Сетевой маркетинг – халяль или харам?

«Сетевой маркетинг (или многоуровневый маркетинг; англ. multilevel marketing, MLM) — концепция реализации товаров и услуг, основанная на создании сети независимых дистрибьюторов (сбытовых агентов), каждый из которых, помимо сбыта продукции, также обладает правом на привлечение партнеров, имеющих аналогичные права. При этом доход каждого участника сети состоит из комиссионных за реализацию продукции и дополнительных вознаграждений (бонусов), зависящих от объема продаж, совершенных привлеченными или сбытовыми агентами.

Сетевой маркетинг может рассматриваться как форма внемагазинной розничной торговли, особый вид прямых (персональных) продаж, при которой сбытовые агенты (дистрибьюторы) фирмы-производителя самостоятельно устанавливают, в первую очередь, на основе личных связей, прямые контакты с потенциальными покупателями. Продав покупателю определенный товар, дистрибьютор предлагает ему за установленный процент от объема продаж найти новых покупателей; тем, в свою очередь, предлагают на тех же условиях найти очередных покупателей и т. д. Таким образом создается многоуровневая сеть покупателей-продавцов (в различных сетевых компаниях их называют по-разному — партнерами, независимыми владельцами бизнеса, дилерами, консультантами, консультантами по продажам, независимыми агентами и т. д.)»[1].

Условия, при которых сетевой маркетинг является халяльным (дозволенным с точки зрения канонов Ислама), а также халяльные бонусы:

1. Обязательное наличие товара, как правило эксклюзивного, либо услуги.

2. Дистрибьютор сетевой компании сам пользуется продуктом либо услугой компании.

3. Продукт эксклюзивный, высокого качества, нужный и полезный. Не содержит запрещенных Исламом ингредиентов.

4. Несколько видов дохода:

— можно просто пользоваться хорошим качественным продуктом со скидкой;
— разница между дистрибьюторской и клиентской ценой (как и в традиционном бизнесе — опт и розница) — этот вид дохода не обязательный, то есть продавать необязательно. Но в этом случае дистрибьютор сначала на собственные деньги закупает продукцию у компании, чтобы в дальнейшем предлагать потенциальным клиентам;
— доход от личных покупок или возврат с покупок (такой же дисконт, который предлагают обычные магазины), что перекликается с возможностью пользоваться со скидкой (выше);
— доход от товарооборота группы, которая создается в результате рекламно-информационной деятельности агента А и зависит от его личной активности. То есть если в группе есть агент В, который работает более результативно, создает товарооборот больше, чем остальные партнеры агента А вместе взятые, то и вознаграждение агент В получает больше, чем агент А. Здесь имеет значение карьерный рост агента, то есть чем более активно человек работает, тем выше поощрение.
— другие поощрения от компании за активную работу, такие как создание товарооборота, путешествия, подарки и т. д.

5. Обязательная система обучения, позволяющая дистрибьюторам, не имеющим опыта и знаний, в кратчайшие сроки достигать высоких результатов в бизнесе. Обучение на начальном этапе бесплатное!

6. Возможность с минимальными вложениями (покупка товара, обучение) создать высокодоходный бизнес, позволяющий изменить качество жизни.

7. Неизменный личностный рост, духовное развитие.

8. Четкое планирование своих действий для получения определенного результата — это бизнес статистики. Самодисциплина.

9. Прямая заинтересованность вышестоящего дистрибьютора в результативности и успехе нижестоящих партнеров — это командный бизнес. Только помогая другим, мы сами становимся успешными.

10. Ответственность за свой результат, за результат своих партнеров.

11. Дисциплина, четкий алгоритм действий.

12. Отсутствие риска: если даже не сумеешь построить бизнес, ты в любом случае покупаешь продукт, который имеет определенную ценность.

Отмечу, что сетевой маркетинг, те проценты, которые получает продавец, не имеет никакого отношения к запрещенному в Исламе ростовщичеству. В сетевом маркетинге не используется дорогостоящая реклама, а задействован потенциал продавцов, лично финансово заинтересованных в объемах продаж. Главное — наличие качественного продукта, отсутствие очевидного обмана и обоюдное согласие при купле-продаже.

Сетевой маркетинг считается харамным (недозволенным с точки зрения канонов Ислама) при условиях:

1. Отсутствие товара либо наличие товара, не имеющего никаких отличительных свойств, который можно купить в других магазинах, как правило, дешевле (это либо финансовая пирамида либо завуалированная финансовая пирамида).

2. Вознаграждение агенту выплачивается не с товарооборота, а за вовлечение новых агентов.

3. Тот, кто пришел раньше в такую сеть, независимо от своей активности, будет всегда получать больше, чем тот, кто пришел позже.

4. Обещание баснословных доходов с целью завлечь кандидата, чтобы он принес деньги.

5. Риск потери денег, которые агент отдал либо за ненужный товар, либо просто за возможность привлечения новых агентов и получения прибыли.

Запрещающие сетевой маркетинг фетвы (исламские богословские заключения) имеются в сети. Но, к сожалению, большинство читателей не вникают в суть запрета и причины, а обобщают, говоря, что сетевой маркетинг запрещен. Я изучил фетвы. Запреты, упоминаемые в них, были выведены на основе конкретных местных компаний, которые строили финансовые пирамиды и называли это сетевым маркетингом. Финансовые пирамиды запретны, а халяльный сетевой маркетинг — нет.

Приведу несколько выдержек из запрещающих фетв.

Члены постоянного комитета по изданию фетв Саудовской Аравии вынесли постановление (фетву) под номером 22935 о запрете схемы сетевого маркетинга. Первой и самой главной причиной вынесенного ими решения о запрете является то, что схема сетевого маркетинга содержит в себе оба вида запрещенного шариатом ростовщичества. Человек платит компании небольшую сумму денег в надежде получить сумму больше той, что он заплатил, а это является операцией — деньги за деньги, при этом с отсрочкой и надбавкой. Второе, это неопределенность (гарар)[2], которая, прежде всего, заключается в том, что работник сетевого маркетинга не может предугадать, удастся ли ему собрать необходимое число клиентов для получения вознаграждения, притом что его деньги уже вложены, и каким оно будет вообще»[3].

«Всемирная академия Фикха 17-го июня 2003 г. вынесла аналогичную фетву»[4].

«Египетский дом фетв пересмотрел вынесенную ими ранее фетву о дозволенности сетевого маркетинга и постановил его запретность»[5].

«Совет муфтиев Иордании также вынес постановление о запретности сетевого маркетинга»[6].

Высказывающие мнение о запрете обоснуют это наличием ростовщичества, двусмысленности и неопределенности таких схем. Но все это имеется лишь в финансовых пирамидах и недозволенном сетевом маркетинге.

P. S. Сам состою в двух сетевых компаниях (в одной более пяти лет, в другой — около года). Из личного опыта знаю, что работают они в рамках канонов. Нет ни принуждения что-то никчемное покупать, ни требований что-то продавать, ни требований привлекать новых клиентов, нет того, о чем говорят запрещающие фетвы. Есть качественный эксклюзивный продукт и грамотно построенная стратегия по его распространению. Никакого принуждения и наличия «двух сделок в одной»[7]. Можно быть просто потребителем хорошего продукта со скидкой и бонусами, а можно заработать на реальных продажах и грамотном продвижении продукта.

Активные продавцы многому учатся в халяльных сетевых компаниях, набираются опыта работы и приобретают коммуникативные навыки высокого уровня.

Предполагаю, очень даже распространены харамные сетевые компании. Большинство инертной массы людей хотят получить все и сразу[8], быстро разбогатеть, не обращая внимания на способы и методы. Но эта неправильность есть не только в сетевом бизнесе, она присутствует и в религиозной сфере (радикальные и иные секты), и в политической (критикующие все бездельники, живущие на иностранные гранты, или политические партии, декларирующие на выборах одно, а после не делающие ничего полезного для народа), и в бизнесе (мошеннических схем великое множество), и в культуре (на госсредства по обоюдно выгодной корыстной схеме создаются никчемные «шедевры»), и в спорте (договорные бои, где изначально для определенного круга лиц известен победитель) и т. д.

Люди, имеющие узкое видение, часто рисуют картины, не имеющие ничего общего с реальным положением и концепцией сетевой компании. Но в то же время есть те, которые своими действиями занимаются оздоровлением этой индустрии, как и любой другой. Поэтому проблема не в сетевом маркетинге, не в религии или политике, а в самих людях.

Подписывайтесь на нашу страницу в Instagram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] https://ru.wikipedia.org.

[2] https://umma.ru/economica-i-islam/shariatskie-zapreti/8841-garar-zapretnaya-forma-sdelki.

[3] http://www.alifta.net/default.aspx?languagename=ar#1.

[4] http://aoif.gov.sd/ao/uploads/ftawy/eco/1.pdf.

[5] http://dar-alifta.org.eg/.

[6] http://www.aliftaa.jo/Question.aspx?QuestionId=1995#.VrjLp1iLQU1.

[7] На это в исламском богословии имеется запрет. См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-Тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 218, хадис № 1231, «сахих»; ан-Насаи А. Сунан ан-насаи [Свод хадисов имама ан-Насаи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 479, хадис № 4632, «хасан сахих».

Сетевой маркетинг можно рассматривать как две независимые торговые сделки. Ученые разошлись лишь во мнении относительно классификации этих двух сделок. Одни ученые назвали эти две операции «покупкой» и «вознаграждением за некие услуги», другие «покупкой» и «оказанием посреднических услуг».

[8] А меньшинство этой серой массы, независимо от вероисповедания, любят все запрещать и отрицать, обосновывая тем самым свое безделье и лежебокость.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
FacebookTwitterVKLinkedInGoogle+
Аят: 1:1