Саляфиты и cаляфизм

Саляфизм[1]. Если охарактеризовать данное мусульманское течение без радикальных примесей последних десятилетий, добавленных к нему в борьбе за нефть и власть, то это – пионер оздоровления мусульманского богословия, появившийся в тот период, когда мусульманское богословие в мировом масштабе пребывало в отсталом и «замороженном» состоянии.

Главным призывом этого течения было возвратиться к основам мусульманского богословия, к той чистоте, которая заложена в нем изначально. Акцент делался на устранении языческих наслоений именно в вопросах вероубеждения (акыды). Почему данное течение считается пионером оздоровительного процесса?! В период отсталости мусульманской богословской мысли и сухой теоретической его нежизнеспособности, когда люди перенимали опыт прошлых поколений и традиции, слепо копируя и не задумываясь об их сути, появилось это течение, призывающее вернуться к истокам. Первоначально в нем не было акцентов на внешние атрибуты и второстепенные вопросы «соответствия Сунне». Все внимание было сосредоточено на оживлении богословской мысли через осознанное и актуальное возвращение к первоисточникам, к Корану и достоверной Сунне, а также – на устранении языческих наслоений, которые «вплелись» в культуру и традицию арабских племен.

Также термин «саляфиты» последние десятилетия используется по отношению к последователям мусульманского течения, которые стараются строго копировать, точно подражать во внешнем виде (до мелочей), в стиле жизни, в убеждениях тому, что было во времена жизни пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) и его сподвижников.

Основатель саляфизма Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб

Основателем саляфитского течения (в том первоначальном виде) считается Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб (1703–1792). Еще с детства богословские знания (ханбалитский фикх, тафсир, хадисы) он получил от своего отца. Коран он выучил в десятилетнем возрасте. С юности он постоянно совершенствовал свои познания в мусульманском богословии, посещая разные города и обучаясь у разных ученых того времени. В итоге это дало ему хорошие фундаментальные познания. В то же время посещение городов и анализ обычаев, традиций разных арабских племен того времени привели его к выводу, что в арабском мире осталось мало от Ислама и появилось много от язычества. Постепенно, поэтапно, начиная с 1730 года, он начал проповедовать возвращение к истокам мусульманского вероубеждения и с переменным успехом получать поддержку у руководителей городов и областей.

Основные убеждения и принципы данного течения

Основатель саляфизма, обучаясь, изучал и практиковал именно ханбалитский мазхаб, но приобретя большой багаж знаний и начав давать фетвы (богословские заключения), мог согласиться с мнением другого мазхаба[2], если тот имел, на его взгляд, более сильный аргумент. В итоге данное направление мусульманской богословской мысли приобрело отличительную особенность: в основополагающих положениях Ислама они не придерживаются строго какого-либо из мазхабов, но в обычных второстепенных вопросах (например, в религиозной практике) они следуют ханбалитскому мазхабу.

Данное течение призвало открыть врата иджтихада[3], так как они оставались закрытыми со времен падения Багдада в 1258 году[4]. Акцент был сделан на необходимости вернуться к истокам, к Корану и Сунне. Не допускалось принимать то или иное положение, касающееся вероубеждения (акыды), пока не будет найден прямой и однозначный аргумент в его пользу. Главным являлось устранить элементы язычества, наслоившиеся с течением веков на мусульманские убеждения и ценности.

Также одним из важных принципов было устранение религиозных нововведений, предрассудков и суеверий, которые были сильно распространены в те времена по причине невежества и отсталости от прогрессивной богословской мысли. В значительной степени это касалось «паломничеств к святым местам», приписывания святости тому, что ее не имеет. Кладбища в итоге были приведены в порядок: устранены мавзолеи и помпезные сооружения. Они приобрели скромный и неприметный вид.

Конечно же, главным, что привнесло данное течение, является пробуждение и оживление мусульманской богословской мысли. Богословская ученая среда ожила, перестала слепо следовать словам и выводам прошлых поколений ученых, начала изучать суть, работать с первоисточниками в поиске прямых или косвенных аргументов в пользу того или иного. В общем, был сделан акцент на распространении знаний в обществе и подъем уровня культуры.

Мухаммадом ибн Абдуль-Ваххабом было написано несколько книг, в основном все они касаются темы Единобожия (таухид).

Ученые и основные книги саляфизма

Корнями данного богословского направления мысли, начиная с самого основателя, являются следующие ученые и их научные труды:

1. Имам Ахмад ибн Ханбаль (780–855 гг. по григор.; 164–241 гг. по хиджре).

2. Ибн Таймия (1263–1328 гг. по григор.; 661–728 гг. по хиджре).

3. Мухаммад ибн Кайим аль-Джавзия (1292–1350 гг. по григор.; 691–751 гг. по хиджре).

Научная мысль Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба явилась отголоском (эхом) именно этих трудов, он дал их идеям научно-практическое применение. Ученые-богословы Ибн Таймия и Мухаммад ибн Кайим аль-Джавзия были муджтахидами (учеными-исследователями) именно ханбалитского мазхаба, которому, по сути, и последовали приверженцы саляфизма.

Саудиты и саляфизм

Что касается распространения данного течения среди арабских племен того времени, то ключевым в этом процессе является знакомство Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба с Мухаммадом ибн Саудом, бывшим одним из местных руководителей. В 1744 году между ними был заключен союз. В итоге их сотрудничество привело к объединению разрозненных племен Аравийского полуострова и образованию государства Саудовская Аравия. И по сей день эти два рода дружат и сотрудничают.

Мне понравилось, как Мухаммад ‘Абдул-Латыф Махмуд в своей книге «Аль-ихтиляфат аль-фикхия лядей аль-иттиджяхат аль-исламия аль-му‘асыра» отдельным абзацем в теме саляфизма дал внешнее описание последователей саляфизма[5]: «В Египте легко отличить последователей саляфизма от приверженцев других религиозных течений: мужчины надевают джильбаб (мужское платье в виде длинной рубахи) и белый платок на голову. Тем самым они становятся похожи на жителей Персидского залива. Длинная рубаха почти до земли и из той же ткани штаны под нею. Основной причиной следования такому стилю в одежде считается отсутствие очертаний ‘аурата, тех частей тела, которые в обязательном порядке прикрываются перед другими людьми»[6].

Категории современных саляфитов

Современных саляфитов (конца XX — начала XXI вв.) можно разделить на три категории:

1. Ученые-факыхи (богословы), которые дают фетвы (богословские заключения), принимая во внимание мнения великих ученых прошлого и выбирая из них то, что имеет наиболее сильную, убедительную и достоверную аргументацию. Спрашивающего они обычно информируют о том, что есть и другие варианты ответа. Они не фанатичны в приверженности одному мнению и не вступают в споры, богословские полемики, а тем более не очерняют тех, кто считает другое мнение более верным, достоверным или правильным.

2. Те, кто не принимает аргументацию великих богословов прошлого, а призывает имеющих соответствующий ученый уровень работать непосредственно с первоисточниками, с Кораном и Сунной. При этом они уважительно относятся к мусульманскому богословскому наследию и великим ученым прошлого.

3. А это уже та часть саляфитов (обычно молодых, юных и малограмотных), кто «загрузил» себя и своих последователей постоянной работой над второстепенными вопросами, по которым всегда были разногласия. Книги и современный Интернет переполнены такими полемиками. Представители этой категории отдают все силы на поиск «единственно верного по Корану и Сунне», что в итоге превращается в бесконечные споры. Они призывают других отказаться от следования какому-либо мазхабу, настаивая, чтобы следовали только им, их «пути Корана и Сунны», а точнее – их новоявленному мазхабу. Обычно всех несогласных они быстро приписывают к кяфирам (безбожникам) либо мушрикам (язычникам).

Полагаю, разумный и просвещенный читатель сразу поймет, что первые две категории следуют здоровому научному подходу в вопросах изучения и практики Корана и Сунны, а вот у третьих — проблема фанатизма и противопоставления себя всем остальным.

Подписывайтесь на нашу страницу в Instagram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] За основу мною взят материал из книги нашего современника Мухаммада ‘Абдул-Латыфа Махмуда «Аль-ихтиляфат аль-фикхия лядей аль-иттиджяхат аль-исламия аль-му‘асыра».

См.: ‘Абдул-Латыф М. Аль-ихтиляфат аль-фикхия лядей аль-иттиджяхат аль-исламия аль-му‘асыра [Богословские разногласия между современными исламскими течениями]. Аль-Мансура: аль-Вафа’, 2008.

[2] Мазхаб — дословно «путь»; богословско-правовая школа Ислама.

[3] Иджтихад — дословно «проявление усердия», «настойчивость», поиск богословом-факыхом аргументов, методов и приемов решения богословско-правовых вопросов.

[4] В 1258 году произошло взятие Багдада монголами. Монгольские войска под командованием Хулагу (родной брат Менгу, сын Тулуя, младшего сына Чингисхана) и их союзники осадили Багдад, столицу Аббасидского халифата. «Поскольку Багдад осмелился оказать монголам сопротивление, Хулагу, в полном согласии с заветами своего великого деда, обрек город на полное разграбление и уничтожение. Жители Багдада были по большей части перебиты; не избежал этой участи и сам халиф. 20 февраля 1258 года последний Аббасидский халиф Мустансир по приказу Хулагу был казнен – более чем шестисотлетняя история Арабского халифата завершилась. А Хулагу захватил в Багдаде поистине баснословные богатства: ведь ценности собирались Аббасидами полтысячелетия!» См.: https://military.wikireading.ru/21275.

«После вторжения Багдад был разграблен и сожжен, погибло от 100 000 до 1 000 000 жителей. Библиотеки Багдада, включая Дом Мудрости, были уничтожены монголами, книги кидали в реку, чтобы гатить Тигр. Багдад был разрушен и несколько столетий оставался грудой развалин, что означало конец Исламского Золотого Века.

Дом Мудрости, библиотека, содержащая рукописи по множеству отраслей науки, особенно по медицине и астрономии, была разрушена. Выжившие говорили, что Тигр был черным от смытых с рукописей чернил и красным от крови ученых и философов. Монголы сжигали дворцы, мечети, библиотеки, больницы. Прекрасные здания, стоявшие веками, были уничтожены.

«Ирак 1258 года существенно отличался от современного. Система каналов поддерживалась больше тысячи лет. Багдад был блестящим интеллектуальным центром мира. Падение Багдада было психологическим ударом, от которого исламский мир не оправился. Ислам замкнулся в себе, стал более консервативным, нетерпимым к конфликтам веры и разума. С разграбления Багдада угас интеллектуальный светоч Ислама. Масштаб потерь был сравним с разрушением Афин Перикла и Аристотеля. Монголы разрушили мелиорационные каналы и покинули Ирак, который уже не восстановился» (Стивен Датч)». См.: https://ru.wikipedia.org.

[5] Автор книги, которую я взял за основу при написании данного материала, является египтянином, а потому в темах о религиозных течениях дает также описание их последователей в современном Египте.

Хотя я заключил эти слова в кавычки как цитату, все же перевожу не подстрочно, а так, чтобы было понятно моему читателю.

[6] По границам ‘аурата мужчин есть несколько мнений. Если вам интересно, можете прочитать об этом подробнее на моем сайте umma.ru.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1