Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Принятие Ислама Хамзой и ‘Умаром (Сира 56)

Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.

Воистину, на горизонте, укрытом облаками, иногда рождается ослепляющая вспышка молнии. Для мусульман Мекки наступили суровые дни, которые подтолкнули многих бросить свои дома и бежать ради сохранения своей религии. И все-таки часть из них осталась переносить трудности и испытания. Однако новые силы, примкнувшие к Исламу, сделали курайшитов более осмотрительными в своих действиях, прежде чем осмелиться причинять боль верующим.

Хамза ибн ‘Абдуль-мутталиб, дядя Пророка, его молочный брат, который был мужественным, крепким и сильным человеком, принял Ислам. Причиной принятия им Ислама стала весть о том, что была предпринята попытка нападения на посланника Аллаха. Обращаясь к Хамзе, рабыня ‘Абдуллаха ибн Джуд‘ана сказала: «О Абу ‘Амара[1]! Если бы ты видел, что пережил твой племянник, когда Абу аль-Хакям ибн Хишам[2] поносил его и причинял боль. Мухаммад же ему ничего не ответил». Разъяренный Хамза поспешил к Абу Джахлю. Тот сидел в окружении соплеменников. Хамза ударил его по лицу луком и рассек лицо со словами: «Неужто ты смеешь поносить его, когда я в его религии?»[3]

Принятие Ислама Хамзой можно истолковать как проявление заносчивости и высокомерия человеком, который не желает, чтобы его близкий был унижен. Позже Аллах раскрыл его сердце так, что Хамза начал крепко держаться за Его вервь. Мусульмане обрели его поддержку.

Что касается ‘Умара ибн аль-Хаттаба, то он относился к числу насмехающихся над Исламом. Он был известен своей вспыльчивостью и силой, из-за чего мусульмане перенесли много страданий.

Жена ‘Амира ибн Раби‘а передает: «Мы готовились к отправке к землям Эфиопии, ‘Амир вышел по своим делам. Подошел ‘Умар, тогда он еще пребывал в своем многобожии — от него мы многое вытерпели. Он спросил: «Отправляетесь ли вы в путь, о мать ‘Абдуллаха?» Она ответила: «Клянусь Аллахом, мы выступим в путь по земле Аллаха. Вы причинили нам много боли и унижений, так что Аллах дарует нам выход». ‘Умар сказал тогда «пусть с вами будет Аллах», я увидела в нем мягкость и печаль. По возвращении ‘Амира я сообщила ему о том, что увидела в ‘Умаре переживания за нас. Он спросил: «Неужто ты желаешь, чтобы он вошел в Ислам?» Я ответила «да», но он выразил свои сомнения со словами: «Он не покорится, пока не покорится осел аль-Хаттаба»[4]. Его слова были таковыми по причине суровости и жесткости ‘Умара по отношению к мусульманам. Однако сердце женщины было более зорким, чем предположения мужчины, поистине, за жесткостью ‘Умара пряталась мягкая, щедрая и милосердная натура.

Мы видим, что в ‘Умаре кипели противоречивые чувства. С одной стороны, он уважал обычаи, оставленные отцами и дедами, отдавался усладам и потехам, к которым привыкли арабы того времени. В то же время он восхищался и преклонялся перед стойкостью мусульман во время испытаний на пути веры. Его охватывали сомнения, как и любого разумного человека касательно того, к чему призывает Ислам, — быть может, это благостнее и чище, чем что-либо иное.

Он отправился убить Мухаммада, но лишь несколько слов помешали его замыслу. Когда он узнал, что его родная сестра и ее муж приняли Ислам, ворвался к ним в дом и в гневе ударил женщину по лицу. Увидев кровь на ее лице, он пришел в себя и в нем проснулось благоразумие. Он взял лист с аятами и прочитал их, после чего сказал: «Что может быть прекраснее и величественнее этой Речи?» Он склонился перед истиной и пришел к посланнику Аллаха сообщить о том, что принял Ислам. Когда же его душа очистилась от примесей, он оказал мощную поддержку воинам Аллаха, и мусульмане с ним обрели силу, а в душах неверующих поселилась скорбь. Курайшиты стали свидетелями того, что Ислам крепнет, и они потерпели неудачи в первых сражениях с ним и с его последователями. Они решили проанализировать положение дел и продумать более жесткую и выверенную тактику.

Опубликовано на основе исключительного авторского права автора книги «Пророк Мухаммад. Жизнеописание лучшего из людей» Ильдара Аляутдинова для umma.ru. Купить книгу вы можете здесь.

Подписывайтесь на umma.ru в Дзене

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Абу ‘Амара это и есть Хамза. Среди арабов бытует практика обращения друг к другу по имени старшего сына с прибавление Абу, что в переводе означает «отец такого-то».

[2] Абу аль-Хакям — прозвище Абу Джахля, которым он был известен среди мекканцев.

[3] См.: аз-Захаби Ш. Сияр а‘лям ан-нубаля’. Т. 1. С. 137.

[4] См.: аль-Байхакы. Даляиль ан-нубувва [Доводы пророчества]. В 7 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1984. Т. 2. С. 222.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1