Логотип umma.ru и переход на главную страницуСеминары Шамиля Аляутдинова
Login icon

Войти

Семинары Шамиля Аляутдинова

Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Меню

Михраб

Предыдущий термин

Муфассир

Следующий термин

Мусульманин (араб. مسلم) — тот, кто принял Ислам, что подразумевает под собой покорность перед Богом и следование тому, с чем явился пророк Мухаммад.

На сегодняшний день словом «мусульмане» обычно обозначается община пророка Мухаммада. Однако среди ученых-богословов имеется мнение, что понятие «мусульмане» относится и ко всем предыдущим общинам, уверовавшим в единого Бога и последовавшим за пророками, которые были отправлены к ним, например, последовали за Иисусом, Моисеем, Авраамом, Ноем. Есть также мнение, что слово «мусульмане», наряду с общиной пророка Мухаммада, применимо только в отношении всех предыдущих пророков. Таким образом, по их мнению, применение этого слова в отношении общины пророка Мухаммада является своего рода знаком почтения к ней. Свое мнение они аргументировали тем, что все виды имеющихся в Исламе предписаний (например, молитва-намаз, пост, обязательная милостыня и паломничество) также были вменены в обязанность всем предыдущим пророкам, в отличие от людей, последовавших за ними. Именно поэтому община пророка Мухаммада именуется словом «мусульмане». Кроме этого, согласно мнению большинства ученых раннего периода, в Священном Коране слово «мусульмане» всегда использовано только в отношении общины пророка Мухаммада, и не выявлено ни одного случая использования этого слова в отношении общин других пророков. Ко всему вышесказанному можно также добавить, что если слово «мусульмане» понимать в узком значении, то оно применимо только в отношении общины пророка Мухаммада, а если понимать в более широком значении, например, в значении «верующие в единого Бога», то в этом случае допустимо применять его и ко всем общинам, уверовавшим в единого Бога и последовавшим за своими пророками.   

Согласно мнению всех ученых-богословов, с принятием Ислама на человека возлагаются все те обязанности, которые возложены на всех мусульман. Кроме этого, такой человек может пользоваться всеми теми правами, что есть и у других мусульман.

Чтобы принять Ислам и стать мусульманином, необходимо произнести слова шахады (свидетельство Единобожия): «Свидетельствую, что нет бога (божества), кроме Аллаха (Бога, Господа), и свидетельствую, что Мухаммад — посланник Аллаха (Бога, Господа)». Если желающий принять Ислам ранее был приверженцем других верований и традиций, кардинально противоречащих Исламу, то после произнесения этих слов необходимо отказаться от них и впредь к ним не возвращаться. Произносить слова свидетельства следует осознанно и искренне. Дети, родители которых являются мусульманами или у которых только отец является мусульманином, по умолчанию тоже являются мусульманами. Поэтому им не требуется произносить слова свидетельства. Также важно отметить, что, согласно мнению большинства ученых-богословов, признание веры в Бога сердцем, не выражающееся на языке, является достаточным, чтобы считаться верующим человеком.

В Исламе пять столпов религиозной практики: произнесение свидетельства Единобожия, совершение пятикратной молитвы-намаза, выплата закята (обязательного пожертвования), совершение паломничества (хадж) и пост в месяц Рамадан. Важно отметить, что, согласно мнению некоторых ученых, если какой-либо человек, ранее не относившийся к числу мусульман, станет совершать молитву, как это делают мусульмане, то он тоже будет считаться мусульманином[1].

[instagramline]

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Ислам // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. –Кувейт, 1983. Т. 4. С. 259–273. 

Аят дня

Хадис дня

2:25

Обрадуй [о Мухаммад] верующих, совершающих благие дела! Им [в вечной обители уготованы] райские сады, под которыми текут реки [возле деревьев, кустарников и прекрасных дворцов, спокойно и безмятежно]. Каждый раз, как подадут им плоды из райских садов, они будут удивляться: «Это то же самое, что было предоставлено нам ранее. [Нечто подобное мы уже ели]». А дадут им лишь похожее [по отдельным характеристикам, но по сути своей, на вкус — абсолютно иное]. У них там [у каждого из обитателей Рая] вторая половина [для мужчины — супруга, для женщины — супруг], причем абсолютно чистые [чистые душой и телом, идеальные, без тех изъянов, которые, возможно, были присущи им в мирской обители; приятные во всех аспектах и нюансах, добродушные, окруженные неописуемым ореолом ароматов притягательности и совершенства]. Они там пребудут вечно [смерть там не властна, вошедший туда никогда не будет изгнан] (Св. Коран, 2:25).

Читать полностью

Читать подробнее аят дня или хадис дня
Семинар в Алматы

Новые материалы

Мы в социальных сетях

Переход на страницу umma.ru в TwitterПереход на страницу umma.ru в VKПереход на канал umma.ru в YouTubeПереход на страницу umma.ru в okПереход на страницу umma.ru в VimeoПереход на канал umma.ru в TelegramПереход на страницу umma.ru в SoundcloudПереход на страницу umma.ru в DzenПереход на страницу umma.ru в YMusic