Самоубийцы в Исламе

В Коране Господь миров предостерегает:

«Не убивайте самих себя!» (см. Св. Коран, 4:29).

«Не желайте себе смерти!» — говорил пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует)[1]. Он также сказал: «Кто [намеренно] сбросится с горы и убьет себя, тому быть навечно[2] в адском огне, неустанно повторяя там акт самоубиения; кто [намеренно] примет смертельную дозу яда и убьет себя, тому быть навечно в адском огне, повторяя свой акт самоубиения; кто [намеренно] убьет себя чем-то металлическим [холодным, огнестрельным оружием и т. п.], тому быть навечно в адском огне, повторяя там свой акт самоубиения»[3]. В другом достоверном хадисе сказано: «У человека была рана. И он [желая облегчить свою участь] убил себя (совершил самоубийство). [В ответ на такой поступок] Аллах (Бог, Господь) сказал: «Человек поторопил Меня (опередил) [используя данный Мной ему выбор, поторопил смерть][4]. Я запретил ему Рай [врата Рая перед ним закрыты]»[5].

Сколь продолжительной будет вечность, это пребывание в Аду, упомянутое во втором хадисе, ведомо только Богу. Ведь не факт, что самоубийство произошло в здравом уме, нет доказательств того, что психическое состояние было в норме. Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Поднято перо (снята ответственность) с троих: спящего, пока не проснется, ребенка, пока не достигнет он совершеннолетия[6], и умалишенного, пока не вернется к нему здравый рассудок»[7]. Часто бывает, что в состоянии аффекта[8] человек совершает те поступки, которые никогда не совершил бы, будь он в трезвом уме. Также нужно учитывать вероятность принуждения психологического или физического со стороны окружения или людей с преступным умыслом. Пророк Мухаммад сказал: «Всевышний простил последователям моим совершенное по ошибке [непреднамеренно], а также совершенное по забывчивости и под принуждением»[9]. Часто бывает, что версия самоубийства — это лишь предположение.

Если у человека есть и до самого последнего момента жизни сохранилось хоть на вес пылинки веры в Создателя и всех Его пророков, Священные Писания, Судный День, то вечное пребывание в Аду в результате самоубийства может иметь конец, когда будет на то милость и воля Творца[10]. Таково мнение большинства мусульманских ученых, толкующих вышеприведенные хадисы о самоубийстве в свете аятов и хадисов, в которых говорится, что даже малое количество веры выведет в итоге человека из адского огня Преисподней[11]. Например, в хадисах неоднократно говорится о том, что «кто имеет хотя бы на вес пылинки (чуть-чуть) веры [с наличием которой в сердце и в делах он покинул этот мир], тот не будет вечно пребывать в Аду»[12].

По мнению всех мусульманских ученых человек, совершивший самоубийство, является грешником, но не становится безбожником[13], а потому перспектива его в вечности не однозначна — есть возможность рано или поздно оказаться в Раю (по милости Творца). И именно поэтому над ним совершаются все необходимые погребальные ритуалы, включая омытие тела, заворачивание его в саван и совершение над ним погребальной молитвы[14]. И похоронить его должны на мусульманском кладбище[15]. Даже если главный имам общины откажется проводить ритуальную церемонию в качестве порицания поступка покончившего жизнь самоубийством[16], его помощник непременно[17] совершает погребальную молитву над ним.

В заключение приведу достоверный хадис из свода хадисов имама Муслима, описывающий случай, произошедший с одним из мухаджиров (переселившихся из Мекки в Медину). Он невзлюбил новое место пребывания, тяжело заболел, его охватила тревога (сильное беспокойство). Однажды он взял стрелы и лезвием стрелы перерезал себе суставы пальцев. От потери крови он умер. После его близкий друг Туфайль ибн ‘Амр, вместе с которым они переселились, увидел его во сне в хорошем виде, но руки его были чем-то прикрыты. Он спросил: «Что Господь сделал с тобою?» Тот ответил: «Простил меня [простил мне грех самоубийства], потому что я переселился вслед за Пророком»[18]. — «Но что у тебя с руками?» Покойный в том вещем сне ответил: «Мне было сказано, что испорченное мною никогда не исправить».

Туфайль ибн ‘Амр, передавший эту историю, рассказал о сне пророку Мухаммаду. Пророк, выслушав, взмолился: «Господи, прости и его руки!»[19]. Имам Муслим в своем своде хадисов выделил этот хадис в отдельную тему и назвал ее «Аргумент в пользу того, что самоубийца не становится безбожником»[20]. Да, самоубийца совершает тяжкий грех, но это не лишает его веры, а потому рано или поздно, но он выйдет из Ада по милости Творца.

Мой родственник совершил самоубийство, он повесился. Мы не можем понять, как он на такое пошел, он был очень серьезным, религиозным человеком. Ему было 34 года, осталось двое детей, которых он безумно любил. За день до смерти он находился в очень подавленном состоянии, таким его еще не видели никогда.

У нас есть подозрения, что ему помогли это сделать. Много нестыковок, много вопросов без ответа. С медицинской точки зрения есть подозрение на отравление. Никаких расследований не проводилось, вскрытия тоже. Шамиль, я хочу у вас спросить, хотя предполагаю, каким будет ваш ответ: можем ли мы обратиться к экстрасенсам? Я сама очень боюсь этого, боюсь Аллаха, но как же нам быть? А вдруг это убийство? Неужели нельзя узнать, что произошло, ведь мы не будущее хотим узнать? Т.

К экстрасенсам ни в коем случае не обращайтесь, они вас обдерут до последней нитки, при этом их слова ни для какого суда не будут иметь веса и значения. Настоятельно советую отпустить этого человека на уровне мысли, он уже не в этом мире, и ему не нужны ваши бесконечные поиски причин его смерти. Ему необходимы ваши добрая молитва, благие дела от его имени и внимательное, кропотливое воспитание его детей, которое потребует большого количества сил, времени и средств. Не идите на поводу собственного эго, желающего кому-то что-то доказать, и поймите, наконец, что он умер. Если кто преступно и причастен к его смерти, то он в любом случае не останется безнаказанным, ведь Всевышний все знает и все видит. Сосредоточьтесь на том, о чем я напомнил вам, особенно на воспитании его детей, дабы они выросли уверенными в себе, в Божьей милости и самостоятельными.

У меня 12-летняя дочь покончила с собой, повесилась. Очень трудно об этом писать. Я ее так любила! Из того, что мне удалось узнать после ее смерти, ясно: причиной были проблемы в школе. Я узнала, что она подверглась сексуальному насилию со стороны одноклассника. Возможно, не была изнасилована, но какие-то действия сексуального характера в отношении нее были. Я не знаю, какова ее вина в том, что с ней случилось. Вероятно, она чувствовала себя виноватой. Криминалист, с которой я разговаривала, сказала мне, что жертвы насилия, особенно дети, в подавляющем большинстве случаев считают себя виноватыми, даже если их вины в случившемся нет. Моя дочь доверила все своей так называемой подруге, и та стала ее шантажировать, что расскажет обо всем другим. Хотя роль подруги мне до конца неизвестна. Не исключено, что она же и подстроила эту ситуацию. Она вымогала у нее деньги. Это мне сказала криминалист, сделав анализ по записке, которую моя дочь оставила.

Судя по всему, что мне удалось узнать, есть два неоспоримых факта: моя дочь подверглась действиям сексуального характера и ее шантажировали. Два месяца она не посещала школу, выходила из дома, будто идет на уроки, а когда все расходились на работу, возвращалась домой.

Примерно за неделю до случившегося она разговаривала со мной о смерти. Я в то время не столь многое знала о нашей религии, но я поселила в ее сознании мысль, что, если ребенок умирает до 15 лет, то он попадает в Рай. Позднее я узнала, что это не совсем так. Также она знала, что, если последними словами умирающего человека будут «ля-илляха-ил-аллах», то он попадет в Рай. Она спросила: «А если человек покончит с собой и скажет перед смертью эти слова, попадет ли он в Рай?» Я ответила, что нет, так как самоубийство — большой грех. Но, видимо, ее отчаянье было значительно сильнее страха.

Я еще должна упомянуть, что у нее началась менструация, но это было только один или два раза и нерегулярно. Также до того, как все произошло, она пыталась молиться, но я скептически отнеслась к этому (сама я молилась тогда только время от времени). Она молилась не регулярно, под влиянием порыва.

Какова вероятность того, что дочка избежит наказания и будет прощена Аллахом? Насколько сильна моя вина в произошедшем? Как я могу облегчить ее судьбу? Сама я теперь регулярно молюсь, надела хиджаб, стараюсь придерживаться религии, хотя далеко не совершенство. Пожалуйста, ответьте мне. Иман.

Вашу дочь можно считать физически взрослым и сознательным человеком, отвечающим за свои поступки, но с еще не сформированной психикой. В данном случае уместнее было бы оправдать ее страшный поступок состоянием аффекта. Такое понятие принимается во внимание как в обычном судебном процессе, так и при вынесении заключений мусульманскими богословами.

Будет ли она прощена? Одному Богу известно, но милость Его безгранична и она опережает Его гнев[21].

Вашей вины нет. И ни в коем случае не вините себя. Она ушла, и на то воля Творца, а ваша жизнь продолжается, и продолжаться должна в созидательном русле, в том числе в рождении и воспитании детей. Вам еще многое предстоит сделать, а потому не ввергайте себя в состояние печали, скорби, вины. Это неблагоразумно. Траур в Исламе по родным, кроме мужа, — не более трех дней[22], а далее вы обязаны продолжать активный созидательный образ жизни, что поможет вашей дочери в загробном мире, как и ваши молитвы. Не вздумайте «уходить в монастырь», закрываться от жизни и окружающих! Вы обязаны идти навстречу миру, навстречу бессчетным возможностям, продолжая всесторонний рост и развитие.

Подписывайтесь на нашу страницу в Instagram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 578, хадис № 9736, «сахих»; Ибн Маджа М. Сунан. С. 450, хадис № 4163, «сахих».

[2] Подробнее см., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 292; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т., 1992. Т. 6. С. 2262, комментарии к хадису № 3453.

[3] То, каким образом человек произвел над собою суицид, не имеет значения. Если он совершил это намеренно, пребывая в здравом уме, тогда заслуживает адского наказания, о котором сказано в хадисе.

См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 1844, хадис № 5778; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 13. С. 303, хадис № 5778; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 69, хадис № 175–(109); аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 6. С. 2262, хадис № 3453.

[4] Господу миров еще до сотворения нашей земной обители было абсолютно все известно, ведь Его знание безгранично, не ограничено ни временем, ни местом. Но в этой жизни в пределах предоставляемых Им бессчетных возможностей Бог предоставил людям право выбирать и действовать, именно этот ежеминутный выбор определяет наши земные и вечные перспективы, вносит кардинальные изменения в происходящее вокруг нас. Но это, безусловно, с Божественного одобрения и позволения, ведь может быть и так, что в последнюю минуту перед самоубийством рядом с отчаявшимся во всем человеком окажется тот, кто сможет его переубедить и открыть перед его сознанием новые перспективы будущего, поможет встать на ноги и почувствовать всем своим естеством, что есть выход, нужно лишь чуть постараться и потерпеть, попотеть, делая все возможное и моля Бога о дополнительных запасах жизненных сил и энергии.

[5] См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 405, хадис № 1364; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 290, хадис № 1364.

[6] Совершеннолетие с точки зрения мусульманских канонов определяется началом периода полового созревания. С этого момента человек уже в полной мере отвечает пред Богом за свои слова и поступки, все фиксируется ангелами в его личном деле, и ему держать ответ за это по всей строгости в Судный День.

[7] Хадис от ‘Али и ‘Умара; св. х. Ахмада, Абу Дауда, ат-Тирмизи и аль-Хакима. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд. 1999. С 481, хадис № 4403, «сахих»; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 1999. С. 250, хадис № 1423, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 273, хадис № 4463.

[8] «Аффект — в уголовном праве обозначает особое эмоциональное состояние человека, представляющее собой чрезвычайно сильное кратковременное эмоциональное возбуждение, вспышку таких эмоций, как страх, гнев, ярость, отчаяние, бурно протекающая и характеризующееся внезапностью возникновения, кратковременностью протекания, значительным характером изменений сознания, нарушением волевого контроля над действиями». См.: https://ru.wikipedia.org.

[9] Хадис от Абу Зарра, Ибн ‘Аббаса и др.; св. х. Ибн Маджа, ат-Табарани и аль-Хакима. См., например: Ибн Маджа М. Сунан. 1999. С. 221, хадис № 2043, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 106, хадис № 1705, «сахих».

[10] См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 292, пояснение к хадису № 1364. Там же. Т. 13. С. 305, пояснение к хадису № 5778.

[11] Подробнее см., например: Мавсу‘а фикхия кувейтия. Т. 6. С. 292.

[12] Хадис от Абу Са‘ида аль-Худри; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 31, хадис № 22; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 102, хадис № 304–(184); аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 3. С. 80.

[13] См., например: Мавсу‘а фикхия кувейтия. Т. 6. С. 291, 292; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. В 10 т., 18 ч., [б. г.]. Т. 1. Ч. 2. С. 131, 132.

[14] Подчеркну, что это мнение подавляющего большинства мусульманских ученых, в числе которых богословы ханафитского и шафиитсткого мазхабов. См., например: Мавсу‘а фикхия кувейтия. Т. 6. С. 292.

[15] См., например: Мавсу‘а фикхия кувейтия. Т. 6. С. 295.

[16] Такое возможно, но не обязательно для него. См., например: Мавсу‘а фикхия кувейтия. Т. 6. С. 295.

[17] Именно в обязательном порядке. См., например: Мавсу‘а фикхия кувейтия. Т. 6. С. 294.

[18] Отмечу, что переселение из Мекки в Медину под нестерпимым давлением со стороны язычников было самым тяжелым периодом в миссии Пророка, а потому очень вознаграждаемым пред Богом. Верующие были вынуждены оставить в родном городе все, что у них было, и начинать свою жизнь с нуля в Медине.

[19] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 72, хадис № 184–(116); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. В 10 т., 18 ч., [б. г.]. Т. 1. Ч. 2. С. 130, хадис № 184–(116) и пояснение к нему.

[20] Не становится безбожником, а потому не может оказаться навечно в Аду. Что же касается упоминания в некоторых достоверных хадисах о вечном пребывании самоубийцы в Аду, то этому у ученых были разные толкования, одно из которых — слово «навечно» подразумевает невероятно продолжительный период. См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 292.

[21] Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, Аллах (Бог, Господь), когда сотворил все, предписал Себе: поистине, Моя милость побеждает Мой гнев [опережает его, преобладает над ним]». См.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 112, хадис № 1788, «сахих»; Ибн Маджа М. Сунан. 1999. С. 463, хадис № 4295, «сахих».

Также см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 986, хадис № 3194; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1101, хадис № 16–(2751).

[22] Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Недопустимо (запрещено) для верующей женщины быть в трауре по покойному более трех дней, кроме мужа. Траур по нему — четыре месяца и десять дней». Хадис от Умм Хабибы и Зайнаб бинт Джахш; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 382, хадисы № 1281 и 1282; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 188, хадисы № 1281 и 1282; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 5. С. 2182, 2183, хадис № 3330, «сахих».

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
FacebookTwitterVKLinkedInGoogle+
Аят: 1:1