Саваб (араб. ثواب) — вознаграждение от Бога за покорность Ему, соблюдение Его предписаний, за благодеяния и удаление себя от запретного.
Вознаграждение (саваб) за соблюдение предписаний Бога и совершение любых других благих дел главным образом полагается совершеннолетним мусульманам, находящимся в здравом уме. Что касается несовершеннолетних детей, то соблюдение ими предписаний и совершение благих дел после достижения семилетнего возраста также будет вознаграждено Творцом.
Кстати, Бог вознаграждает верующих людей по Своей милости, а не как что-то должное, ведь Он не нуждается в Своих рабах и в соблюдении ими Его установлений.
Главное условие для получения вознаграждения (саваб) — наличие правильного намерения (ният). Наличие последнего настолько важно, что даже если желаемое благое дело не удастся выполнить, то вознаграждение (саваб) все равно может быть записано, зафиксировано ангелами в личном деле верующего как за выполненное.
Некоторые ученые-богословы высказались в пользу того, что вознаграждение (саваб), как за соблюдение установлений Бога, так и за совершение любых благих дел, допускается посвящать и другому человеку, например, умершему. Маликиты исключили из этого вознаграждение (саваб) за совершение обязательной молитвы и соблюдение поста, а шафииты исключили из этого только вознаграждение (саваб) за совершение обязательной молитвы.
Посвящать вознаграждение (саваб) пророку Мухаммаду — вопрос спорный: некоторые ученые-богословы допускают подобное, а другие нет.
Размер вознаграждения (саваба) может быть разным. Это зависит от степени сложности выполнения конкретного предписания или благого деяния, а также от места и времени. Так, например, за совершение омовения в зимнюю пору холодной водой полагается больше вознаграждения, нежели за совершение того же в летнюю пору теплой водой. Также за совершение молитвы в Священной мечети Мекки полагается больше вознаграждения, чем в любой другой мечети. То же самое можно сказать и про совершение предписаний Бога в месяц Рамадан.
В некоторых случаях вознаграждения (саваб) за выполнение предписаний Бога или совершение любых других благих дел можно вовсе лишиться. Такое может произойти в случае выполнения вышеуказанного напоказ или ради похвалы людей[1].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Саваб // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 15. С. 53–63.
И не совершай благодеяния [не делись с другими, будто проявляя щедрость и доброту, но на самом деле] желая получить взамен большее. [Если совершаешь добрый поступок, то делай это бескорыстно, пред Богом, не ожидая получить от людей что-то, а особенно большее, взамен.] (Св. Коран, 74:6).
Читать полностью
Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов цитирует Св. Коран, 14:7 и говорит о благодарности. Слушать и скачать можно в статье
Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов отвечает на вопрос: что выше довольства? Слушать и скачать можно в статье
Статья о том, что запрещено делать в Мекке и какой у нее статус в религии Ислам.