Согласно Корану брачный союз между мужчиной и женщиной является одной из важнейших заповедей Творца.
В будущей жене или предполагаемом муже необходимо обратить внимание на здоровье, морально-нравственные качества и материальный достаток. Однако самым главным является духовно-религиозная грамотность и благочестие, хотя бы в размере «прожиточного минимума», то есть чтобы духовно не умереть, а это значит быть духовно и морально живым и дееспособным.
Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «О молодежь! Кто из вас в состоянии (имеет возможность) жениться, тот пусть женится! Кто не может [на данный момент жениться], тот пусть постится»[1].
Исламские богословы считают, что под «возможностью» подразумеваются физическое и психическое здоровье, моральная готовность, материальный достаток и религиозная грамотность как условия для полноценной семейной жизни[2].
Приведу другое высказывание заключительного Божьего посланника: «Женятся на женщине [девушке, как и выходят замуж за юношей, мужчин], выбирая по четырем [характеристикам]: (1) материальный достаток, (2) знатность происхождения [воспитанность], (3) красота и (4) религиозность (вера). [Но] особое внимание обрати [о юноша или девушка] на религиозность (наличие веры) [у своей избранницы, избранника]! [Если проигнорируешь четвертую характеристику, соблазнившись на одну из первых трех] руки твои покроются пылью (землею) [ты в итоге столкнешься с бедностью, нищетой; будет много проблем, рано или поздно они возникнут]»[3].
В другом хадисе пророк Мухаммад предостерегает: «Не женитесь на девушке (женщине) [только] из-за ее красоты, ибо это может погубить ее; и не женитесь [только] из-за ее богатства, ибо это может сделать ее непокорной. Женитесь на девушке из-за ее религиозности [первоочередно обращая внимание на ее воспитанность и религиозность]!»[4]. То есть главным фактором, побуждающим совершить столь ответственный шаг, каким является женитьба, должно быть не богатство или красота, а именно религиозность будущей супруги, выраженная не столько в арабской лексике и черных одеяниях[5], сколько в наличии основных норм религиозной практики, а также — в делах и поведении.
«У пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) спросили: «Какая женщина наилучшая [наиболее подходящая для женитьбы]?» Он ответил: «Та, при взгляде на которую супруг радуется, которая покорна ему в просьбе (приказе). И если он относится к чему-то отрицательно, то и она с порицанием относится к этому»[6].
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Весь этот [бренный] мир — то, что приобретаемо (чем человек пользуется, наслаждается). Наилучшее же, что можно приобрести в нем, — благочестивая (благонравная) супруга [для юноши, ну а для девушки — благочестивый, любящий и любимый супруг]»[7].
Цели, которые надо достичь при выборе супруга
Две главные цели, которые преследуются при выборе супруги: 1) чтобы она принесла в дом счастье и спокойствие; 2) чтобы она могла воспитать будущих детей в духе высокой морали, религиозной нравственности и богобоязненности.
Качества супруга (супруги)
Исходя из исламских религиозных канонов, можно назвать качества, наличие которых в будущей супруге желательно:
— религиозность;
— способность родить более одного-двух детей[8];
— девственность;
— благородное происхождение (принадлежность к семье, известной своей религиозностью)[9];
— красота;
— наибольшая отдаленность по линии кровного родства.
Безусловно и само собой разумеется, что у мужа все эти качества также должны быть в наличии, причем в большей мере и степени, ведь он в мусульманской семье является тем, кого уважают и за кем следуют. Важно также исходить из того, что будущая супруга станет единственной, в ином случае велика вероятность, что муж не сможет исполнить строжайший коранический завет — проявлять справедливость в отношении всех жен. В Священном Коране сказано:
Однако, зная Свое творение и желая ему блага в обоих мирах, Господь говорит:
В хадисе также содержится предупреждение: «У кого будут две жены, и он не станет явно одинаково относиться к ним, то в Судный День такой человек предстанет с волочащейся за ним половиной [тела. То есть ему придется отвечать за этот серьезный грех пребыванием в Аду]»[11].
Условия для заключения полигамного брака
Моногамный брак является наиболее соответствующим исламским представлениям о богобоязненности и благочестии[12]. Наличие второй, третьей или четвертой жены — каноническое исключение, которое допускается исламским брачным правом, но имеет ряд условий. Шариат не содержит призывов к полигамии и не считает ее обязательной[13]. Исходя из принципов исламского права (фикха) и исторической практики, правоведы (факихи) определили условия, при которых возможно заключение нового, повторного брака. К ним относятся:
— бесплодие или неспособность первой супруги к деторождению;
— условия военного или послевоенного времени, когда число незамужних женщин и вдов (нуждающихся в обустройстве семейного очага, заботе и уходе) превосходит число мужчин;
— физиологические особенности мужчины, выраженные в излишней сексуальной активности (при условии достаточного материального обеспечения двух или нескольких семей), что может создать почву для прелюбодеяния, которое есть великий грех перед Богом и семьей.
Дуа намеревающегося жениться (выйти замуж)
Существует молитва-ду‘а намеревающегося жениться[14]:
Транскрипция дуа: «Аллаахумма иннакя такдир ва ля акдир ва та‘лям ва ля а‘лям ва антэ ‘алляямуль-гуююб, фа ин ра’айта анна (называется имя девушки) хайрун лии фии диинии ва дунья-я ва аахыратии факдурхаа ли, ва ин кяянэт гайрухаа хайран лии минхаа фии диинии ва дунья-я ва аахырати факдурхаа лии»[15].
Перевод: «О Господи! Все в силах Твоих, я же не в состоянии что-либо сделать. Ты все знаешь, а я — нет. Ты знаешь все, что скрыто от нас. И если Ты считаешь, что (называется имя девушки) является наилучшей для сохранения моей религиозности и благополучия как в этом, так и в будущем мире, то помоги мне, чтобы она стала моей женой. А если другая является наилучшей для сохранения моей религиозности и благополучия в обоих мирах, то помоги мне, чтобы другая стала моей женой»[16].
Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Если кто-то из вас женится, то пусть скажет:
Транскрипция дуа: «Аллаахумма инни ас’элюкя хайрахаа ва хайра маа джабальтахаа ‘аляйхи ва а‘уузу бикя мин шаррихаа ва шарри маа джабальтахаа ‘аляйхь»[17].
Перевод: «Господи, прошу у Тебя блага ее [невесты] и лучшего из того, ради чего Ты сотворил ее [пусть оно проявится в нашей совместной семейной жизни]. И прошу у Тебя защиты от зла ее и зла, [возможно] заложенного при сотворении ее [пусть это не нанесет вреда счастью нашей с нею семейной жизни]».
Молитвы с такого рода смыслами на любом языке может проговаривать и девушка касательно своего жениха. Абу Хурайра передает: «Когда пророк Мухаммад поздравлял новобрачных, он говорил: «Бааракял-лааху лякь, ва бааракял-лааху ‘аляйкь, ва джама‘а байнакумаа фии хайр».
Перевод: «Пусть Аллах (Бог, Господь) ниспошлет вам во всем Божью благодать (даст вам Свое благословение) и объединит вас в благом»[18].
Ответы на вопросы на тему выбора мужа (жены)
Может ли незамужняя девушка знакомить сестер с братьями по вере только для вступления в брак?
Может, тем более в реалиях России, где очень сложно найти верующего спутника или спутницу жизни. Общение между мужчинами и женщинами, юношами и девушками возможно «в необходимых ситуациях просто как с людьми».
Каноническое предостережение вступает в силу, когда общение становится «общением между противоположными полами». Желающие жениться или выйти замуж могут общаться и смотреть друг на друга как представители разных полов, но как только они понимают, что в данном знакомстве нет перспектив брачного союза, им необходимо намекнуть об этом друг другу и прекратить общение, чтобы не перейти границы греха и в то же время дать другим возможность познакомиться с намерением женитьбы или замужества.
Есть хадис, что при выборе жены нужно смотреть на ее богобоязненность, красоту, знатность. А что делать молодой девушке, которая имеет врожденный (либо оставшийся после аварии) внешний физический недостаток. Это отталкивает парней.
«Мы часто видим, что мужчина кое-какой, а женщина превосходная. Это значит, мы не знаем скрытого достоинства этого мужчины, оцененного женщиной: это любовь избирательная, и, вероятно, это-то и есть настоящая любовь» (М. Пришвин). То же самое и наоборот.
И еще вам на заметку. Есть люди в чем-то некрасивые внешне, но привлекающие своей энергетикой, чувством юмора, уверенностью, умением себя вести, элегантно одеться, красноречиво говорить, к таким людям обычно тянутся. Но не пытайтесь выдавить из себя все эти качества, просто будьте самой собой, не комплексуйте из-за физического недостатка, меньше обращайте на него внимания[19]. Когда забудете о нем, откроются другие, хорошие стороны вашего тела, души, натуры. Развивайте свои достоинства, а они у вас есть, и многие из них еще не раскрыты. Нужный человек обязательно найдется, и он полюбит вас такой, какая вы есть. Но первым делом вы сами должны полюбить себя и всей душой возблагодарить Всевышнего за то, что имеете.
Я родилась с недостатком на теле. Врачи мне помогли, я уже сделала операцию, но кое-что осталось заметным! Теперь нужно думать о будущем, я должна когда-нибудь выйти замуж. И я боюсь сделать этот шаг, не знаю, как отреагирует будущий муж. Если он не поймет мою беду, я сгорю от стыда! Я не смогу жить! Я буду всегда думать, что не такая, как все. Как мне с этим жить? Адиля, 20 лет.
Вы говорите, что не такая, как все, а ведь каждый из нас не такой, как все остальные, в каждом — свой набор плюсов и минусов, достоинств и недостатков, прекрасного и ужасного. Мы живем в определенных взаимодействующих между собою пропорциях плохого и хорошего. Подавленность в душевных состояниях и растерянность периодически посещают даже очень здоровых людей, не думайте, что вы одна такая. Состояние души, диалог с самим собою, устранение страхов и работа над тем, что имеем (душа, тело, интеллект), помогают организовать себя и снять противоречия. Системный труд над имеющимся и внимательный подход к учебе, работе — это, думаю, одно из главных направлений вложения ваших жизненных сил на данном этапе. Предложение о замужестве появится вдруг, если не будете его бояться либо страстно ожидать[20].
В раннем детстве я перенесла операции, после которых не могу иметь детей. Была замужем три года. Хотя муж узнал о моих проблемах еще до свадьбы, он не смог удержаться, хотелось полноценной семьи, и мы развелись. Вот уже десять лет я не замужем. С каждым годом отчаяние все больше возрастает. Хочется крепкой, здоровой семьи и детишек. Надежда, что встретится человек, который сможет понять меня, тает. Сможет ли когда-нибудь мужчина-мусульманин принять меня такой, какая я есть? Обманывать не могу и не хочу. Может, усыновить и растить детей одной? Как принять правильное решение? Динара, 33 года.
Следует не исключать возможность найти подходящего спутника жизни, ведь у многих есть печальный опыт прошлого и желание найти понимающего человека. Вы также можете усыновить ребенка. Но, предполагаю, главным является то, чтобы вы не мучили себя мыслями о плохом, а поддерживали позитивный настрой, чтобы не иссыхали, а цвели, работая над собою в духовном плане и физическом (спорт, здоровый образ жизни). Профессиональные навыки, карьера также, думаю, помогут вам поддерживать дух и положительный взгляд на жизнь.
Должна ли девушка говорить парню, который хочет на ней жениться, о каких-то своих увечьях, например если у нее искривление позвоночника? Нужно ли его о чем-то таком предупреждать с точки зрения религии?
Скажите, пожалуйста, необходимо ли сообщать (девушке, молодому человеку) о наличии каких-либо значительных физических недостатков (шрамы и т. д.) до свадьбы?
О том, что у вас искривление позвоночника, можно и не говорить[21]. Необходимо оповестить жениха (невесту) в том случае, когда есть препятствия для создания полноценной семьи. Нет такой канонической необходимости, кроме случая, когда это однозначно повлечет за собой невозможность выполнения той или иной супружеской обязанности.
У меня слабое сердце и врачи не советуют беременеть. Сейчас меня хотят сватать. Скажите, пожалуйста, следует ли мне сообщать им об этом?
Способность родить и вырастить ребенка (или нескольких) — одна из важнейших функций родителей, но не ценой искалеченного здоровья одного из них. Безусловно, будущий супруг должен знать о состоянии вашего здоровья. Сокрыв это, вы можете попасть в очень неприятную ситуацию, когда об этом станет известно после бракосочетания. Брак и рождение детей — это нормальное, закономерное продолжение жизни. В браке супруги становятся единым целым, в котором нет скрываемых тем и вопросов, особенно когда это касается здоровья и жизни. Все должно быть естественно, честно и по обоюдному согласию супругов.
Для полной уверенности проконсультируйтесь и обследуйтесь у других квалифицированных врачей. Возможно, что в первый раз вам поставили неточный диагноз. Но если и другие специалисты подтвердят нежелательность беременности, то в обязательном порядке, до начала каких-либо брачных мероприятий проинформируйте об этом человека, желающего на вас жениться, или представителей жениха. Если мужчина питает к вам действительно искренние чувства, то он не станет оставлять вас наедине с предполагаемыми трудностями и сложностями, а наоборот, будет полон надежды на благополучный исход по милости Творца.
Кстати, я знаю людей, которым в 30 лет ставили страшные диагнозы, в том числе и по части сердечной недостаточности. Им тяжело было даже ходить. Они, понимая, что надеяться можно только на себя и Бога, изучили свое заболевание, изменили питание, стиль и образ жизни, дисциплинированно занимались спортом и даже в 60 (!) лет сохраняли отличную физическую форму, имели и имеют много детей. Возможности человеческого организма огромны, но следует включать мозг и много и неустанно трудиться. Под лежачий камень вода не течет.
Я собираюсь жениться. Моя избранница этническая мусульманка. Она верит в Бога и заключительного Его посланника (мир ему), хочет научиться читать намаз, и меня это безумно радует. Я осознаю, что, если мы будем жить вместе, она постепенно последует моему образу жизни (не пить, не курить, не прелюбодействовать, не сквернословить) и будет соблюдать религиозную практику. Но сейчас она заявляет, что не собирается покрывать свое тело, и даже не может понять, что носить брюки женщине не подобает. Я пытаюсь объяснить ей: без религиозной практики Господь не изменит ее сердце. Ведь для того, чтобы понять вкус яблока, надо его надкусить. После таких бесед у меня появляется чувство неуверенности. Мне кажется, что ее мировоззрение и взгляд на жизнь не изменятся. Она видит красоту в прозрачных кофточках, декольте и т. д. Я несколько раз делал Истихару, прося помощи у Всевышнего в вынесении верного и окончательного решения, но так и не понял своего сердца.
В общем, в ней есть все, кроме религиозной практики. А это, согласно хадису, — основа! Как мне поступить? Радик.
«Носить брюки женщине не подобает» — в этом вы не правы. Необлегающие брюки женского покроя женщина может носить.
Как поступить именно вам? Думаю, найти другую, как бы эти декольте и прозрачные кофточки вас ни соблазняли на «авось изменится». Есть немало девушек, современно и красиво придерживающихся норм религиозной практики в стиле одежды, которые нуждаются в надежном и верном спутнике жизни, каковым вы, надеюсь, и можете стать.
Я совсем наших парней-мусульман не понимаю. Одни говорят, что жена должна сидеть дома и не работать. Некоторые вообще утверждают, будто лучше не жениться на тех, которые имеют высшее образование, потому что они стабильно будут капать на мозги: типа училась столько лет, а теперь сижу дома и все такое. Другие, наоборот, не хотят, чтобы жена сидела на шее мужа. Ну почему бы им не спросить девушку, чего она сама хочет? Заира, 22 года.
Вы намекните, побудите, и они спросят.
На сегодняшний день для сестер-мусульманок очень актуален такой вопрос, как поиск второй половинки. Так как наши родители в большинстве случаев не придерживаются столпов Ислама, не знают мусульманских канонов, то вопрос о поиске супруга возлагается только на нас самих.
После одной встречи с братом-мусульманином очень сложно судить о человеке. Но наша религия ограничивает свободное общение с противоположным полом. Зачастую сестры выходят замуж, даже не зная хорошо своего избранника. Родители в этом вопросе не могут помочь. В итоге большинство разочаровываются. Что вы можете посоветовать, учитывая реалии современного мира.
Прочитайте книгу С. Уэлч «10-10-10».
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1632, хадис № 5065; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 10. С. 133, хадис № 5065; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1997. Т. 9. С. 335, хадис № 4026, «сахих».
[2] Исламское право не называет точного возраста вступления в брак. Брачный возраст подразумевает достижение половой зрелости. К примеру, современный Кодекс канонического права Римско-католической Церкви определяет брачный возраст для мужчин 16 лет, для женщин — 14 лет (канон 1083, 1). В регионах, где половая зрелость наступает раньше, Церковь разрешает браки и в более раннем возрасте. (См.: Codex Iuris Canonici. Tit. VIII. Cap. III. De impedimentis dirimentibus in specie. — Civitas Vaticana, 1983.) Православные Церкви исходили из установленного Кодексом императора Юстиниана брачного возраста: для мужчин — 14 лет, для женщин — 12. В настоящее время в церковной практике, как правило, исходят из возрастной границы, установленной для брака в гражданском законодательстве.
[3] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда, ан-Насаи и Ибн Маджа. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1639, хадис № 5090; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 11. С. 163, хадис № 5090 и пояснение к нему; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 202, хадис № 3372, «сахих»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 285, хадис № 5/365 и пояснение к нему.
[4] Хадис от ‘Абдуллы ибн ‘Умара; св. х. Ибн Маджа, аль-Барраза, аль-Байхакы. Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 202, хадис № 1859, «да‘иф». Ср.: «Кто найдет добродетельную жену? Цена ее выше жемчугов. Уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка. <…> Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы» (Притч. 31:10, 11, 30).
[5] А ведь, к сожалению, именно внешние атрибуты стереотипно воспринимаются людьми как главный отличительный признак глубокой религиозности и набожности.
[6] Хадис от Абу Хурайры; св. х. ан-Насаи, Ахмада. См., например: ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 342, хадис № 3231, «хасан сахих». Вышеприведенным хадисам созвучны наставления апостола Петра христианским женам: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином; вы — дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха» (1Пет. 3:3–6).
[7] Хадис от Ибн ‘Амра; св. х. Ахмада, Муслима и ан-Насаи. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 260, хадис № 4279, «сахих»; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 585, хадис № 64–(1467); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 5. Ч. 10. С. 56, хадис № 64–(1467); ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 342, хадис № 3232, «сахих».
[8] Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) советовал: «Женитесь на [женщинах] преданных [мужу] (любящих вас, симпатичных для вас и приветливых) и тех, что смогут родить много детей [плодовитых]! Поистине, я буду гордиться многочисленностью вашей в Судный День». См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 234, хадис № 2050, «хасан сахих»; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям [Пути мира]. В 4 т. Каир: аль-Хадис, 1994. Т. 3. С. 162, хадис № 912; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа) [Пути мира (издание перепроверенное, с уточнением достоверности хадисов)]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1998. Т. 3. С. 1300, хадис № 3/912.
[9] Ср.: «Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота» (Притч. 22:1).
[10] Хотя сердечные чувства вы все равно не сможете поделить поровну между своими женами.
[11] Хадис от Абу Хурайры; приведен в четырех из шести сводов хадисов и в св. х. Ахмада. См., например: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. С. 213, хадис № 1969, «сахих».
[12] К сведению, пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) был женат лишь на одной женщине на протяжении двадцати пяти лет. На момент женитьбы Мухаммаду было 25 лет, а Хадидже — 40. Они прожили двадцать пять лет нелегкой, особенно после начала пророческой миссии, но очень счастливой супружеской жизни. В возрасте 65 лет Хадиджа скончалась. Пророк остался один с детьми. См.: ас-Салихий М. Китаб азвадж ан-набий [Книга о женах Пророка]. Дамаск: Ибн Кясир, 2001. С. 84; аль-Истанбули М. и аш-Шаляби М. Ниса’ хавля расуль [Женщины, которые были рядом с Пророком]. Дамаск: Ибн Кясир, 2001. С. 49–52; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 9. С. 168.
[13] См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир [Освещающий тафсир]. В 17 т. Дамаск: аль-Фикр, 2003. Т. 2. С. 567, 575–577.
[14] Она не обязательна для проговаривания, но кому-то может помочь.
[15] См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 182, хадис № 1538, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 169, хадис № 479, «хасан сахих».
[16] Подобную по смыслу молитву может читать и невеста относительно своего жениха на любом языке. [17] См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 245, хадис № 2160, «хасан».
[18] См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 242, хадис № 2130, «сахих».
[19] Кстати, возможно, что путем серьезных регулярных физических нагрузок этот изъян удастся исправить и тем самым доказать себе, что вы — человек, который на многое способен. Это придаст вам уверенности, зарядит оптимизмом и повысит самооценку.
[20] Советую вам прочитать книгу: Бен-Шахар Т. Научиться быть счастливым.
[21] Тем более что это можно и нужно исправить, получив хорошую консультацию и почитав соответствующую литературу, после чего вы подберете себе комплекс упражнений, которые помогут вам накачать необходимые мышцы и ежедневно поддерживать их в хорошем тонусе. Высококлассный специалист по позвоночнику поможет вам поставить на место позвонки, а накачанные мышцы спины, живота (внутренние мышцы) все выровняют, закрепят осанку и навсегда решат проблему, если вы каждодневно будете уделять им 30 минут своего времени. Пола и турника вам для этого будет достаточно. Ну и, конечно же, должно присутствовать сильное желание, упорство и самодисциплина. Хорошо сказал философ бизнеса Джим Рон: «В жизни есть две самых сильных боли: боль дисциплины и боль сожаления».