфа

Юсуф, как уже было упомянуто ранее, обладал необычной красотой, был очень привлекателен. Поэтому, когда он достиг совершеннолетия и окреп, жена его господина стала испытывать к нему сильное влечение и пыталась соблазнить его.

При этом известно, что, согласно аятам Священного Корана, она не просто испытывала к нему влечение, а испытывала крайне сильное и страстное влечение. Поэтому стала предпринимать всяческие попытки, чтобы соблазнить. С этой целью как-то раз она заперла все двери и стала звать Юсуфа к себе со словами «Иди ко мне», как это приводится в Священном Коране. Однако Юсуф, происхождение которого восходит к пророческому роду, по милости Всевышнего устоял перед ее соблазном и некоторыми другими  хитростями (см. Св. Коран, 12:23, 24).

Пророк Юсуф попадает в тюрьму

Пытаясь спастись от того, к чему пыталась склонить женщина, Юсуф устремился к двери, а вслед за ним и она. Пока оба бежали к двери, она порвала рубашку Юсуфа со спины. Подбегая к двери, Юсуф обнаружил стоявшего там ее мужа. В этот момент жена этого человека, желая скрыть свою вину, поспешила обвинить Юсуфа в том, что он хотел совершить в отношении нее неблаговидный поступок и причинить зло. Более того, стала просить, чтобы он заточил Юсуфа в тюрьму либо подверг мучительному страданию.

Услышав слова жены своего господина, Юсуф поспешил сказать, что на самом деле это она пыталась соблазнить его, а он всего лишь спасался от нее бегством. В этот момент один из членов семьи и близких родственников, который выступил в качестве свидетеля, заявил: «Если рубашка Юсуфа разорвана спереди, то она говорит правду, а если разорвана сзади, то Юсуф прав». Когда проверили и оказалось, что рубашка Юсуфа порвана сзади, то господин понял, кто на самом деле говорит правду, а кто лжет, а также понял, что речь в данном случае идет о происках женских козней. Затем он попросил Юсуфа не разглашать о произошедшем другим, а жене повелел покаяться в содеянном дурном поступке (см. Св. Коран, 12:25-29). 

Тут важно отметить, что жители Египта, даже если во времена пророка Юсуфа и поклонялись идолам, то в случае совершения грехов за прощением обращались к Богу, поскольку знали, что только Он карает за их совершение. Такой вывод можно сделать, исходя из того, что господин Юсуфа повелел своей жене покаяться в грехе.  

Женщины очарованы красотой пророка Юсуфа

Знатные женщины в городе каким-то образом узнали о произошедшем с Юсуфом и женой его господина. В этой связи они стали сплетничать и порицать за то, что она влюбилась в совершенно юного молодого человека, который при этом еще имел статус раба в их доме. Жена господина Юсуфа решила доказать им, что влюбилась в него не спроста, что на это имелась веская причина.

С такой целью она пригласила их к себе домой и приготовила для них угощение. В число угощений она решила включить также то, что обычно принято употреблять, используя нож, и раздала каждой из них по острому ножу. Кроме этого, она распорядилась о том, чтобы Юсуф надел лучшую одежду и тем самым выглядел очень красиво. Когда все приглашенные женщины собрались, то она приказала Юсуфу выйти к ним.

Увидев Юсуфа и его необычайную красоту, собравшиеся женщины были в крайнем изумлении, они даже не заметили, как стали резать себе руки ножами. В их глазах Юсуф был настолько красив, что они уподобили его ангелу. Вслед за этим, жена господина Юсуфа сказала присутствующим женщинам: «Это именно тот юноша, из-за которого вы стали порицать меня и сплетничать обо мне!».

Также она дала им знать, что она на самом деле пыталась соблазнить его, но он решительным образом отказался. Кроме того, она заявила, что если и впредь он будет отказываться выполнить ее приказ, то будет заточен в темницу либо станет униженным (см. Св. Коран, 12:30-32).

Несмотря на все угрозы со стороны жены господина, Юсуф продолжал проявлять стойкость и непоколебимость. Более того, в ответ на угрозу заточения в тюрьму, он дал знать, что тюрьма для него предпочтительнее, чем то, к чему она пытается склонить. Главным побуждающим фактором в противостоянии этой женщине было то, что Юсуф боялся Бога, а также осознание им того, что совершение прелюбодеяния, к которому она склоняла его, заканчивается унижением пред Господом (см.  Св. Коран, 12:33).   

Юсуф оказывается в тюрьме

После того, как дело стало набирать большие обороты, было принято решение о том, чтобы заточить Юсуфа в темницу на неопределенный срок, поступив с ним совершенно несправедливо. При этом все понимали, что он абсолютно не виновен. Такое решение было принято с целью сохранить честь семьи, поскольку жители города могли и дальше продолжить сплетничать и обсуждать случившееся. Хозяин решил представить общественности, что на самом деле Юсуф домогался до его жены, чем и заслужил наказание.

В действительности же заточение в темницу было ничем иным, как предписанием Божьим, поскольку оказаться там для Юсуфа было намного безопаснее и лучше, чем продолжать жить в доме своего господина и иметь постоянные взаимоотношения с членами его семьи (см. Св. Коран, 12:34, 35).

Толкование снов двух сокамерников

Как сказано выше, Юсуфу было суждено оказаться в темнице. Вместе с ним там оказались двое юношей, которые попали туда по решению правителя. Познакомившись с Юсуфом, они были крайне удивлены набожности и праведности Юсуфа, а также тому, как много времени он уделяет поклонению Господу. Как-то раз каждый из них ночью увидел ясный сон. Один из них увидел во сне, что выжимает сок из винограда в стакан правителя, а тот выпивает его. Другой увидел во сне, что у него на голове стоят три небольшие корзинки с хлебом, с верхней из которых хищные птицы клюют хлеб.

Сон каждого из них сильно удивил, и они решили обратиться к Юсуфу за толкованием. Тот, особо не затягивая, но в первую очередь наставил их на путь веры в Бога, Одного и Единственного для всех и вся, приводя им убедительные аргументы и побуждая к размышлению. Также он четко дал им знать, что идолы, которым было принято поклоняться в Древнем Египте, никакой пользы не несут, поскольку все в этом мире подчинено воле Единого Творца всего сущего

Сон первого из них он растолковал так: тому предстоит разливать вино своему господину, то есть служить при дворе правителя. А это говорит о том, что он будет помилован и освобожден. Что касается сна второго из них, то он будет в итоге распят, а хищные птицы будут клевать его голову. Также он сообщил им, что то, о чем они поинтересовались у него, утвердилось и обратного пути нет.

Далее Юсуф попросил первого юношу, которого ожидало помилование, напомнить о нем правителю и дать тому знать, что он, Юсуф, несправедливо находится в темнице. Однако, когда юноша вышел на свободу, то забыл об этой просьбе, после чего Юсуфу предстояло провести в темнице еще несколько лет (см. Св. Коран, 12:41, 42).

Странный сон правителя Египта   

Как-то раз правитель Египта увидел очень странный сон: семь тощих коров пожирают семь тучных коров, а также – семь зеленых колосьев и семь высохших. Пытаясь получить толкование сну, правитель обратился к свите, но те сказали, что увиденное просто бессвязные сны, которые не имеют никакого значения. Кроме этого, они также добавили, что в действительности они не владеют достаточными знаниями, чтобы толковать их.

Пророк Юсуфа толкует сон правителя Египта

Когда свита правителя не смогла растолковать сон, юноша, который был вместе с Юсуфом в темнице и оказался помилован, вспомнил о нем, а также о его просьбе упомянуть. Тогда он попросил разрешения и отправился к Юсуфу за помощью. Юсуф, не требуя ничего взамен, стал сразу же растолковывать сон правителя. Согласно толкованию Юсуфа, в Египте ближайшие семь лет будут плодородными, вслед за этим на протяжении следующих семи лет будет стоять засуха, которая спровоцирует голод и нехватку пищи. Также он дал знать, что по истечении семи засушливых лет начнутся обильные дожди, и всего станет в изобилии.

Наряду с толкованием сна, Юсуф дал важную рекомендацию о том, как нужно будет действовать, дабы преодолеть засушливые семь лет, выстроив тем самым жизненно важную стратегию для египетского народа. Так, например, он рекомендовал оставлять пшеницу, которую они получат в течение семи плодородных лет, прямо в колосьях и так отправить ее на хранение, за исключением небольшой части, которая будет использоваться в пищу.

Кроме этого, он дал рекомендацию по уменьшению объемов засевания полей пшеницей, когда наступят засушливые семь лет, поскольку во время засухи получение урожая является маловероятным либо совсем мизерным. Подобное толкование Юсуфа сна правителя явным образом указывало на глубину его знаний и мышления, что в итоге очень сильно привлекло к себе внимание правителя (см. Св. Коран, 12:45-49).

Оправдание пророка Юсуфа

Получив от Юсуфа толкование, правитель был впечатлен глубиной его мышления и широтой познаний. Поэтому он дал приказ доставить его к нему. Однако Юсуф отказался выходить из темницы.  Он прежде всего пожелал, чтобы все люди узнали, что он оказался и очень долго находился там по ложному обвинению. Он попросил посыльного вернуться обратно, и чтобы правитель поинтересовался о том, что стало с теми женщинами, которые как-то раз порезали себе руки.

Целью Юсуфа в данном случае было то, чтобы правитель узнал, что не он на самом деле пытался соблазнить жену своего господина, а она сама предпринимала такие попытки. Правитель согласился выполнить просьбу Юсуфа, и когда стал выяснять и расспрашивать тех женщин, то они признались во всем, и более того, дали знать, что Юсуф не поддавался на соблазн, проявляя целомудрие и набожность. Жене же его господина тоже ничего не оставалось, кроме как признаться в содеянном, а также засвидетельствовать о том, что Юсуф ни в чем не виновен (см. Св. Коран, 12:50-53).

Юсуф становится приближенным правителя Египта

После того, как правитель убедился в том, что Юсуф на самом деле не виновен, он сделал его одним из самых важных и приближенных к нему персон. Кроме этого, он дал Юсуфу знать, что тот станет высокопоставленным государственным служащим, пользующимся полным доверием.

Юсуф, оказавшись в очень выгодной для него ситуации, обратился к правителю с просьбой назначить его управляющим всеми богатствами страны, чтобы благополучно провести народ Египта через годы изобилия и годы смертоносной засухи. Высказывая подобную просьбу, Юсуф также подчеркнул, что он надежный хранитель для богатств страны и обладает необходимыми для этой должности знаниями. Его просьба была удовлетворена (см. Св. Коран, 12:54-57).

Братья Юсуфа прибывают в Египет  

Засуха, о которой предвещал Юсуф, на самом деле наступила и охватила собой не только территорию Египта, но также и некоторые другие страны. Она в том числе постигла и ту местность, на которой проживали братья Юсуфа и их отец. Поэтому, в надежде приобрести что-либо съестное, они прибыли в Египет. К тому времени Юсуф уже располагал большими полномочиями и от его решения многое зависело, в том числе и распределение съестных припасов. Поэтому, прибыв в Египет, его братьям пришлось с ним иметь дело. При этом они не узнали в нем Юсуфа, поскольку даже и подумать не могли, что он мог достичь такого высокого положения. А он их сразу узнал.

Все необходимое они получили. Юсуф удовлетворил потребность своих братьев в еде и снабдил их всем необходимым. Он поинтересовался, есть ли у них еще братья. На что они ответили, что в семье их всего было 12 братьев. Также сообщили, что одного из братьев они потеряли, но у него остался в живых младший родной брат (Биньямин), который остался рядом с их отцом. Выслушав их, Юсуф сказал, чтобы в следующий приезд они привезли с собой и младшего брата, ведь он удовлетворил их нужду, сполна снабдив их необходимой провизией. И он предупредил, что если они не выполнят его просьбу, то он ничего им не даст (см. Св. Коран, 12:58-60).  

Братья Юсуфа понимали, что на сей раз уговорить отца будет не просто, но все же пообещали сделать это. Юсуф в свою очередь тоже понимал, что его просьба может остаться неудовлетворенной и поэтому распорядился о том, чтобы вместе с провизией незаметно положили его братьям и те вещи, которые они привезли с собой в качестве оплаты еды.

Когда они прибыли к себе домой, то сразу же сообщили своему отцу о том, что в Египте впредь им не будут предоставлять провизию, если они в следующий раз не привезут с собой Биньямина, брата Юсуфа. Стали заблаговременно уговаривать его отправить Биньямина с ними в Египет, заверяя, что будут очень хорошо заботиться о нем и беречь его. На подобную просьбу отец отреагировал отказом, напомнив им о том, что случилось прежде с Юсуфом.

Когда братья Юсуфа открыли тюки с провизией, то, к своему удивлению, обнаружили там в том числе и имущество, которое привезли в качестве оплаты. Об этом они сообщили отцу и стали повторно просить его отправить Биньямина, напомнив о том, что в противном случае они не получат запасов еды на предстоящий период. Отец очень не хотел отпускать с ними Биньямина, однако понимал, что другого выхода нет. Многолетняя засуха и голод. Поэтому он согласился, но при условии, что они поклянутся Аллахом (Богом, Господом) в том, что непременно вернутся все вместе или погибнут все вместе. Они сделали, как и просил их отец, и он отпустил Биньямина вместе с ними, уповая на помощь и защиту Бога (см. Св. Коран, 12:61 – 66).

Получив одобрение своего отца, братья вместе с Биньямином через какое-то время повторно отправились в Египет. Перед отправлением туда отец повелел им войти на территорию Египта через разные ворота, а не все вместе через одни. По мнению ученых-богословов, подобное повеление их отца было связано с тем, что он опасался сглаза со стороны других людей: его сыновья обладали красивой внешностью, а это привлекало внимание окружающих. Имеется также мнение других ученых-богословов, согласно которому их отец хотел, чтобы его сыновья оказались в разных местах Египта, в надежде на то, что они найдут какое-либо известие о Юсуфе. Они сделали, как повелел им отец, и когда уже прибыли непосредственно к Юсуфу, то он незаметно для остальных братьев дал знать Биньямину, кто он на самом деле.

Хитрость Юсуфа

Кроме этого, Юсуф, по воле Всевышнего, придумал хитрый способ, при помощи которого решил оставить Биньямина у себя. Суть этой хитрости заключалась в том, что Юсуф приказал слугам незаметно положить среди вещей Биньямина определенный сосуд, используемый в качестве мерила для сыпучих вещей. Этот сосуд, по мнению ученых-богословов, был драгоценным и являлся государственной собственностью. Поэтому его нужно было вернуть обратно. Когда караван отправился в путь, всех братьев задержали, обвинив в краже.

 В ответ на обвинение они стали отрицать и уверять, что ничего подобного не было. Тогда их спросили: «Что, если вы говорите неправду? Каковым будет наказание преступника?». Они ответили, что данный человек получит такое наказание, которое предусмотрено по их законам. На то время по их законам, в отличии от египетских, вор становился рабом владельца украденной вещи. Таким образом, они дали согласие на обыск.

Первым делом Юсуф обыскал сводных братьев, но среди их вещей украденный сосуд, конечно же, не обнаружился. Когда дело дошло до Биньямина, то украденная вещь была обнаружена среди его вещей, как, впрочем, и хотел Юсуф. Братья наблюдали за всем происходящим и, увидев, что украденная вещь находится среди вещей Биньямина, сказали: «Если он и украл эту вещь, то ведь его родной брат (имея в виду Юсуфа) ранее уже совершал подобное».

Так они дали знать, что в поступке Биньямина, если на самом деле он совершил кражу, нет ничего странного и удивительного. Свою реакцию на подобные слова братьев Юсуф был вынужден скрыть, но все же в душе питал сильное порицание.

По поводу того, что конкретно могли иметь в виду братья Юсуфа, утверждая, что он ранее уже совершал воровство, ученые-богословы высказали несколько разных трактовок. Некоторые из них сказали, что речь может идти о том, что как-то раз в юном возрасте Юсуф украл идола своего дедушки по материнской линии и разбил его. Другие высказали мнение, что Юсуф украдкой таскал еду из дома и кормил ею бедняков (см. Св. Коран, 12:67-77).

Они хорошо помнили о том, какие обещания давали отцу, уверяя, что непременно вернут Биньямина обратно. Поэтому они предложили взять кого-либо другого из их числа вместо Биньямина. Юсуф на такое не согласился, сославшись на то, что подобный поступок будет нарушением закона, согласно которому рабом украденной вещи должен стать совершивший воровство, и не кто-либо другой.

Когда братья поняли, что уговаривать Юсуфа бесполезно, самый старший из них напомнил остальным о том обещании, которое они дали своему отцу, и заявил, что не вернется обратно до тех пор, пока отец не позволит сделать это, поскольку их обещание нарушено. Затем он продолжил: «Если отец не поверит, то пускай спросит жителей селения, в котором мы были, а также других караванщиков, с которыми мы были». Отец им, конечно же, не поверил и дал знать, что все сказанное ими не что иное, как очередные происки их душ, он знал, что нрав Биньямина не позволил бы ему совершить воровство. После этого их отец продолжил уповать на Всевышнего, надеясь, что когда-нибудь Он, Господь миров, вернет и Юсуфа, и Биньямина обратно (см. Св. Коран, 12:78-83). 

Отец отвернулся от своих сыновей и, пребывая в глубокой печали, стал вновь вспоминать Юсуфа, поскольку новая боль утраты напомнила ему о прежней боли. Он стал еще больше проливать слезы, отчего на его глазах появилось бельмо. Его сыновья, видя, как терзает себя их отец, стали сильно переживать за него и просить, чтобы он перестал так мучить себя, в противном случае это приведет к крайнему истощению и упадку сил. На это он дал им знать, что на свою сложность и печаль никому из них не жалуется, а ждет помощи и поддержки только от Всевышнего, поскольку твердо верит в то, что сон Юсуфа непременно сбудется. Вслед за этим их отец повелел сыновьям снова отправиться в путь и попытаться разыскать Юсуфа и Биньямина, не теряя надежды на милость Творца. И подчеркнул, что надежду на Божью милость могут терять только безбожники (см. Св. Коран, 12:84-87).

Спустя некоторое время нужда опять заставила братьев прибыть в Египет и обратиться за помощью к Юсуфу. На этот раз при себе они имели небольшое количество денег, которыми могли расплатиться за провизию. Прибыв к Юсуфу, они обратились: «О правитель! Нас настигла беда. У нас мало того, чем бы мы могли расплатиться, но все равно прояви к нам свою щедрость и надели нас провизией, ведь, поистине, Всевышний всегда воздает благом тем, кто совершает благодеяние и жертвует!». Юсуф, увидев, что его браться действительно находятся в тяжелом положении, сжалился над ними. В этот же момент он решил раскрыть им правду о том, кем он на самом деле является.

Он задал им вопрос: «Осознали ли вы то, как поступили с Юсуфом и его братом Биньямином? Ведь вы были невеждами и совершили крайне неприглядный поступок». Этот вопрос сильно удивил их, и они спросили его: «Неужели ты и есть Юсуф?». На что он ответил: «Да. Я Юсуф, а это мой брат Биньямин. Аллах наделил нас большими благами, ведь Он всегда поступает так с теми, кто проявляет богобоязненность и терпение». Осознав всю глубину произошедшего, братья признались в своих грехах и ошибках. Юсуф в свою очередь дал им знать, что не станет ругать и порицать (см. Св. Коран, 12:88-92).  

Юсуф отправляет его рубашку отцу

Через некоторое время братья решили отправиться обратно домой. На этот раз Юсуф приказал им доставить отцу свою рубашку и приложить ее к его лицу и глазам. Кроме этого, он приказал им доставить родителей, а также всех других близких членов семьи к нему в Египет, где они будут проживать в достатке и благоденствии. Когда они еще находились на пути домой, отец почувствовал запах Юсуфа и стал говорить окружающим, но они не придавали этому значения, списывая все на его пожилой возраст.

Спустя какое-то время братья прибыли домой и, выполняя приказ Юсуфа, приложили его рубашку к лицу отца, отчего он прозрел, зрение восстановилось. Это в свою очередь было проявлением чуда, которое свидетельствовало о том, что Юсуф на самом деле является богоизбранным человеком. Получив прозрение, отец напомнил своим сыновьям о том, что ранее говорил им, что знает от Всевышнего то, о чем они не ведают. Сыновья в свою очередь раскаялись пред ним в своих грехах, на что отец дал им знать, что будет просить за них прощения у Всевышнего (см. Св. Коран, 12:93-98).   

Встреча Юсуфа с отцом и всеми родственниками

Как того и просил Юсуф, его братья вернулись в Египет, взяв с собой родителей и близких родственников. Когда они прибыли, Юсуф встретил и поприветствовал их всех. Затем Юсуф предпочел остаться наедине со своими родителями и в этот момент сказал им, что впредь они будут жить в Египте, где для них полное изобилие и лучшие условия. Далее Юсуф решил усадить своих родителей рядом с ним на трон, оказав им тем самым почет и уважение. Но непосредственно перед этим родители и все остальные братья совершили низкий поклон перед Юсуфом, возвеличивая его тем самым и проявляя к нему почет.

Далее Юсуф обратился к своему отцу и сказал: «Папочка! Все произошедшее является толкованием моего сна, который я увидел в детстве. Всевышний сделал этот сон явью и облагодетельствовал меня, наделив огромными благами. Он избавил меня от тюремного заключения. Он привел вас ко мне из пустынной местности, в которой вы проживали, после того как Дьявол посеял раздор между мной и моими братьями. Воистину, Господь милостив к тем, к кому пожелает» (см. Св. Коран, 12:99, 100).

После того, как Юсуф оказался на вершине благоденствия, он стал все больше вспоминать о том, что эта мирская жизнь является временной. Он хорошо понимал, что, достигнув пика благоденствия, на котором оказался, вскоре наступит спад и все это рано или поздно завершится. Поэтому взмолился ко Всевышнему о том, чтобы покинуть в итоге сей бренный мир именно верующим человеком, а после смерти присоединиться к числу богоизбранных людей (см. Св. Коран, 12:101).

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1