Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.
Когда закончилась война беззакония и был заключен договор достойных, Мухаммад вступил в третий этап своей жизни. Предыдущие два были периодами юности и молодости, которые для многих полны бушующих страстей и устремлений. Мухаммад был физически вынослив, полон высоких целей, при этом он занимал достойное положение в обществе. Его энергия не иссякла к сорока годам, о чем передает Абу Хурайра: «Я не видел никого красивее посланника Аллаха — будто бы солнце сияло на его лице. Я не видел более быстрого в ходьбе — будто бы земля расстилается перед ним. Когда мы шли рядом с ним, нам приходилось ускорять шаг»[1].
К подобным людям мирская жизнь идет навстречу, даже если они сами не поворачиваются к ней лицом. К кому же жизнь будет обращена после него? Неужто к слабым, беспечным, пессимистичным?
Мухаммад, несмотря на не чуждые ему, как и всем людям, мирские услады, не был замечен в чем-либо, пятнающем честь. Не передается, чтобы он участвовал в какой-либо авантюре с целью достичь положения или получить богатство. Напротив, его жизнь освещала окрестности Мекки по причине благородных качеств, правдивости и следования высоким принципам, чем он отличался от своих сверстников.
Достоинство человека заключается не в том, чтобы не иметь при жизни мирских желаний, либо при их наличии — в отсутствии путей достижения. Оно проявляется, когда в человеке сила целомудрия выше устремлений к низменному, когда положительные силы преобладают над отрицательными. Вершиной качеств Мухаммада было мужество, а его душевные силы и чистота внутреннего мира усиливали это мужество путем достойных качеств и прямоты. Мы находим его свободным от отрицательного влияния, приукрашенного для молодежи и заставляющего желать величия через лицемерие и выпячивание себя, либо стремиться к власти путем лести и игр на чувствах людей.
Если к перечисленному прибавить его неприязнь к идолам, которым поклонялся его народ, пренебрежение убеждениями и обрядами, правящими на Аравийском полуострове, а также осознание, что истина — это что-то иное, то мы поймем причины, почему он искал утешения в уединении. Поймем, почему посреди гор и равнин он пас овец и ограничивался малым уделом. Неужто это аскетизм и отрешенность от мирских благ? Нет, поистине, то было погружение в высокие истины, благодаря которым жизнь обретает порядок и смысл, ради чего должно расходоваться имущество. Великих людей не насытят сокровища, они жаждут истины. Их не удовлетворит правление народами, если вместо благочестия царит порочность, ведущая к упадку и толкающая людей в пропасть.
Новый этап жизни для Мухаммада начался, когда произошло знакомство с первой его супругой Хадиджей[2], дочерью Хувайлида.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-Тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. В 5 т. Каир: Мустафа аль-баби аль-халяби, 1975. Т. 5. С. 604, хадис № 3648.