Таваф (араб. طواف — обход) – ритуальное хождение вокруг Священной Каабы.
По единогласному мнению ученых-богословов, таваф — главная и неотмененная составляющая ритуалов паломничества (хадж), совершение которого обязательно (ваджиб).
Таваф разрешается совершать в качестве добровольного деяния, а также в качестве приветствия Священной Каабе, вновь оказавшись рядом с ней. В обоих случаях таваф будет относиться к категории желательных (мустахаб) действий, которые может совершать любой верующий человек независимо от возраста.
Каковы условия действительности тавафа?
- фактическое совершение тавафа вокруг Священной Каабы,
- семикратное совершение тавафа,
- наличие намерения,
- совершение тавафа в непосредственной близости от Священной Каабы либо в определенной прилегающей к ней части,
- направление движения должно быть против часовой стрелки,
- делать таваф, начиная от Черного камня (аль-хаджар аль-асвад),
- наличие ритуальной чистоты,
- по мере возможности совершать таваф самостоятельно,
- непрерывность совершения сразу всех семи тавафов,
- совершение тавафа, относящегося к ритуалам хаджа, только в дни жертвоприношения,
- по мнению ученых-ханафитов, совершение двух ракяатной молитвы после завершения тавафа.
Важно отметить, что некоторые действия при совершении тавафа относятся к категории желательных (мустахаб), которые следует выполнять только по мере возможности. К числу таких действий относятся: прикоснуться и поцеловать Черный камень, произнести некоторые виды зикров и ду‘а.
Что нежелательно делать во время тавафа:
- громко произносить зикр и ду‘а, а также читать Священный Коран вслух, мешая тем самым другим людям,
- вести ненужные разговоры,
- есть и пить,
- испытывать сильную нужду в удовлетворении физиологической потребности[1].
[instagramline]
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Таваф // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 29. С. 120-143.
Обрадуй [о Мухаммад] верующих, совершающих благие дела! Им [в вечной обители уготованы] райские сады, под которыми текут реки [возле деревьев, кустарников и прекрасных дворцов, спокойно и безмятежно]. Каждый раз, как подадут им плоды из райских садов, они будут удивляться: «Это то же самое, что было предоставлено нам ранее. [Нечто подобное мы уже ели]». А дадут им лишь похожее [по отдельным характеристикам, но по сути своей, на вкус — абсолютно иное]. У них там [у каждого из обитателей Рая] вторая половина [для мужчины — супруга, для женщины — супруг], причем абсолютно чистые [чистые душой и телом, идеальные, без тех изъянов, которые, возможно, были присущи им в мирской обители; приятные во всех аспектах и нюансах, добродушные, окруженные неописуемым ореолом ароматов притягательности и совершенства]. Они там пребудут вечно [смерть там не властна, вошедший туда никогда не будет изгнан] (Св. Коран, 2:25).
Читать полностью
Согласие на обработку персональных данных описывает какую информацию и каким образом администрация сайта собирает и обрабатывает для предоставления своих услуг на umma.ru
Пользовательское соглашение cайта umma.ru, которое объясняет что можно, а что нельзя делать на нашем сайте.
Подкаст, в котором Ильдар Аляутдинов говорит о лучшем из людей и цитирует хадис об этом. Слушать и скачать можно в статье