Логотип umma.ru и переход на главную страницуУмра и семинар с Шамилем Аляутдиновым
Умра и семинар с Шамилем Аляутдиновым

Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Меню

Текстовая статья

Рекомендации духовного порядка по созданию семьи

Согласно Корану брачный союз между мужчиной и женщиной является одной из важнейших заповедей Творца.

«Аллах (Бог, Господь) из вас же самих [из той же квинтэссенции] сделал для вас представителей противоположного пола, посредством которых [для женщин — мужья; для мужчин — жены] у вас рождаются дети [а затем] и внуки» (см. Св. Коран, 16:72).

В будущей жене или предполагаемом муже необходимо обратить внимание на здоровье, морально-нравственные качества и материальный достаток. Однако самым главным является духовно-религиозная грамотность и благочестие, хотя бы в размере «прожиточного минимума», то есть чтобы духовно не умереть, а это значит быть духовно и морально живым и дееспособным.

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «О молодежь! Кто из вас в состоянии (имеет возможность) жениться, тот пусть женится! Кто не может [на данный момент жениться], тот пусть постится»[1].

Исламские богословы считают, что под «возможностью» подразумеваются физическое и психическое здоровье, моральная готовность, материальный достаток и религиозная грамотность как условия для полноценной семейной жизни[2].

Приведу другое высказывание заключительного Божьего посланника: «Женятся на женщине [девушке, как и выходят замуж за юношей, мужчин], выбирая по четырем [характеристикам]: (1) материальный достаток, (2) знатность происхождения [воспитанность], (3) красота и (4) религиозность (вера). [Но] особое внимание обрати [о юноша или девушка] на религиозность (наличие веры) [у своей избранницы, избранника]! [Если проигнорируешь четвертую характеристику, соблазнившись на одну из первых трех] руки твои покроются пылью (землею) [ты в итоге столкнешься с бедностью, нищетой; будет много проблем, рано или поздно они возникнут]»[3].

В другом хадисе пророк Мухаммад предостерегает: «Не женитесь на девушке (женщине) [только] из-за ее красоты, ибо это может погубить ее; и не женитесь [только] из-за ее богатства, ибо это может сделать ее непокорной. Женитесь на девушке из-за ее религиозности [первоочередно обращая внимание на ее воспитанность и религиозность]!»[4]. То есть главным фактором, побуждающим совершить столь ответственный шаг, каким является женитьба, должно быть не богатство или красота, а именно религиозность будущей супруги, выраженная не столько в арабской лексике и черных одеяниях[5], сколько в наличии основных норм религиозной практики, а также — в делах и поведении.

«У пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) спросили: «Какая женщина наилучшая [наиболее подходящая для женитьбы]?» Он ответил: «Та, при взгляде на которую супруг радуется, которая покорна ему в просьбе (приказе). И если он относится к чему-то отрицательно, то и она с порицанием относится к этому»[6].

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Весь этот [бренный] мир — то, что приобретаемо (чем человек пользуется, наслаждается). Наилучшее же, что можно приобрести в нем, — благочестивая (благонравная) супруга [для юноши, ну а для девушки — благочестивый, любящий и любимый супруг]»[7].

Цели, которые надо достичь при выборе супруга

Две главные цели, которые преследуются при выборе супруги: 1) чтобы она принесла в дом счастье и спокойствие; 2) чтобы она могла воспитать будущих детей в духе высокой морали, религиозной нравственности и богобоязненности.

Качества супруга (супруги)

Исходя из исламских религиозных канонов, можно назвать качества, наличие которых в будущей супруге желательно:

— религиозность;

— способность родить более одного-двух детей[8];

— девственность;

— благородное происхождение (принадлежность к семье, известной своей религиозностью)[9];

— красота;

— наибольшая отдаленность по линии кровного родства.

Безусловно и само собой разумеется, что у мужа все эти качества также должны быть в наличии, причем в большей мере и степени, ведь он в мусульманской семье является тем, кого уважают и за кем следуют. Важно также исходить из того, что будущая супруга станет единственной, в ином случае велика вероятность, что муж не сможет исполнить строжайший коранический завет — проявлять справедливость в отношении всех жен. В Священном Коране сказано:

 

«Женитесь на тех женщинах [из полных семей], что приятны вам (которые вам по душе), — двух, трех или четырех. [Четыре — предельное число, максимум. У одного мужчины одновременно не может быть больше четырех жен.] А если боитесь вы [благоразумно осознаете], что не будете одинаково справедливы [к ним во всем, то есть в достаточном материальном обеспечении, идентичном жилье, равномерном внимании и отношении[10]], то — [только] на одной» (см. Св. Коран, 4:3).

 

Однако, зная Свое творение и желая ему блага в обоих мирах, Господь говорит:

 

«Вы никогда не сможете быть [во всем и полностью, особенно касательно ваших чувств] справедливы к нескольким женам, даже если очень постараетесь» (см. Св. Коран, 4:129).

 

В хадисе также содержится предупреждение: «У кого будут две жены, и он не станет явно одинаково относиться к ним, то в Судный День такой человек предстанет с волочащейся за ним половиной [тела. То есть ему придется отвечать за этот серьезный грех пребыванием в Аду]»[11].

Условия для заключения полигамного брака

Моногамный брак является наиболее соответствующим исламским представлениям о богобоязненности и благочестии[12]. Наличие второй, третьей или четвертой жены — каноническое исключение, которое допускается исламским брачным правом, но имеет ряд условий. Шариат не содержит призывов к полигамии и не считает ее обязательной[13]. Исходя из принципов исламского права (фикха) и исторической практики, правоведы (факихи) определили условия, при которых возможно заключение нового, повторного брака. К ним относятся:

— бесплодие или неспособность первой супруги к деторождению;

— условия военного или послевоенного времени, когда число незамужних женщин и вдов (нуждающихся в обустройстве семейного очага, заботе и уходе) превосходит число мужчин;

— физиологические особенности мужчины, выраженные в излишней сексуальной активности (при условии достаточного материального обеспечения двух или нескольких семей), что может создать почву для прелюбодеяния, которое есть великий грех перед Богом и семьей.

Дуа намеревающегося жениться (выйти замуж)

Существует молитва-ду‘а намеревающегося жениться[14]:

Транскрипция дуа: «Аллаахумма иннакя такдир ва ля акдир ва та‘лям ва ля а‘лям ва антэ ‘алляямуль-гуююб, фа ин ра’айта анна (называется имя девушки) хайрун лии фии диинии ва дунья-я ва аахыратии факдурхаа ли, ва ин кяянэт гайрухаа хайран лии минхаа фии диинии ва дунья-я ва аахырати факдурхаа лии»[15].

Перевод:  «О Господи! Все в силах Твоих, я же не в состоянии что-либо сделать. Ты все знаешь, а я — нет. Ты знаешь все, что скрыто от нас. И если Ты считаешь, что (называется имя девушки) является наилучшей для сохранения моей религиозности и благополучия как в этом, так и в будущем мире, то помоги мне, чтобы она стала моей женой. А если другая является наилучшей для сохранения моей религиозности и благополучия в обоих мирах, то помоги мне, чтобы другая стала моей женой»[16].

Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Если кто-то из вас женится, то пусть скажет:

Транскрипция дуа: «Аллаахумма инни ас’элюкя хайрахаа ва хайра маа джабальтахаа ‘аляйхи ва а‘уузу бикя мин шаррихаа ва шарри маа джабальтахаа ‘аляйхь»[17].

Перевод:  «Господи, прошу у Тебя блага ее [невесты] и лучшего из того, ради чего Ты сотворил ее [пусть оно проявится в нашей совместной семейной жизни]. И прошу у Тебя защиты от зла ее и зла, [возможно] заложенного при сотворении ее [пусть это не нанесет вреда счастью нашей с нею семейной жизни]».

Молитвы с такого рода смыслами на любом языке может проговаривать и девушка касательно своего жениха. Абу Хурайра передает: «Когда пророк Мухаммад поздравлял новобрачных, он говорил: «Бааракял-лааху лякь, ва бааракял-лааху ‘аляйкь, ва джама‘а байнакумаа фии хайр». 

Перевод: «Пусть Аллах (Бог, Господь) ниспошлет вам во всем Божью благодать (даст вам Свое благословение) и объединит вас в благом»[18].

Ответы на вопросы на тему выбора мужа (жены)

Может ли незамужняя девушка знакомить сестер с братьями по вере только для вступления в брак?

Может, тем более в реалиях России, где очень сложно найти верующего спутника или спутницу жизни. Общение между мужчинами и женщинами, юношами и девушками возможно «в необходимых ситуациях просто как с людьми».

Каноническое предостережение вступает в силу, когда общение становится «общением между противоположными полами». Желающие жениться или выйти замуж могут общаться и смотреть друг на друга как представители разных полов, но как только они понимают, что в данном знакомстве нет перспектив брачного союза, им необходимо намекнуть об этом друг другу и прекратить общение, чтобы не перейти границы греха и в то же время дать другим возможность познакомиться с намерением женитьбы или замужества.

Есть хадис, что при выборе жены нужно смотреть на ее богобоязненность, красоту, знатность. А что делать молодой девушке, которая имеет врожденный (либо оставшийся после аварии) внешний физический недостаток. Это отталкивает парней.

«Мы часто видим, что мужчина кое-какой, а женщина превосходная. Это значит, мы не знаем скрытого достоинства этого мужчины, оцененного женщиной: это любовь избирательная, и, вероятно, это-то и есть настоящая любовь» (М. Пришвин). То же самое и наоборот.

И еще вам на заметку. Есть люди в чем-то некрасивые внешне, но привлекающие своей энергетикой, чувством юмора, уверенностью, умением себя вести, элегантно одеться, красноречиво говорить, к таким людям обычно тянутся. Но не пытайтесь выдавить из себя все эти качества, просто будьте самой собой, не комплексуйте из-за физического недостатка, меньше обращайте на него внимания[19]. Когда забудете о нем, откроются другие, хорошие стороны вашего тела, души, натуры. Развивайте свои достоинства, а они у вас есть, и многие из них еще не раскрыты. Нужный человек обязательно найдется, и он полюбит вас такой, какая вы есть. Но первым делом вы сами должны полюбить себя и всей душой возблагодарить Всевышнего за то, что имеете.

Я родилась с недостатком на теле. Врачи мне помогли, я уже сделала операцию, но кое-что осталось заметным! Теперь нужно думать о будущем, я должна когда-нибудь выйти замуж. И я боюсь сделать этот шаг, не знаю, как отреагирует будущий муж. Если он не поймет мою беду, я сгорю от стыда! Я не смогу жить! Я буду всегда думать, что не такая, как все. Как мне с этим жить? Адиля, 20 лет.

Вы говорите, что не такая, как все, а ведь каждый из нас не такой, как все остальные, в каждом — свой набор плюсов и минусов, достоинств и недостатков, прекрасного и ужасного. Мы живем в определенных взаимодействующих между собою пропорциях плохого и хорошего. Подавленность в душевных состояниях и растерянность периодически посещают даже очень здоровых людей, не думайте, что вы одна такая. Состояние души, диалог с самим собою, устранение страхов и работа над тем, что имеем (душа, тело, интеллект), помогают организовать себя и снять противоречия. Системный труд над имеющимся и внимательный подход к учебе, работе — это, думаю, одно из главных направлений вложения ваших жизненных сил на данном этапе. Предложение о замужестве появится вдруг, если не будете его бояться либо страстно ожидать[20].

В раннем детстве я перенесла операции, после которых не могу иметь детей. Была замужем три года. Хотя муж узнал о моих проблемах еще до свадьбы, он не смог удержаться, хотелось полноценной семьи, и мы развелись. Вот уже десять лет я не замужем. С каждым годом отчаяние все больше возрастает. Хочется крепкой, здоровой семьи и детишек. Надежда, что встретится человек, который сможет понять меня, тает. Сможет ли когда-нибудь мужчина-мусульманин принять меня такой, какая я есть? Обманывать не могу и не хочу. Может, усыновить и растить детей одной? Как принять правильное решение? Динара, 33 года.

Следует не исключать возможность найти подходящего спутника жизни, ведь у многих есть печальный опыт прошлого и желание найти понимающего человека. Вы также можете усыновить ребенка. Но, предполагаю, главным является то, чтобы вы не мучили себя мыслями о плохом, а поддерживали позитивный настрой, чтобы не иссыхали, а цвели, работая над собою в духовном плане и физическом (спорт, здоровый образ жизни). Профессиональные навыки, карьера также, думаю, помогут вам поддерживать дух и положительный взгляд на жизнь.

Должна ли девушка говорить парню, который хочет на ней жениться, о каких-то своих увечьях, например если у нее искривление позвоночника? Нужно ли его о чем-то таком предупреждать с точки зрения религии?

Скажите, пожалуйста, необходимо ли сообщать (девушке, молодому человеку) о наличии каких-либо значительных физических недостатков (шрамы и т. д.) до свадьбы?

О том, что у вас искривление позвоночника, можно и не говорить[21]. Необходимо оповестить жениха (невесту) в том случае, когда есть препятствия для создания полноценной семьи. Нет такой канонической необходимости, кроме случая, когда это однозначно повлечет за собой невозможность выполнения той или иной супружеской обязанности.

У меня слабое сердце и врачи не советуют беременеть. Сейчас меня хотят сватать. Скажите, пожалуйста, следует ли мне сообщать им об этом?

Способность родить и вырастить ребенка (или нескольких) — одна из важнейших функций родителей, но не ценой искалеченного здоровья одного из них. Безусловно, будущий супруг должен знать о состоянии вашего здоровья. Сокрыв это, вы можете попасть в очень неприятную ситуацию, когда об этом станет известно после бракосочетания. Брак и рождение детей — это нормальное, закономерное продолжение жизни. В браке супруги становятся единым целым, в котором нет скрываемых тем и вопросов, особенно когда это касается здоровья и жизни. Все должно быть естественно, честно и по обоюдному согласию супругов.

Для полной уверенности проконсультируйтесь и обследуйтесь у других квалифицированных врачей. Возможно, что в первый раз вам поставили неточный диагноз. Но если и другие специалисты подтвердят нежелательность беременности, то в обязательном порядке, до начала каких-либо брачных мероприятий проинформируйте об этом человека, желающего на вас жениться, или представителей жениха. Если мужчина питает к вам действительно искренние чувства, то он не станет оставлять вас наедине с предполагаемыми трудностями и сложностями, а наоборот, будет полон надежды на благополучный исход по милости Творца.

Кстати, я знаю людей, которым в 30 лет ставили страшные диагнозы, в том числе и по части сердечной недостаточности. Им тяжело было даже ходить. Они, понимая, что надеяться можно только на себя и Бога, изучили свое заболевание, изменили питание, стиль и образ жизни, дисциплинированно занимались спортом и даже в 60 (!) лет сохраняли отличную физическую форму, имели и имеют много детей. Возможности человеческого организма огромны, но следует включать мозг и много и неустанно трудиться. Под лежачий камень вода не течет.

Я собираюсь жениться. Моя избранница этническая мусульманка. Она верит в Бога и заключительного Его посланника (мир ему), хочет научиться читать намаз, и меня это безумно радует. Я осознаю, что, если мы будем жить вместе, она постепенно последует моему образу жизни (не пить, не курить, не прелюбодействовать, не сквернословить) и будет соблюдать религиозную практику. Но сейчас она заявляет, что не собирается покрывать свое тело, и даже не может понять, что носить брюки женщине не подобает. Я пытаюсь объяснить ей: без религиозной практики Господь не изменит ее сердце. Ведь для того, чтобы понять вкус яблока, надо его надкусить. После таких бесед у меня появляется чувство неуверенности. Мне кажется, что ее мировоззрение и взгляд на жизнь не изменятся. Она видит красоту в прозрачных кофточках, декольте и т. д. Я несколько раз делал Истихару, прося помощи у Всевышнего в вынесении верного и окончательного решения, но так и не понял своего сердца.

В общем, в ней есть все, кроме религиозной практики. А это, согласно хадису, — основа! Как мне поступить? Радик.

«Носить брюки женщине не подобает» — в этом вы не правы. Необлегающие брюки женского покроя женщина может носить.

 Как поступить именно вам? Думаю, найти другую, как бы эти декольте и прозрачные кофточки вас ни соблазняли на «авось изменится». Есть немало девушек, современно и красиво придерживающихся норм религиозной практики в стиле одежды, которые нуждаются в надежном и верном спутнике жизни, каковым вы, надеюсь, и можете стать.

Я совсем наших парней-мусульман не понимаю. Одни говорят, что жена должна сидеть дома и не работать. Некоторые вообще утверждают, будто лучше не жениться на тех, которые имеют высшее образование, потому что они стабильно будут капать на мозги: типа училась столько лет, а теперь сижу дома и все такое. Другие, наоборот, не хотят, чтобы жена сидела на шее мужа. Ну почему бы им не спросить девушку, чего она сама хочет? Заира, 22 года.

Вы намекните, побудите, и они спросят.

На сегодняшний день для сестер-мусульманок очень актуален такой вопрос, как поиск второй половинки. Так как наши родители в большинстве случаев не придерживаются столпов Ислама, не знают мусульманских канонов, то вопрос о поиске супруга возлагается только на нас самих.

После одной встречи с братом-мусульманином очень сложно судить о человеке. Но наша религия ограничивает свободное общение с противоположным полом. Зачастую сестры выходят замуж, даже не зная хорошо своего избранника. Родители в этом вопросе не могут помочь. В итоге большинство разочаровываются. Что вы можете посоветовать, учитывая реалии современного мира.

Прочитайте книгу С. Уэлч «10-10-10».

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Подписывайтесь на наш канал в YouTube

Подписывайтесь на нашу группу в Vkontakte

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1632, хадис № 5065; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 10. С. 133, хадис № 5065; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1997. Т. 9. С. 335, хадис № 4026, «сахих».

[2] Исламское право не называет точного возраста вступления в брак. Брачный возраст подразумевает достижение половой зрелости. К примеру, современный Кодекс канонического права Римско-католической Церкви определяет брачный возраст для мужчин 16 лет, для женщин — 14 лет (канон 1083, 1). В регионах, где половая зрелость наступает раньше, Церковь разрешает браки и в более раннем возрасте. (См.: Codex Iuris Canonici. Tit. VIII. Cap. III. De impedimentis dirimentibus in specie. — Civitas Vaticana, 1983.) Православные Церкви исходили из установленного Кодексом императора Юстиниана брачного возраста: для мужчин — 14 лет, для женщин — 12. В настоящее время в церковной практике, как правило, исходят из возрастной границы, установленной для брака в гражданском законодательстве.

[3] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда, ан-Насаи и Ибн Маджа. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1639, хадис № 5090; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 11. С. 163, хадис № 5090 и пояснение к нему; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 202, хадис № 3372, «сахих»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 285, хадис № 5/365 и пояснение к нему.

[4] Хадис от ‘Абдуллы ибн ‘Умара; св. х. Ибн Маджа, аль-Барраза, аль-Байхакы. Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 202, хадис № 1859, «да‘иф». Ср.: «Кто найдет добродетельную жену? Цена ее выше жемчугов. Уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка. <…> Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы» (Притч. 31:10, 11, 30).

[5] А ведь, к сожалению, именно внешние атрибуты стереотипно воспринимаются людьми как главный отличительный признак глубокой религиозности и набожности.

[6] Хадис от Абу Хурайры; св. х. ан-Насаи, Ахмада. См., например: ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 342, хадис № 3231, «хасан сахих». Вышеприведенным хадисам созвучны наставления апостола Петра христианским женам: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином; вы — дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха» (1Пет. 3:3–6).

[7] Хадис от Ибн ‘Амра; св. х. Ахмада, Муслима и ан-Насаи. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 260, хадис № 4279, «сахих»; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 585, хадис № 64–(1467); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 5. Ч. 10. С. 56, хадис № 64–(1467); ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 342, хадис № 3232, «сахих».

[8] Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) советовал: «Женитесь на [женщинах] преданных [мужу] (любящих вас, симпатичных для вас и приветливых) и тех, что смогут родить много детей [плодовитых]! Поистине, я буду гордиться многочисленностью вашей в Судный День». См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 234, хадис № 2050, «хасан сахих»; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям [Пути мира]. В 4 т. Каир: аль-Хадис, 1994. Т. 3. С. 162, хадис № 912; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа) [Пути мира (издание перепроверенное, с уточнением достоверности хадисов)]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1998. Т. 3. С. 1300, хадис № 3/912.

[9] Ср.: «Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота» (Притч. 22:1).

[10] Хотя сердечные чувства вы все равно не сможете поделить поровну между своими женами.

[11] Хадис от Абу Хурайры; приведен в четырех из шести сводов хадисов и в св. х. Ахмада. См., например: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. С. 213, хадис № 1969, «сахих».

[12] К сведению, пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) был женат лишь на одной женщине на протяжении двадцати пяти лет. На момент женитьбы Мухаммаду было 25 лет, а Хадидже — 40. Они прожили двадцать пять лет нелегкой, особенно после начала пророческой миссии, но очень счастливой супружеской жизни. В возрасте 65 лет Хадиджа скончалась. Пророк остался один с детьми. См.: ас-Салихий М. Китаб азвадж ан-набий [Книга о женах Пророка]. Дамаск: Ибн Кясир, 2001. С. 84; аль-Истанбули М. и аш-Шаляби М. Ниса’ хавля расуль [Женщины, которые были рядом с Пророком]. Дамаск: Ибн Кясир, 2001. С. 49–52; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 9. С. 168.

[13] См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир [Освещающий тафсир]. В 17 т. Дамаск: аль-Фикр, 2003. Т. 2. С. 567, 575–577.

[14] Она не обязательна для проговаривания, но кому-то может помочь.

[15] См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 182, хадис № 1538, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 169, хадис № 479, «хасан сахих».

[16] Подобную по смыслу молитву может читать и невеста относительно своего жениха на любом языке. [17] См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 245, хадис № 2160, «хасан».

[18] См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 242, хадис № 2130, «сахих».

[19] Кстати, возможно, что путем серьезных регулярных физических нагрузок этот изъян удастся исправить и тем самым доказать себе, что вы — человек, который на многое способен. Это придаст вам уверенности, зарядит оптимизмом и повысит самооценку.

[20] Советую вам прочитать книгу: Бен-Шахар Т. Научиться быть счастливым.

[21] Тем более что это можно и нужно исправить, получив хорошую консультацию и почитав соответствующую литературу, после чего вы подберете себе комплекс упражнений, которые помогут вам накачать необходимые мышцы и ежедневно поддерживать их в хорошем тонусе. Высококлассный специалист по позвоночнику поможет вам поставить на место позвонки, а накачанные мышцы спины, живота (внутренние мышцы) все выровняют, закрепят осанку и навсегда решат проблему, если вы каждодневно будете уделять им 30 минут своего времени. Пола и турника вам для этого будет достаточно. Ну и, конечно же, должно присутствовать сильное желание, упорство и самодисциплина. Хорошо сказал философ бизнеса Джим Рон: «В жизни есть две самых сильных боли: боль дисциплины и боль сожаления».

Семья

Женитьба

Замужество

Брак

Смотрите также

Аят дня

Хадис дня

74:6

И не совершай благодеяния [не делись с другими, будто проявляя щедрость и доброту, но на самом деле] желая получить взамен большее. [Если совершаешь добрый поступок, то делай это бескорыстно, пред Богом, не ожидая получить от людей что-то, а особенно большее, взамен.] (Св. Коран, 74:6).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
Семинар в Алматы

Новые материалы

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic