Татбиб (араб. تطبيب — лечение, врачевание) — заниматься медицинской практикой и лечением больного человека от какой-либо болезни.
Татбиб относится к категории дозволенных (халяль) действий, а его изучение — к категории коллективных обязанностей (фард кифая).
Татбиб может быть отнесен и к категории желательных (мусатаб) действий, если желающий его практиковать будет делать это с намерением принести пользу другим людям.
Дозволяется ли врачу осматривать участки тела, которые следует прикрывать (‘аурат)?
По единогласному мнению ученых-богословов, врач может осматривать подобные участки тела, если для лечения болезни в этом возникнет необходимость. Желательно при этом, чтобы врач по мере возможностей осматривал исключительно тот участок тела, который нуждается в лечении.
Желательно также, чтобы женщину осматривала женщина-врач, а мужчину — мужчина-врач. В случае отсутствия такой возможности допускается не следовать этому.
Разрешается ли нанимать врача для лечения болезни?
По единогласному мнению ученых-богословов, подобное дозволяется (халяль), и врачу за его работу полагается определенная плата, размер которой исчисляется в зависимости от срока найма, а не в зависимости от того, достигнут ожидаемый результат или нет.
Какую ответственность несет врач в случае нанесения больному какого-либо вреда в процессе проведения лечения или какого-либо вмешательства?
Полная ответственность за это возлагается:
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Татбиб // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 12. С. 135-140.
Или же [происходящее с ними, не определившимися и двуличными по своей сути, возможно, некоторыми из них] можно уподобить следующему: [ночь], с неба льет проливной дождь, кругом кромешная тьма, грохочет гром и сверкает молния. Страшась смерти от раскатов грома или ударов молнии они [стараясь не слышать душераздирающего грохотанья] пальцами затыкают свои уши [надеясь, что тем самым избегут беды, катастрофы]. Но в полной власти Аллаха (Бога, Господа) находятся [не только верующие, а и все без исключения] неверующие (безбожники) [потому, как бы ни затыкали уши, им не уйти от заслуженного. Следует, пока жив, прислушаться к себе, к своему внутреннему голосу и к предупреждениям, наставлениям, предприняв нечто более эффективное и перспективное, нежели беруши в уши и шоры на глаза]. Молния вот-вот ослепит их. [Столь она ярка в этой темноте!] Всякий раз, как небосклон освещается ее блеском, они начинают двигаться. [Та или иная ослепительная истина, очевидное знамение помогают им на время прозреть.] Но как только возвращается тьма [обстоятельств и суеты], они останавливаются [в своем духовном и личностном росте]. Если бы Аллах (Бог, Господь) пожелал, то лишил бы их и слуха, и зрения [привел в непригодность основные системы навигации движения по жизни, которые нужны не только для того, чтобы слушать музыку или смотреть телевизор]. Воистину, возможности Господа абсолютно ничем не ограничены [а потому не стоит отгораживаться от проблем затыканием ушей и успокаивать себя кратковременными духовными вспышками] (Св. Коран, 2:19, 20).
Читать полностью
Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов цитирует Св. Коран, 2:154, 155 и говорит о терпении. Слушать и скачать можно в статье
Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов говорит об отчаянии и объясняет, как не поддаваться панике. Слушать и скачать можно в статье
Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов говорит о принятии Ислама и приводит практические советы по этой теме. Слушать и скачать можно в статье