Священный Коран и две битвы (Сира 120/186)

Священный Коран был более снисходителен, повествуя о постигшем мусульман в битве при Ухуде, — в противоположность тому, что было ниспослано после Бадра. Это неудивительно, так как упрек в адрес победившего за его ошибки должен быть более суровым, нежели спрос с того, кто сломлен. Если в первом случае сказано:

«…Вы желаете заполучить мирскую выгоду, Господь же считает приоритетной вечную. Он Всемогущ и бесконечно Мудр.

Если бы не изначальная осведомленность Аллаха (Бога, Господа), то вас за взятие [выкупа за освобождение пленных] постигло бы великое наказание» (Св. Коран, 8:67, 68).

То при Ухуде Всевышний сказал:

«…Среди вас [верующих] есть те, кто стремится [лишь] к мирскому [а потому порой ослепляется этим и допускает грубейшие ошибки], но есть и те, кто стремится к вечному [а потому более дальновиден и проницателен, стоек, трезв]. Через некоторое время Он удалил вас от них [от безбожников], чтобы подвергнуть испытанию [неожиданным для вас исходом событий].

[В последующем] Он простил вам [ошибки, непокорность]. По отношению к верующим милость Аллаха (Бога, Господа) необычайно велика [Он щедро одаривает, если желает, даже в том случае, когда человек и не заслужил того]» (Св. Коран, 3:152).

Достаточно допустившим ошибку того, что их коснулась боль поражения. И в быстрой Божьей расправе есть урок, напоминающий тому, кто оступился, о плачевности положения, в котором он оказался.

Аяты содержат в себе легкий упрек вкупе с полезным назиданием и очищением верующих, чтобы их надломленность на поле битвы не привела к лишающему сил отчаянию и печали, парализующей их волю.

«До вас были [очерчены определенные жизненные] пути. [То есть заглянув в прошлое, исследуя события, историческую цикличность, периодичность, анализируя законы мироздания, вы можете для себя найти много полезного.] Передвигайтесь по земле [путешествуйте] и смотрите, чем закончились дела обвинявших [пророков] во лжи.

Это [следы в истории, часть которых можно лицезреть и сегодня; уроки, которые важно и полезно извлечь из прошлого] — разъяснение для людей [о том, что и чем заканчивается; что к чему может привести], правильный путь и назидание для набожных [которые умеют видеть не только глазами, но и лицезреть живостью, проницательностью ума и сердца].

Не ослабевайте [в целеустремленности и в приверженности своим идеалам; будьте неутомимы] и не опечаливайтесь [теряя то, что любимо и желанно для вас], вы — выше [многого и многих на этой планете], [но только при условии] что будете верующими [не верой философских размышлений, а верой разума и сердца]» (Св. Коран, 3:137–139).

Божественное Откровение обучает мусульман тому, чего они не знали, и напоминает им о том, что они позабыли из закономерностей религии и жизни. Оно объясняет, что верующий, сколь бы сильна ни была его связь с Аллахом, не должен обольщаться и думать, что мирская жизнь покорилась ему, что все законы на земле в его подчинении. Нет! Взвешенность и осторожность, постоянная работа — именно они являются снаряжением мусульманина при достижении обозначенных им задач. В тот момент, когда мусульманин думает, что все дни для него и ничто не будет против него, что слава и почести обоих миров достижимы им без приложения великих усилий и несения ответственности, он идет по пути явного поражения.

«Если вас коснулась беда, так ведь раньше и других [верующих] касались (затрагивали) подобные беды. [Беды, невзгоды и печали подобны летящим мимо с пугающим свистом шальным пулям. Не бойтесь их, смело продолжайте восхождение на труднодоступные вершины жизни, даже если одна из пуль вас вскользь заденет или ранит. Вы не первые, кто, стремясь идти в авангарде истории, принимает удары на себя.]

Те дни [колесо истории] Мы вращаем меж людьми [между правящими родами, кланами; властвующими империями, государствами; отдельными влиятельными личностями. Сегодня у одного есть возможности, а завтра — они у другого. Кто проиграет сегодня, тот может выиграть завтра. Все непредсказуемо в этой жизни. Таково Божественное установление, замысел в этом мироздании. Главное — не упустить свой шанс и не опускать руки, не падать духом и не опечаливаться].

[Сложности и тяжелые периоды] для того, чтобы отделить верующих, и для того, чтобы избрать из среды вашей неустанно усердных. [Ставя человека в разные обстоятельства, Всевышний раскрывает стойкость его веры, силу намерения и целеустремленности.] [Но во всем есть свои пределы, важно наличие разума и правильного подхода к делам, ведь] Аллах (Бог, Господь) не любит тиранов [притеснителей, которые помнят о своих правах, но забывают о правах и свободах других людей].

Вы [слишком быстро] решили, что войдете в Рай, тогда как только Аллах (Бог, Господь) в полной мере ведает о том, кто из вас усерден [отдает себя делу; идет к поставленной для себя на данном отрезке жизни цели, не оборачиваясь назад, а лишь корректируя ход; кто бескорыстен в благом и не старается выказаться], и о том, кто терпелив [спокоен, стоек, тверд]» (Св. Коран, 3:140–142).

Разумные люди стесняются требовать дорогой товар за никчемную цену. Они проявляют готовность жертвовать собой взамен того, к чему стремятся. Однако же готовность в дни безопасности не должна исчезнуть в дни страха. Воистину человек в момент благополучия представляет положение дел легким, что само по себе опрометчиво и является самообманом. И пусть верующий остерегается такого положения и прислушается к упреку Аллаха по отношению к тем, кто был готов на самопожертвование, но потом отклонился в сторону, когда необходимо было себя проявить.

«Вы желали смерти [бросали ей вызов, говорили, что не страшитесь ее] до того, как ее встретить [заглянув ей прямо в глаза, ощутив всей душой и телом ее признаки; столкнувшись со смертельной опасностью лицом к лицу], и вот вы [опешив] смотрите на нее… [так где же ваш прежний пыл и настрой?! Где ваше спокойствие и самообладание?]» (Св. Коран, 3:143).

Аллах упрекает тех, кто впал в отчаяние, чье рвение иссякло, когда распространилась весть о том, что Пророк ﷺ умер. Не подобает так поступать людям убеждения, поистине, они являются последователями принципов, а не отдельных людей. Если даже предположить, что Пророк был убит, защищая религию Аллаха, то его последователям надлежит так же быть стойкими в вопросе смерти, последовать тому же исходу, который постиг их предводителя, они не должны падать духом и отступать.

Функция Мухаммада ﷺ заключалась в том, чтобы освещать темные стороны сознания человека, его мысли и совесть. Если же он исполнил свою миссию и ушел, то разве допустимо тому, кто осветился его светом, возвращаться в темноту и погружаться в нее?

Воистину, Мухаммад собрал людей вокруг себя как раб Аллаха и Его посланник. Если они связали себя с ним, познали его как предводителя в истине и как связь их с Аллахом, то после смерти раба Аллаха эта сильнейшая связь с вечно Живым, Который не умрет, должна продолжать существовать и жить.

«Не является Мухаммад [не кем иным], как посланником [он не Бог, он — раб Божий и посланник]. Были и до него посланники [Божьи]. [Неужто] если он умрет или будет убит, вы [сподвижники, внемлющие его проповеди и призыву] попятитесь назад (отвернетесь) [от веры в Бога, к которой он призывал вас, не жалея своих сил]?!

[Знайте же, в ком погаснет зажженный праведностью и пророческими чудесами Мухаммада лучик веры, не приобретшей осознания и самостоятельности] и он отвернется [от веры, в корне изменится в случае смерти посланника Божьего и отсутствия той Божественной энергии, которой заряжали других пророки и посланники], то [подобный человек] ничем и никогда не навредит Богу. [Вера и религиозность людей не нужны Творцу, они необходимы им самим (людям) во имя их же мирского и вечного благополучия.] Благодарным [осознающим ценность веры, жизни и Божественных даров] Аллах (Бог, Господь) воздаст [сполна и много большим]» (Св. Коран, 3:144).

Коранический текст продолжает показывать верующим назидательные стороны того, что с ними произошло, обучает их, как в будущем избегать подобных мест, где можно споткнуться. Коран использует легкую ошибку, чтобы отделить от общности мусульман тех, кто примкнул к ним в поиске какой-либо выгоды, кто искал дружеских отношений, будучи лицемерным.

Если битва при Бадре была полезна тем, что оставила без помощи отрицающих Аллаха, то битва при Ухуде была призвана опозорить лицемеров. Сколь часто то, что несет вред, в последующем оборачивается огромной пользой, сколь часто тела обретают здоровье после болезни.

Возможно, то, что проистекало из ослушания приказов в этой битве, несло в себе серьезный урок, обучающий мусульман ценности и значимости покорности. Общность, которой не управляет единый приказ, где над людьми преобладают личные устремления, не будет иметь успеха при столкновении с трудностями и не сможет управлять собой в условиях войны или мира.

Именно поэтому служба в армии построена на абсолютном подчинении. И верующие, и безбожники знают эту истину. Когда та или иная нация вступает в войну, она превращает все свои партии в единый фронт, где все личные прихоти гаснут, все устремления солдат выстраиваются в единую цель, все эмоции равняются на порывы командования.

Подобно тому как издание приказов требует мудрости, так и их исполнение — покорности, выдержанности и внутреннего подавления своего «Я» во исполнение этих приказов. Исход такой покорности во всех делах возвращается сторицей.

Причиной смуты, беспорядка, любого волнения более всех людей является тот, кого отдалили от правления, тогда как он сильнее всего его желал. ‘Абдуллах ибн Убей является тому примером, он был из тех, кто готов был пожертвовать будущим уммы во имя своих личных желаний.

Что касается лучников, ослушавшихся приказа и оставивших свои позиции, их постигла слабость, забвение и остатки любви к мирскому в поспешности заполучить его тленные услады. Результатом стало то, что произошло. Поэтому когда мусульмане испытали шок от беды, перевернувшей обстоятельства, Аллах объяснил им, что они сами являются источником постигшего их бедствия. Он же — не нарушил Своего обещания и ни в чем не притеснил.

«И когда постигла вас беда [поражение при Ухуде, и некоторые из вас опечалились], а [вспомните] ведь ранее [в битве при Бадре] вы добились двукратного результата [если сравнивать успех и потери обеих битв], вы [некоторые из вас] воскликнули: «Почему так случилось?» Скажи: «Вы тому прямая причина [ваши грехи, проступки, непослушание — прямая тому причина]». Поистине, Аллах (Бог, Господь) в состоянии сделать абсолютно все. [Он мог бы дать вам победу, но результат каждой ситуации имеет свой особый смысл, особую мудрость. Далеко не всегда происходит так, как хочет того человек, даже если он считает себя очень набожным.]» (Св. Коран, 3:165).

Ислам ставит условия для достижения совершенства — это необходимость трудиться, принимать какие-то вещи на веру, ждать награды только от Всевышнего, уметь отказываться от того или иного.

Опубликовано на основе исключительного авторского права автора книги «Пророк Мухаммад. Жизнеописание лучшего из людей» Ильдара Аляутдинова для umma.ru. Купить книгу вы можете здесь.

Подписывайтесь на нашу страницу в Instagram

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1