Та‘зия (араб. تعزية — утешение, выражение соболезнования) — выражение соболезнования кому-либо в связи с кончиной близкого человека, родственника.
По единогласному мнению ученых-богословов, та‘зия относится к категории желательных действий (сунна), что подтверждается изречениями пророка Мухаммада.
Когда следует совершать та‘зию?
По мнению большинства ученых-богословов, более предпочтительно делать это после погребения скончавшегося ввиду того, что до этого времени родственники, как правило, бывают заняты подготовкой к погребению.
По мнению ученых-шафиитов, та‘зия разрешается и до погребения, если в этом возникнет необходимость, например, если родственников скончавшегося охватит сильное чувство печали и горести по случаю его смерти.
Разрешается ли близким людям скончавшегося собираться в каком-либо месте по случаю его смерти?
По мнению большинства ученых-богословов, нежелательно (макрух) собираться родственникам скончавшегося, например, в его доме по случаю его смерти с целью приема людей, желающих выразить свои соболезнования. По их мнению, подобное не рекомендуется в связи с тем, что такое действие способно лишь усилить чувство горести и печали.
Что представляет собой та‘зия?
1. Побуждение родственников к проявлению стойкости и терпения.
2. Напоминание им о вознаграждении Всевышнего и Его милости.
3. Молитва за скончавшегося и испрашивание за него прощения у Всевышнего[1].
[instagramline]
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Та‘зия // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 12. С. 287-290.
Или же [происходящее с ними, не определившимися и двуличными по своей сути, возможно, некоторыми из них] можно уподобить следующему: [ночь], с неба льет проливной дождь, кругом кромешная тьма, грохочет гром и сверкает молния. Страшась смерти от раскатов грома или ударов молнии они [стараясь не слышать душераздирающего грохотанья] пальцами затыкают свои уши [надеясь, что тем самым избегут беды, катастрофы]. Но в полной власти Аллаха (Бога, Господа) находятся [не только верующие, а и все без исключения] неверующие (безбожники) [потому, как бы ни затыкали уши, им не уйти от заслуженного. Следует, пока жив, прислушаться к себе, к своему внутреннему голосу и к предупреждениям, наставлениям, предприняв нечто более эффективное и перспективное, нежели беруши в уши и шоры на глаза]. Молния вот-вот ослепит их. [Столь она ярка в этой темноте!] Всякий раз, как небосклон освещается ее блеском, они начинают двигаться. [Та или иная ослепительная истина, очевидное знамение помогают им на время прозреть.] Но как только возвращается тьма [обстоятельств и суеты], они останавливаются [в своем духовном и личностном росте]. Если бы Аллах (Бог, Господь) пожелал, то лишил бы их и слуха, и зрения [привел в непригодность основные системы навигации движения по жизни, которые нужны не только для того, чтобы слушать музыку или смотреть телевизор]. Воистину, возможности Господа абсолютно ничем не ограничены [а потому не стоит отгораживаться от проблем затыканием ушей и успокаивать себя кратковременными духовными вспышками] (Св. Коран, 2:19, 20).
Читать полностью
Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов цитирует Св. Коран, 2:154, 155 и говорит о терпении. Слушать и скачать можно в статье
Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов говорит об отчаянии и объясняет, как не поддаваться панике. Слушать и скачать можно в статье
Подкаст, в котором Шамиль Аляутдинов говорит о принятии Ислама и приводит практические советы по этой теме. Слушать и скачать можно в статье