Татаюр (араб. تطير — видеть в дурном свете, считать дурным предзнаменованием) — видеть в каком-либо явлении дурное предзнаменование.
Татаюр можно считать проявлением неверия ввиду того, что он противоречит вере во Всевышнего.
Какие виды татаюра имелись среди арабов до прихода Ислама?
Вознамерившись совершить что-либо, они, например, отправлялись к гнезду, в котором сидела птица, и начинали трясти его. Если птица вылетала из гнезда в правую сторону, то считали это хорошим предзнаменованием, а если в левую — дурным. В первом случае они убеждались в том, что запланированное дело следует совершить, а во втором — отказывались от него.
Как поступать верующему человеку, столкнувшемуся с каким-либо явлением или знаком, который по местным традициям является дурным предзнаменованием?
Кстати, хорошие приметы, хорошее предзнаменование не порицается Исламом. Это подтверждается тем, что сам пророк Мухаммад одобрительно к ним относился[1].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Татаюр // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 12. С. 182-184.
Или же [происходящее с ними, не определившимися и двуличными по своей сути, возможно, некоторыми из них] можно уподобить следующему: [ночь], с неба льет проливной дождь, кругом кромешная тьма, грохочет гром и сверкает молния. Страшась смерти от раскатов грома или ударов молнии они [стараясь не слышать душераздирающего грохотанья] пальцами затыкают свои уши [надеясь, что тем самым избегут беды, катастрофы]. Но в полной власти Аллаха (Бога, Господа) находятся [не только верующие, а и все без исключения] неверующие (безбожники) [потому, как бы ни затыкали уши, им не уйти от заслуженного. Следует, пока жив, прислушаться к себе, к своему внутреннему голосу и к предупреждениям, наставлениям, предприняв нечто более эффективное и перспективное, нежели беруши в уши и шоры на глаза]. Молния вот-вот ослепит их. [Столь она ярка в этой темноте!] Всякий раз, как небосклон освещается ее блеском, они начинают двигаться. [Та или иная ослепительная истина, очевидное знамение помогают им на время прозреть.] Но как только возвращается тьма [обстоятельств и суеты], они останавливаются [в своем духовном и личностном росте]. Если бы Аллах (Бог, Господь) пожелал, то лишил бы их и слуха, и зрения [привел в непригодность основные системы навигации движения по жизни, которые нужны не только для того, чтобы слушать музыку или смотреть телевизор]. Воистину, возможности Господа абсолютно ничем не ограничены [а потому не стоит отгораживаться от проблем затыканием ушей и успокаивать себя кратковременными духовными вспышками] (Св. Коран, 2:19, 20).
Читать полностью
Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов цитирует Св. Коран, 6:116-118 и говорит о предположениях. Слушать и скачать можно в статье
Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов цитирует Св. Коран, 2:154, 155 и говорит о терпении. Слушать и скачать можно в статье
Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов говорит об отчаянии и объясняет, как не поддаваться панике. Слушать и скачать можно в статье