Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Тщетная попытка (Сира 55)

Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.

Язычникам было тяжело признать поражение из-за того, что переселенцы нашли укрытие для себя и своей религии. Неприязнь к Исламу побудила их направить к Наджаши группу с подарками и подношениями, чтобы он лишил мусульман своей благосклонности. Делегация состояла из ‘Амра ибн аль-‘Аса[1] и ‘Абдуллаха ибн Абу Раби‘а[2], тогда те еще не были мусульманами. Они прибегли к помощи людей из свиты правителя, выделив им часть подарков и приведя доводы, благодаря которым можно было изгнать мусульман. Курайшиты сказали: «Это люди из числа наших глупцов, которые оставили религию своего народа и не вошли в религию вашего правителя. Они пришли с выдуманной религией, о которой не знаем ни мы, ни вы».

Люди из свиты согласились уговорить Наджаши изгнать мусульман. Однако Наджаши в ответ на услышанное счел нужным выслушать обе стороны и пригласил сподвижников. Обе стороны обязались говорить только правду, какой бы она ни была.

Наджаши обратился к Джа‘фару ибн Абу Талибу[3]: «Что это за религия, из-за которой вы оставили свой народ и не вошли ни в мою, ни в какую другую?» Джа‘фар ответил: «О правитель, мы были невежественными людьми, которые поклонялись идолам, ели мертвечину, совершали постыдные поступки, порывали родственные связи, не соблюдали добрососедство, сильный из нас угнетал слабого. И это продолжалось до тех пор, пока Аллах не отправил к нам пророка из нашего числа, род которого мы знаем, в правдивости которого не сомневаемся, как в верности и целомудрии. Он призвал нас к Единобожию, чтобы не возводили на уровень Бога никого и ничего, оставили поклонение идолам. Он призвал нас к правдивости речи, верности, поддержанию родственных связей, добрососедству, воздержанию от запретного и кровопролития, запретил нам порочное, лжесвидетельство, поедание имущества сироты, приказал совершать молитву, соблюдать пост». Джа‘фар перечислил предписания Ислама и добавил: «Мы уверовали в него и подтвердили его правдивость, стали считать запретным то, что он запретил нам, и разрешенным — дозволенное. Однако народ подверг нас мучениям, пытался сбить с нашей религии и вернуть к поклонению идолам. Когда же они нас притесняли и чинили препятствия между нами и нашей религией, мы направились в ваши города и избрали тебя в надежде, что не будем здесь гонимы».

Наджаши сказал: «Есть ли у тебя то, с чем он пришел от Аллаха?» Джа‘фар ответил «да» и прочитал строки из суры «Марьям»[4]. Наджаши вместе со своей свитой заплакал, а затем сказал: «Поистине, это и то, с чем пришел Иисус (‘Иса), исходит из одного источника». Посланцам он велел: «Уходите, клянусь Аллахом, я никогда вам их не выдам». Когда они вышли, ‘Амр ибн аль-‘Ас обратился к ‘Абдуллаху ибн Абу Раби‘а: «Завтра я приду к нему с тем, что их погубит». На следующий день он обратился к Наджаши: «Воистину, они говорят об Иисусе (‘Исе), сыне Марьям, страшные слова». Наджаши вновь всех собрал и спросил, что они говорят о мессии. Джа‘фар ответил: «Мы говорим о нем то, с чем пришел к нам Пророк, что он раб Аллаха, посланник и Дух от Него, Слово Его, которое посеяно в Пречистой Марьям». Наджаши взял с земли ветвь и сказал: «Сказанное Иисусом (‘Исой) не разнится со сказанным тобой на размер этой ветви». Среди епископов прокатилась волна недовольства, на что Наджаши сказал: «Даже выражай вы свое недовольство, я все равно останусь при своем». Мусульманам же он велел: «Идите, вы в безопасности. Я не пожелаю гор из золота в обмен на то, чтобы причинить боль одному из вас».

Он вернул подарки курайшитам и сказал: «Если Бог не взял взятки с меня, то как я могу принять ее от вас?! Если Он не покорился людям касательно меня, то как я могу покориться вам касательно Него?!» [5]

Мусульмане оставались в безопасности рядом с ним. Попытка ‘Амра не увенчалась успехом, делегация вернулась в Мекку с неудачей. Курайшиты поняли, что не смогут излить свою неприязнь к Исламу и его последователям, кроме как в границах своего влияния. Они решили пролить свой гнев на тех, кто находился рядом с ними.

Опубликовано на основе исключительного авторского права автора книги «Пророк Мухаммад. Жизнеописание лучшего из людей» Ильдара Аляутдинова для umma.ru. Купить книгу вы можете здесь.

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] ‘Амр ибн аль-‘Ас (51 г. д. х.–43 г. п. х.) (573–664 гг. по григор.) — великий воин и полководец. Воевал против мусульман и был ярым противником пророка Мухаммада. На 57 году жизни ‘Амр стал мусульманином. Участвовал в многочисленных и тяжелых сражениях бок о бок с такими великими сподвижниками, как Абу Бакр и ‘Умар. Во времена правления ‘Умара ибн аль-Хаттаба был назначен руководителем двух крупных областей — Египта и Палестины.

[2] Абу ‘Абдур-рахман ‘Абдуллах ибн Абу Раби‘ аль-Курайши аль-Махзуми — сподвижник пророка Мухаммада. В период джахилии его имя было Баджира. Принял Ислам после освобождения Мекки, и Пророк дал ему имя ‘Абдуллах.

[3] Джа‘фар ибн Абу Талиб ат-Тайяр (34 г. д. х.–7 г. п. х.) (589–629 гг. по григор.) — один из близких сподвижников пророка Мухаммада и его двоюродный брат, полководец, сын Абу Талиба.

[4] 19-я сура Священного Корана.

[5] См.: Ибн Хишам. Ас-сира ан-набавия. Т. 1. С. 340.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1