Мусульманин (араб. مسلم) — тот, кто принял Ислам, что подразумевает под собой покорность перед Богом и следование тому, с чем явился пророк Мухаммад.
На сегодняшний день словом «мусульмане» обычно обозначается община пророка Мухаммада. Однако среди ученых-богословов имеется мнение, что понятие «мусульмане» относится и ко всем предыдущим общинам, уверовавшим в единого Бога и последовавшим за пророками, которые были отправлены к ним, например, последовали за Иисусом, Моисеем, Авраамом, Ноем. Есть также мнение, что слово «мусульмане», наряду с общиной пророка Мухаммада, применимо только в отношении всех предыдущих пророков. Таким образом, по их мнению, применение этого слова в отношении общины пророка Мухаммада является своего рода знаком почтения к ней. Свое мнение они аргументировали тем, что все виды имеющихся в Исламе предписаний (например, молитва-намаз, пост, обязательная милостыня и паломничество) также были вменены в обязанность всем предыдущим пророкам, в отличие от людей, последовавших за ними. Именно поэтому община пророка Мухаммада именуется словом «мусульмане». Кроме этого, согласно мнению большинства ученых раннего периода, в Священном Коране слово «мусульмане» всегда использовано только в отношении общины пророка Мухаммада, и не выявлено ни одного случая использования этого слова в отношении общин других пророков. Ко всему вышесказанному можно также добавить, что если слово «мусульмане» понимать в узком значении, то оно применимо только в отношении общины пророка Мухаммада, а если понимать в более широком значении, например, в значении «верующие в единого Бога», то в этом случае допустимо применять его и ко всем общинам, уверовавшим в единого Бога и последовавшим за своими пророками.
Согласно мнению всех ученых-богословов, с принятием Ислама на человека возлагаются все те обязанности, которые возложены на всех мусульман. Кроме этого, такой человек может пользоваться всеми теми правами, что есть и у других мусульман.
Чтобы принять Ислам и стать мусульманином, необходимо произнести слова шахады (свидетельство Единобожия): «Свидетельствую, что нет бога (божества), кроме Аллаха (Бога, Господа), и свидетельствую, что Мухаммад — посланник Аллаха (Бога, Господа)». Если желающий принять Ислам ранее был приверженцем других верований и традиций, кардинально противоречащих Исламу, то после произнесения этих слов необходимо отказаться от них и впредь к ним не возвращаться. Произносить слова свидетельства следует осознанно и искренне. Дети, родители которых являются мусульманами или у которых только отец является мусульманином, по умолчанию тоже являются мусульманами. Поэтому им не требуется произносить слова свидетельства. Также важно отметить, что, согласно мнению большинства ученых-богословов, признание веры в Бога сердцем, не выражающееся на языке, является достаточным, чтобы считаться верующим человеком.
В Исламе пять столпов религиозной практики: произнесение свидетельства Единобожия, совершение пятикратной молитвы-намаза, выплата закята (обязательного пожертвования), совершение паломничества (хадж) и пост в месяц Рамадан. Важно отметить, что, согласно мнению некоторых ученых, если какой-либо человек, ранее не относившийся к числу мусульман, станет совершать молитву, как это делают мусульмане, то он тоже будет считаться мусульманином[1].
[instagramline]
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Ислам // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. –Кувейт, 1983. Т. 4. С. 259–273.
Обрадуй [о Мухаммад] верующих, совершающих благие дела! Им [в вечной обители уготованы] райские сады, под которыми текут реки [возле деревьев, кустарников и прекрасных дворцов, спокойно и безмятежно]. Каждый раз, как подадут им плоды из райских садов, они будут удивляться: «Это то же самое, что было предоставлено нам ранее. [Нечто подобное мы уже ели]». А дадут им лишь похожее [по отдельным характеристикам, но по сути своей, на вкус — абсолютно иное]. У них там [у каждого из обитателей Рая] вторая половина [для мужчины — супруга, для женщины — супруг], причем абсолютно чистые [чистые душой и телом, идеальные, без тех изъянов, которые, возможно, были присущи им в мирской обители; приятные во всех аспектах и нюансах, добродушные, окруженные неописуемым ореолом ароматов притягательности и совершенства]. Они там пребудут вечно [смерть там не властна, вошедший туда никогда не будет изгнан] (Св. Коран, 2:25).
Читать полностью
Согласие на обработку персональных данных описывает какую информацию и каким образом администрация сайта собирает и обрабатывает для предоставления своих услуг на umma.ru
Пользовательское соглашение cайта umma.ru, которое объясняет что можно, а что нельзя делать на нашем сайте.
Подкаст, в котором Ильдар Аляутдинов говорит о лучшем из людей и цитирует хадис об этом. Слушать и скачать можно в статье