Подробно о посте в Рамадан смотрите здесь.
Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Совершение полуденной молитвы (Зухр) после пятничного намаза

Выясним, заменяет ли в полной мере пятничная молитва («Джум‘а») полуденную (Зухр)?

Итак, если пятничная молитва совершается жителями города совместно в одной мечети, то молитва полна и самодостаточна. После такой молитвы совершение полуденной (Зухр) недопустимо и запрещено. Таково мнение всех богословов. Подчеркиваю – всех мусульманских ученых без исключения.

Если же в одном городе несколько мечетей, то:

1) «в той мечети, где первыми сказали начальный «такбир»[1] двух ракяатов фарда пятничной молитвы, не совершают полуденную молитву. Для всех остальных мечетей совершение ее обязательно, если в городе чрезмерно много мечетей. В противном случае (если мечетей мало) – только желательно», –  утверждают богословы шафиитского мазхаба;

2) «пятничные молитвы всех мечетей города являются самодостаточными и полноценными. Для тех, кто все-таки желает совершить полуденную, строго порицаемо (макрух тахриман) совершение ее в джама‘ате, вместе с имамом», –  считают богословы ханафитского мазхаба.

Уместно будет упомянуть здесь мнение богослова нашего времени Вахбы аз-Зухайли: «Пятничная молитва – это основная обязательная (фард) молитва своего времени. Те, кто говорит об обязательности совершения молитвы в одной и единственной мечети, обосновывают это фактическим положением дел во времена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Самостоятельным аргументом (в пользу того, что после увеличения числа мечетей в одном населенном пункте принимается молитва только в одной из них) это не может быть. Конечно же, лучше, если все верующие будут вместе читать молитву в одной мечети (но на практике в сегодняшних городах и мегаполисах это невозможно).

Если прихожанин хочет перечитать полуденную[2] молитву вслед за пятничной в одиночку, то никто не вправе ему это запретить. В то же время необходимо препятствовать случаям, когда полуденная молитва вслед за пятничной совершается сообща, в джама‘ате, так как это нарушает единство мусульман. Канонически невозможно проводить аналогию (кыяс) между сегодняшними крупными городами, где число мусульман велико, с городом Мединой во времена пророка Мухаммада, когда число мусульман было незначительным. Правитель (халиф) сегодня – это проповедник мечети (хатыб). Минбар – это средство донесения до мусульман путей решения многих проблем. И то, что во времена Пророка и праведных халифов не было ни случаев, ни каких-либо причин перечитывать полуденную молитву после пятничной, явно указывает на отсутствие сегодня причин для обязательного перечитывания Зухра после пятничной молитвы. Поэтому коранический завет об обязательности совершения пятничной молитвы остается единым и единственным (на данное время недели и дня)»[3].

Другой из богословов нашего времени после подробного канонического исследования обсуждаемого вопроса сделал следующее заключение: «Пятничная молитва («Джум‘а») – это основная обязательная полуденная молитва пятницы. Зухр может совершаться (как индивидуально, так и джама‘атом) вместо нее (вместо пятничной) в пятницу только в случаях опоздания на пятничную молитву, а также теми, для кого последняя необязательна (путники, женщины, немощные или больные)»[4].

Нужно учитывать, что данное положение (совершение полуденной молитвы после пятничной) не имеет явного обоснования в Священном Коране или Сунне. Во времена Пророка и праведных халифов в одном населенном пункте не было много мечетей, а если они и были, то пятничная молитва совершалась в самой крупной мечети, где присутствовало и руководство города. Слова о «более раннем завершении молитвы в одной из мечетей» также из разряда религиозных предположений. Ученые ханафитского мазхаба дали наиболее реалистичное, со взглядом на будущее, религиозное заключение, обосновывая его, наряду со многими другими аргументами, кораническим аятом о легкости в религии[5] (о чем говорится и в хадисах) и тем, что искренне совершаемые деяния, тем более в деле поклонения Господу (‘ибада), принимаются и не отвергаются Им.

 

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Слова «Аллаху акбар», произносимые с поднятием кистей рук в самом начале молитвы.

[2] В случаях, когда в городе несколько мечетей и молящийся не знает, какая из них завершает молитву раньше, или когда  отсутствует необходимый кворум прихожан, может быть совершено четыре ракяата полуденной молитвы. В этом случае намерение будет таким: «Намереваюсь совершить четыре ракяата фарда завершающей полуденной молитвы» (или – «намереваюсь совершить полуденную молитву (Зухр) из предосторожности (اِحْتِياَطاً)». Именно не самостоятельной как шестой, а в качестве дополняющей и завершающей одну из пяти обязательных. См.: Мухаммад ибн Сулейман А. Маджма‘ аль-анхур фи шарх мультака аль-абхур. В 2 т. Бейрут: Ихьйа ат-турас аль-‘араби, [б.г.]. Т. 1. С. 167, 168); аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 1300.

[3] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 3. С. 1331, 1332, 1328.

[4] См.: Аль-‘Аккязи М. Итхаф аль-анам би ахадис аль-ахкям фи аль-‘ибадат [Одаривание людей хадисами канонических положений относительно поклонений (Богу)]. Каир, 1996. С. 83.

[5] «Всевышний не сделал для вас затруднений (стесненности, не создал критического положения)  в религии» (см.: Св. Коран, 22:78). «Облегчайте и не усложняйте; давайте радостную весть и не вызывайте отвращения» (хадис от Анаса; св. х. аль-Бухари, Муслима, ан-Насаи и Ахмада). Об этом говорится также во многих других аятах и достоверных хадисах.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1