Проводятся работы по обновлению сайта. На сайте могут появляться ошибки, но мы их исправим.

Тяготы похода на Табук (Сира 162)

Это фрагмент полного жизнеописания пророка Мухаммада. Следующий фрагмент здесь.

Войско, шедшее в Табук, перенесло множество тягот. Имам Ахмад в тафсире к словам Аллаха:

«Несомненно, Аллах (Бог, Господь) простил Пророка [одарил устремленностью к Его милости, прощению, благословению], мухаджиров и ансаров, последовавших за ним [пророком Мухаммадом] в трудный час, хотя у некоторых из них сердца начали было терять верный курс (уверенность) [из-за того, что на определенном этапе поход, в который они отправились, оказался невероятно тяжелым физически]. После Он простил им (принял их раскаяние) [ответил на душевную устремленность к Нему, дав необходимое количество сил и жизненной энергии]. Воистину, Он Сострадателен (Добр, Мягок) и бесконечно Милостив к ним [как и к тем, кто идет Ему навстречу несмотря на кажущуюся непроходимость тернистого пути]» (Св. Коран, 9:117)

приводит: «Они шли к Табуку, по двое или по трое сменяясь на одном верблюде. Стояла такая сильная жара, что они вынуждены были резать своих верблюдов и утолять жажду водой из внутренностей. Ощущалась острая нехватка провизии и верховых животных» [1].

‘Абудуллах ибн ‘Аббас передает, что было сказано ‘Умару ибн аль-Хаттабу: «Расскажи нам о битве при Табуке». Он сказал: «Мы шли в Табук во время засухи, пока не остановились, мучимые сильной жаждой и едва не погибая. Воин резал своего верблюда, чтобы выжать влагу из его поджилок и хоть как-то утолить жажду. То, что оставалось, он клал на свою печень».

Абу Бакр ас-Сыддик сказал Пророку: «О посланник Аллаха, воистину, Аллах отвечает на твои молитвы. Помолись Ему о нас». Пророк ответил: «Желаешь ли ты этого?» Он ответил утвердительно, и Пророк поднял руки к небесам. Не успел он опустить руки, как небо затянулось облаками и начался ливень. Люди наполнили сосуды водой. Затем мы заметили, что дождь шел только над нашим лагерем»[2]. Ибн Исхак передает: «В войске был лицемер. Мы обратились к нему: «Горе тебе, что должно еще произойти после этого?» Он сказал: «Это просто проходящая мимо туча».

В дороге мусульмане прошли рядом с руинами жилищ, которые населяли самудяне. Эти развалины былых поселений напоминали о гневе Аллаха, вызванном обвинениями во лжи в адрес их пророка. Они сами накликали на себя наказание Аллаха. Пророк ﷺ сказал: «Не входите в дома притеснивших самих себя, кроме как с плачем, чтобы вас не постигла та же участь»[3].

Пророк не хотел, чтобы мусульмане были беспечны к назиданиям и пренебрегали наказанием, коснувшимся прежних народов. Поистине, если Аллах даст кому-то посетить места, где приводится в исполнение высшая мера наказания, то невозможно, чтобы он смотрел на это с пренебрежением или насмешкой, как минимум он должен преисполниться печалью и скорбью к тем, кто заслужил столь печальный исход.

Имам Ахмад передает от Джабира, что когда посланник Аллаха прошел рядом со скалой, он сказал: «Не просите знамений Свыше, поистине, их просил народ Салиха. Аллах отправил им верблюдицу, которая заходила и выходила через это ущелье. День она пила их воду, день они пили ее молоко. Однако народ отверг милость Аллаха. Они ослушались приказа Аллаха и подрезали ей жилки. Их настиг крик, который лишил жизни всех находящихся под небосводом»[4].

Запрет просить чего-либо сверхъестественного учит людей удовлетворятся обычными вещами, видеть в них знамения. Нет пользы в чем-либо, выходящем за рамки обыденного. Лучше для них тратить свои усилия на выполнение своих обязанностей, работать над смягчением своих сердец и склоняться перед приказами Аллаха. Воистину, те, кто был до них, видели множество знамений. Однако их черствые сердца пренебрегли ими, за что народы призвали на себя проклятие.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: Ибн Са‘д М. Ат-табакат аль-кубра [Великие степени]. В 8 т. Бейрут: ас-Содир, 1968. Т. 2. С. 167.

[2] См.: Ибн Хиббан М. Сахих Ибн Хиббан. Т. 4. С. 223, хадис № 1383.

[3] См.: ан-Найсабури М. Сахих Муслим. Т. 4. С. 2285, хадис № 2980.

[4] См.: Муснад Ахмад. Т. 22. С. 66, хадис № 14160.

Материал принес пользу? Поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях.
Аят: 1:1