Шаха́да (араб. الشهادة, букв. «свидетельство») — слова веры, выражаемые формулой «Ашхаду ан ля иляхэ иллял-лах, ва ашхаду анна мухаммадан расулюл-лах» («Свидетельствую, что нет бога, кроме Единого Господа, а также свидетельствую, что Мухаммад — посланник Бога»).
Слово «шахада» также используется в значении «свидетельское показание» для удостоверения какого-либо факта, правонарушения и т. д.
Важно знать, что к человеку, выступающему в качестве свидетеля, предъявляются определенные требования, без наличия которых его свидетельские показания могут быть не приняты. К числу этих требований относятся:
- быть мусульманином,
- совершеннолетним,
- иметь здравый рассудок,
- отличаться своей праведностью,
- по мнению ханафитов, не должен быть слепым, однако, по мнению других ученых-богословов, в некоторых случаях свидетельство слепого человека все же допускается,
- по мнению большинства ученых-богословов, не должен быть немым,
- должен обладать ясным умом и памятью, а также способностью хорошо воспроизводить информацию,
- не должен иметь какую-либо личную заинтересованность при даче своих показаний,
- не должен питать вражду или неприязнь к человеку, в отношении которого будет свидетельствовать.
В некоторых случаях принимается свидетельство исключительно людей мужского пола, например, в случаях совершения преступлений, за которые полагается телесное наказание. В других случаях принимается свидетельство исключительно людей женского пола, когда по этических принципам свидетельство мужчин не допускается, например, прием родов.
Кстати, слово «шахада» имеет также значение «мученическая смерть за веру», а человек, павший такой смертью, называется «шахид»[1].
Рекомендуем к изучению раздел «Принятие Ислама» на нашем сайте umma.ru.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Шахада // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 26. С. 214–253.
[Всем людям даны предпосылки стать верующими, теми, из кого жизнь бьет живительным ключом и хочется жить, созидать, помогать. Однако большая часть людей легкомысленно относится к этому. Они духовно оживают и осознают глубину происходящего лишь в периоды несчастий. Только тогда они пробуждаются, негодуя или упорно молясь, а потом — вновь надолго забывают о Боге, уходя в бездуховность, беспечность помыслами и поступками.] Последних образно можно сравнить с теми, кто разжег костер, вокруг которого все осветилось пламенем, но костер этот по воле Бога быстро погас [под воздействием проливного дождя либо сильного ветра]. Люди погрузились во тьму (в многослойную тьму), они не видят. Они глухи, немы и слепы [не желают слышать, не стараются объективно смотреть на происходящее вокруг и просто не намерены иметь такой подход, не могут точно сформулировать, чего хотят и что их на самом деле беспокоит]. Они уже не вернутся [к свету, хотя им будет дано много шансов... Такие люди довольно быстро раскрывают свою суть: с появлением суетливых забот или очередной потехи они забывают о Боге и Его предписаниях; свет их веры быстро гаснет от потока “важных” дел, и вот они уже в кромешной темноте нескончаемой рутины] (Св. Коран, 2:17, 18).
Читать полностью
Статья о долговых отношениях
Статья о злословии и негативных размышлениях
Статья о том, что запрещено делать в Мекке и какой у нее статус в религии Ислам.